Среднерамные и высокорамные полуприцепы
Среди полуприцепов-тяжеловозов с погрузочной высотой более 860 мм наибольшее распространение получили так называемые высокорамные полуприцепы повышенной проходимости. Поскольку их применяют в экстремальных климатических и дорожных условиях, то их конструкция, с одной стороны, имеет значительный запас прочности, а с другой, максимально упрощена: минимум гидравлики и электрики, простая рессорная подвеска, хотя есть и исключения. Высокорамные полуприцепы входят в производственные программы основных производителей.
Тяжелый полуприцеп Goldhofer STUP-4 г/п 120 т с маятниково-балансирной подвеской для эксплуатации в экстремальных температурных условиях до –50 °С
Тяжелый полуприцеп Goldhofer STN-H4 г/п 70 т с гидравлической подвеской и принудительным управлением осей для эксплуатации в экстремальных температурных условиях до –40 °С
Полуприцеп для езды по бездорожью Tundramax
Полуприцеп для езды по бездорожью Tundramax
Полуприцеп для езды по бездорожью Tundramax
Перевозка военной техники по бездорожью Западной Сахары на полуприцепах Nicolas
Полуприцеп фирмы Nicolas на гидравлической подвеске со сквозными осями для сложных дорожных условий
Телескопируемый полуприцеп Scheuerle SuperFlex на гидравлической подвеске, с передвижными передними осями (от 5 до 10 осей), г/п до 120 т при 80 км/ч
ЧМЗАП 99065-038 СП
ЧМЗАП 99903-070-Я
ЧМЗАП 99064-080К
Трехосный полуприцеп «Тверьстроймаш» повышенной проходимости г/п 60 т
Погрузка оборудования на полуприцеп «Тверьстроймаш» повышенной проходимости с телескопической платформой
Полуприцеп «Тверьстроймаш» повышенной проходимости г/п 55 т
Среднерамные дорожные полуприцепы не имеют такой точной дефиниции, как высокорамные, и выпускаются не всеми производителями, хотя целевая аудитория для этих полуприцепов довольно обширна. Goldhofer AG определяет среднерамные как полуприцепы с погрузочной высотой от 800 до 950–1000 мм в зависимости от типа подвески, а высокорамные – как полуприцепы с погрузочной высотой 1300–1500 мм в зависимости от типа подвески и размера колес. Среднерамные полуприцепы предназначены для транспортировки негабаритных либо длинномерных грузов разнообразного характера по дорогам с твердым покрытием. При выборе колес для высокорамного полуприцепа отталкиваются от условий, в которых его будут эксплуатировать. Если по грязи, то применяют такие же колеса, как на тягаче, чтобы полуприцеп мог следовать за тягачом след в след. Если транспортное средство будут эксплуатировать в регионах с преобладанием песка, то используют максимально широкие покрышки, чтобы распределить нагрузку и не увязнуть в песке. Таким образом, на среднерамных полуприцепах высотой 800–1000 мм применяют колеса диаметром 17,5–19, на высокорамных такие же, как на тягаче, либо широкие. Goldhofer выпускает гамму среднерамных полуприцепов, начиная от 3-осных и заканчивая 10-осными, и срок службы таких полуприцепов 20–30 лет. У среднерамных полуприцепов широкая покупательская аудитория во всех отраслях, и к ним не предъявляют особых требований. Легкие 3–5-осные предназначены для перевозки легкой строительной техники, разнообразных вспомогательных машин и механизмов массой от 30 до 60 т. Полуприцепы с 6–10 осями предназначены для перевозки грузов массой от 60 до 120 т. Полуприцепы с разным исполнением раздвижения площадки – с одинарным, двойным, тройным и даже четырехкратным удлинением площадки. У полуприцепов со стандартным раздвижением, так называемых универсальных, раздвижение регулируется с шагом 500 мм, и перевозчик способен регулировать ширину площадки. Полуприцепы с 2–4-кратным раздвижением предназначены для перевозки длинномерных грузов, начиная от мостовых балок и заканчивая легкими нефтехимическими колоннами. Все производство компании Goldhofer сосредоточено в одном месте в Баварии. В производстве рамы используют высокопрочные стали и достаточно много оригинальных технических решений. Особо стоит отметить преднапряжение площадки вверх. На глаз преднапряжение заметно при двойном-тройном телескопировании. Чем больше раздвижение площадки, тем больше видно, что сама балка телескопирования и площадка выгнуты вверх, а при размещении на ней груза они выравниваются. Но ни в коем случае площадка не должна провисать. При пересечении препятствий, например ж.-д. переезда, важно, чтобы ничего не провисало и не могло коснуться путей. Goldhofer применяет только проверенные осевые агрегаты SAF, BPW с преобладанием BPW. Принципиальная позиция компании в том, что прицеп должен быть с гидравлически управляемыми осями. Такой полуприцеп несколько дороже, но маневреннее и экономит резину. Goldhofer также выпускает полную гамму высокорамных полуприцепов грузоподъемностью от 60 до 150 т с разными типами подвески, начиная от механической, т. е. рессорно-балансирной. Несмотря на то, что подвеска рессорно-балансирная, она снабжена маятниковыми осями, способными отрабатывать профиль дороги в поперечном направлении. Преимущественно такие полуприцепы используют компании, работающие в экстремальных условиях как по дорожной инфраструктуре, так и по климатическим условиям. Техника Goldhofer подготовлена к экстремальным условиям и способна выдерживать эксплуатационную температуру –50 °C, что дает преимущества компаниям, расположенным в холодных регионах. Высокорамные полуприцепы производства компании Faymonville представлены линейкой 3- и 4-осных Tundramax грузоподъемностью от 50 до 80 т, предназначенных для эксплуатации в суровых климатических условиях, о чем можно судить уже по названию. Добывающие, транспортные и сервисные компании в Сургуте, Новом Уренгое, Красноярске, Чите, а также в Якутии и Ямало-Ненецком округе имеют опыт эксплуатации данного полуприцепа, а компания Faymonville – положительные отзывы о Tundramax. Несущие конструкции полуприцепов Tundramax изготовлены из специальной стали QSTE690. Faymonville считает, что конструкция полуприцепа для экстремальных условий эксплуатации должна быть максимально простой. Поэтому применяют простую, выносливую и ремонтопригодную рессорную подвеску, неповоротные оси, минимум электрооборудования и никакой гидравлики. Полуприцепы предназначены для транспортировки седельным тягачом 6х6 или 8х6, исполнений для балластного тягача нет. Минимальная высота ССУ – 1385 мм, максимальная – 1550 мм. Полуприцеп может быть укомплектован уширителями до 3000 мм, кониками, фитингами для крепления контейнеров, направляющими, чтобы техника не соскальзывала, лебедкой для втягивания техники на трал, задним буксировочным крюком, запасным колесом, лебедкой для снятия запасного колеса, инструментальным ящиком. Полуприцепы выпускают с площадками шириной 2550 мм и 3000 мм. Длина основной площадки – от 9800 до 14 000 мм. У входящих в группу TII компаний Nicolas и Scheuerle все полуприцепы на гидравлической подвеске, поэтому они относительно высокие. Nicolas выпускает две линейки полуприцепов для эксплуатации в сложных дорожных условиях – гражданскую с погрузочной высотой 1000 мм и военную с погрузочной высотой 1100 мм. Гражданские полуприцепы с задним заездом изготавливают под заказ в моноблочном и телескопируемом исполнениях, с гидравлической подвеской с разделенными осями, с различным числом осей в зависимости от категории грузоподъемности, начиная от 40–50 т и заканчивая 130–140 т, а также различной длины, с задним заездом или без него, со специальными вставками в зависимости от требований заказчика. У компании нет четко определенного модельного ряда или типажей, спецификация каждого полуприцепа согласуется с заказчиком. Раздвижные полуприцепы исполняют с одно- и двухкратным телескопированием, с промежуточными столами. Ширина площадок – от 2750 до 3200 мм. Гидравлическая подвеска с качающимися осями на опорных гидроцилиндрах отличается большим ходом, до 650 мм: +350/ –300 мм, чем обеспечивается высокая проходимость. Число осей – от 3 до 7–8 в зависимости от требований заказчика к грузоподъемности. Площадки в основном ровные, возможны исполнения с понижением. Эту технику используют в основном в нефтегазовой промышленности для перевозки негабаритов по пересеченной местности. Ее основные потребители на Африканском континенте. Вторая линейка Nicolas – военная для перевозки бронетехники. Это полуприцепы со специальным гусаком для движения по пересеченной местности. Для них используют сквозные оси, но все равно на гидравлической подвеске. Есть моноблочные, есть телескопические варианты. Для заднего заезда используют аппарели с одинарным или двойным сложением и гидравлические опоры. Полуприцепы грузоподъемностью 50–70 т оснащают 5–6 осями. Погрузочная высота – 1100 мм, ход подвески +250/ –210 мм. Эту технику также оснащают устройствами для затаскивания и стаскивания подбитой бронетехники. Полуприцепы Scheuerle, которые можно считать среднерамными, предназначены для эксплуатации по дорогам с твердым покрытием. Это линейка Superflex с погрузочной высотой 1100 мм, числом осей от 5 до 3+7 и номинальной грузоподъемностью до 120 т при 80 км/ч. Система оснащена двумя или тремя передвижными осями, которые можно передвигать к гусаку или к задним колесам. Полуприцепы исполняют с одно- или двухкратным телескопированием, с задними аппарелями. Гидравлическая подвеска с разделенными качающимися осями, ход подвески +440/ –170 выдержит бездорожье, стандартная ширина – 2750 мм. Передвижные две или три оси можно перемещать вдоль телескопической балки, что позволяет распределять нагрузку, устраняя основной недостаток телескопируемых систем и позволяя полностью использовать грузоподъемность транспортного средства. Передвижные оси запатентованы группой TII. Нововведение в этом техническом решении – возможность снимать передвижные оси для использования полуприцепа в облегченном состоянии, когда необходимо перевезти легкий груз. Среднерамные полуприцепы и прицепы ЧМЗАП (ОАО «Уралавтоприцеп») используют для перевозки строительной техники на колесном и гусеничном ходу, оборудования и крупных неделимых грузов. Погрузочная высота прицепов и полуприцепов с задним заездом – 1000–1200 мм. Среднерамная техника включает несколько базовых моделей и их модификации в соответствии с требованиями заказчика. Первый полуприцеп с повышенной высотой грузовой платформы (высокорамные) был разработан по заказу нефтяников и вышел из ворот завода в 1997 г. Конструкторская разработка ЧМЗАП оказалась настолько востребованной, что разрослась в целое семейство. Главная особенность этих полуприцепов – в высокой проходимости автопоезда, которая достигается установкой шин большого диаметра и общей колеей для тягача и полуприцепа. Высокорамные полуприцепы-тяжеловозы представлены 2- и 3-осными моделями грузоподъемностью от 25 до 75 т, 4- и 5-осными грузоподъемностью от 65 до 80 т. Длина грузовой платформы варьируется от 8 до 13 м, у прицепов – от 6 до 9 м, ширина платформы – от 2500 до 3400 мм. Прицепная техника ЧМЗАП успешно эксплуатируется в условиях резких перепадов температур, высокой влажности, отсутствия дорог и сервисных центров. Прочность рамы, циклическая выносливость рессор, удобство погрузки, размещения и крепления груза, минимальные затраты на техническое обслуживание делают ее востребованной в регионах с «труднопроходимыми» дорожными условиями. Высокорамные полуприцепы комплектуют ходовым агрегатом, рассчитанным на повышенные нагрузки. Ходовой агрегат в составе рессорной балансирной подвески и колесных осей – эксклюзивная разработка ЧМЗАП, а собственное осевое производство – один из козырей завода «Уралавтоприцеп». Среди высокорамных полуприцепов можно выделить группу трехосных полуприцепов на базе ЧМЗАП 9990-070, предназначенной для перевозки колесной и гусеничной техники и крупногабаритных грузов по дорогам I–V категорий. Диаметр сцепного шкворня полуприцепа составляет 100 мм. Ширина въездных трапов – 600 мм. Некоторые модели высокорамных полуприцепов были разработаны для перевозки длинномерных грузов, например ЧМЗАП 9906.5-038 СМП грузоподъемностью 38 т с длиной платформы 18 м. Высокорамный ЧМЗАП 99903-041 ШПК с длиной платформы 11 м грузоподъемностью 55 т предназначен для эксплуатации в условиях бездорожья и низких температур в «усиленном» исполнении. Ширина платформы 3000 мм с помощью уширителей увеличивается до 3650 мм. Подвеска рессорно-балансирная. Полуприцеп дополнительно оснащен отбойными брусьями, приспособлениями для крепления техники, уширителями рамы, кониками-стойками. Применена рабочая тормозная система с TEBS-E фирмы Wabco. В семействе среднерамных моделей можно выделить самую востребованную товарную группу – полуприцепы для перевозки широкого спектра грузов общестроительного назначения и спецтехники. Трехосный полуприцеп ЧМЗАП 9906.4-080 К на односкатной ошиновке впервые был изготовлен по спецзаказу одного из заказчиков в 2008 г. Модель оказалась настолько востребованной, что разрослась в целое семейство ЧМЗАП 9906.4-080 К со множеством модификаций. На протяжении нескольких лет полуприцепами ЧМЗАП 9906.4-080 К оснащают противопожарные и спасательные службы в большинстве регионов РФ. Длина платформы семейства среднерамных полуприцепов ЧМЗАП 9906.4-081 варьируется от 9400 мм до 13 000 мм, ширина – 2500 мм (с уширителями до 3000 мм). Грузоподъемность – от 36 до 45 т. Погрузочная высота платформы – от 1215 до 1330 мм. В условиях бездорожья повышенная проходимость обеспечена односкатной ошиновкой и совмещением колесной колеи полуприцепа и тягача. Подвеска рессорная ЧМЗАП или пневматическая (BPW, Weweler). С наступлением зимы в работе перевозчиков появляется новое сложное направление – дороги северных регионов России. Это так называемые зимники – временные пути, которыми спешат воспользоваться предприятия нефтегазовой отрасли для доставки грузов и техники для удаленных объектов. Если о таких дорогах вы знаете не понаслышке, то именно для вас «Тверьстроймаш» предлагает высокорамные полуприцепы серии High грузоподъемностью от 23 до 70 т с погрузочной высотой 1200–1355 мм и прицепы Trailer грузоподъемностью 60 и 70 т. Такие транспортные средства спроектированы специально для российских дорог. А это значит, что конструкции надежны, выносливы и продуманы так, чтобы затраты на их обслуживание были невысокими. Прицеп-тяжеловоз отличают высокий дорожный просвет, прочные шины большого диаметра, усиленная механическая подвеска и солидная грузоподъемность. «Тверьстроймаш» использует импортную агрегатную базу – оси, тормозные системы, опоры и шкворни. Трехосный полуприцеп 99393H-LN60 грузоподъемностью 60 т, как и все модели серии High, отличают увеличенный клиренс, усиленная конструкция рамы и высокопрофильные внедорожные шины. Размеры грузовой платформы (11 000х3150 мм) обеспечивают перевозку как габаритных, так и негабаритных грузов. Для дополнительной фиксации груза предусмотрены лебедки и стопоры от бокового смещения. Полуприцеп оснащен усиленной рессорно-балансирной подвеской BPW для эксплуатации в условиях бездорожья и экстремально низких температур. На полуприцепы серии при необходимости можно установить съемные борта грузовой платформы, стойки и дополнительные топливные баки. Популярны среди перевозчиков и полуприцепы «Тверьстроймаш» с раздвижной платформой. Модель 99393H-60E можно охарактеризовать одним словом – «универсальность». Этот полуприцеп-платформа повышенной проходимости с телескопическим раздвижением до 19 м и грузоподъемностью 60 т решает транспортные задачи практически любой сложности. * * * Главная отрасль страны – нефтегазовая – остается основным заказчиком и потребителем высокорамных полуприцепов. Заводам, выпускающим эту продукцию, высокорамные полуприцепы приносят более-менее стабильный доход даже в годы кризиса. Ввиду вступления в затяжную, глобальную экономическую депрессию спрос и на высокорамную, и на среднерамную технику будет падать, причем на среднерамную в большей степени, так как ее основной потребитель – строительная отрасль – склонен в большей степени страдать от невидимой руки рынка. |