Стальные помощники строителей

Полуприцепы для перевозки тяжелой гусеничной техники специального назначения

О. Синицын
 
Пример перевозки промышленных грузов на модульном полуприцепе Goldhofer STZ-VH 6 THP/SL (2+4)
Модульный полуприцеп Goldhofer STZ-VH 4 THP/ET (0+4) для перевозки тяжелой гусеничной техники
Модульный полуприцеп Goldhofer STZ-VH 8 THP/ET (3+5) в  специальном исполнении базового шасси для РФ (ширина 2,5 м)
Низкорамный полуприцеп FAYMONVILLE VARIO 3+5 перевозит буровую Bauer BG 36
Низкорамный полуприцеп FAYMONVILLE VARIO 2+5 перевозит «сваебой» 90 т
Низкорамный полуприцеп FAYMONVILLE VARIO 0+4 перевозит разрушитель Komatsu
Полуприцеп Broshuis – 3 оси, гидравлический гусек, передний заезд, гидравлические оси
Полуприцеп Broshuis 2+4: интердолли тележка, гидравлический гусек, передний заезд, гидравлические оси, ширина – 2,55 м
Полуприцеп Broshuis – 5 осей, гидравлический гусек, передний заезд, гидравлические оси, двойной телескоп, ширина – 2,55 м
Nooteboom Euro-107-24 interdolly
Nooteboom Euro-109-25 jeepdolly
Nooteboom Euro-70-04
«Еврокомпакт» фирмы Scheuerle-Nicolas при перевозке дорожного бетоноукладчика. Груз лежит на передней и задней тележках
«Scheuerle Еврокомпакт» с большим ходом подвески для работы на пересеченной местности
Nicolas Dolly Neck г/п до 20 т на осевую линию особенно ценится на Cевере за отличную проходимость
ЧМЗАП 93371-000020
ЧМЗАП 93371-000020
ЧМЗАП 93371-000020
Перевозка негабаритного груза на полуприцепе-тяжеловозе Тверьстроймаш 99394F-P 65
Полуприцеп-тяжеловоз Тверьстроймаш с передним заездом и «долей» 99394F-P65, г/п 65 т
Meusburger Новтрак
Meusburger Новтрак
Перевозка экскаватора на полуприцепе Тверьстроймаш 99393F-P 38 г/п 38 т
Meusburger Новтрак

Современные технологии строительства не обходятся без техники специального назначения – бульдозеров, экскаваторов, трубоукладчиков, тракторной техники, гусеничных кранов и многого другого. Один из важных моментов начала любой стройки – доставка тяжелой строительной техники специального назначения к месту работы, которое может находиться в сотнях километров от места ее базирования. Что касается гусеничных машин, их нужно перевозить даже на соседнюю улицу, так как им категорически запрещено перемещаться самостоятельно в пределах города и по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием. Выход один – применение низкорамных прицепов и полуприцепов. Одной из главных трудностей при перевозке тяжелых негабаритных грузов является погрузка на трал и разгрузка с него. Об особенностях конструкций прицепной техники и дополнительных решениях для удобства загрузки и транспортировки тяжелой гусеничной техники эта статья.

Фронтальный заезд – удобная погрузка

Одно из технических решений, которое внедрили сначала европейские прицепостроители, а затем и российские, – это отстегивающийся гусак. После отсоединения гусака на полуприцеп такого типа можно помещать самоходную технику или груз с фронтальной стороны. Особым преимуществом конструкции в сравнении с традиционными полуприцепами, оборудованными трапами, расположенными сзади, является то, что гусеничная техника въезжает под малым углом. Это позволяет избежать ударных нагрузок, возникающих при въезде по обычным трапам, а при массе техники более 80 т применяется только фронтальный заезд. При таком способе погрузки техника, даже соскальзывая с погрузочной платформы, лишь смещается гусеницами на землю, а не опрокидывается, и можно повторить попытку въезда.

Для перевозки высокой гусеничной техники требуется минимальная погрузочная высота полуприцепа. Рама на таком полуприцепе имеет ступенчатую форму. Часть платформы располагается над колесами и часто служит для размещения некоторых частей перевозимой техники, например, ковша экскаватора. Для этой цели в раме могут быть предусмотрены специальные ниши. Самая низкая часть рамы имеет погрузочную высоту в пределах 500 мм, при этом расстояние от земли до ее верхней плоскости меньше, чем диаметр шин или гусениц.

Полуприцепы с отстегивающейся гусачной частью имеют ступенчатую конструкцию рамы с двойной погрузочной высотой, что обеспечивает максимальное удобство погрузки и перевозки высокой строительной гусеничной техники. У некоторых низкорамных тралов имеется возможность понижения либо повышения клиренса спереди полуприцепа на 200 мм, что обеспечивается изменением расположения гусака или переднего модуля.

В модельном ряду компании Goldhofer возможность фронтальной загрузки предусмотрена на полуприцепах серии STZ-V, представленной в различных вариантах исполнения гусачной части для сцепки с трех, четырех- и пятиосными тягачами.

Одна из последних разработок в этой серии – полуприцеп модели STZ-VP г/п до 120 т (в зависимости от модификации) с отсоединяющимся гусаком, оснащенный запатентованными Goldhofer качающимися осями. Ход подвески составляет около 600 мм (передняя ±300 мм, задняя +335/–265 мм), что обеспечивает высокую проходимость полуприцепа. Раздвижная платформа полуприцепов этой модели может пошагово увеличиваться с 6,8 до 14,3 м. Ширина грузовой платформы составляет от 1350 мм ( балка «под брюхо» до 6 м. Погрузочная высота на передней площадке – 400–600 мм. Погрузочная площадка на шасси сзади размерами 5320x2740 мм имеет погрузочную высоту 1185/ 1150 мм соответственно. В этой части грузовой платформы есть ниша шириной 660/ 860 мм и глубиной 650 мм для размещения выступающих вниз частей груза. Углы поворота колес: 60° (задних) и 70° (передних). Допустимая нагрузка на ось – 12 т, на седло тягача – 28/ 35 т.

Традиционно российские покупатели техники Goldhofer выбирают полнофункциональную модульную технику серии THP/ET с шириной базовых модулей 2500 мм и нагрузкой на осевую линию до 25 т, что обеспечивает необходимую ширину для проезда по дорогам общего пользования без специальных разрешений, максимальную надежность осевых групп и рамы а также изменение конфигурации полуприцепа под конкретные требования перевозки.

Для перевозки тяжелых гусеничных буровых машин массой от 60 т за 2009 – 2011 гг. поставлено на российский рынок более чем 20 модульных полуприцепов Goldhofer STZ-VH 6 (2+4) THP/ET 2500 с универсальными площадками типа «балка под брюхо» шириной 1350 мм. На такой площадке можно также перевозить любые промышленные грузы за счет трехступенчатой системы раздвижения в боковые стороны до 3390 мм . Поставка, сервис и обучение персонала выполнялись через представительство Goldhofer AG в РФ и странах СНГ – ООО «ИнСпецТехника».

Полуприцепы марки Faymonville с отстегивающимся гусаком представлены в сериях Megamax, Gigamax, Variomax и Modulmax. Они имеют минимальную погрузочную высоту, которая может быть от 300 до 600 мм. Число осей – от одной до пяти, причем полуприцепы этой серии можно приобрести с подкатной тележкой Dolly с числом осей от одной до трех. Такой широкий выбор позволяет приобрести наиболее подходящую модель в зависимости от массы и габаритов перевозимого груза. Например, гусеничную и колесную технику массой до 30 т оптимально перевозить двухосным полуприцепом Faymonville Megaмax. Погрузочная высота Megaмax составляет всего 300 мм. Этот полуприцеп очень интересен практически для всех перевозок с грузом соответствующей массы (сельхозтехника, комбайны, яхты и катера). У него низкая собственная масса, платформа Megaмax может раздвигаться в длину и ширину, что делает его универсальным для перевозок негабарита. Среди всех производителей полуприцепов с отстегивающимся гусаком Faymonville предлагает очень широкий выбор, начиная с 18-тонного гусака SUPERlight для тягачей с колесной формулой 4x2 и вплоть до 70-тонного с подкатной тележкой для тягачей 10x6. Специальный усиленный гусак был разработан для зарубежных рынков, таких как российский, южноафриканский и южноамериканский. Faymonville предлагает также широкий ассортимент низкорамников г/п от 20 до 200 т. За счет применения различных гусаков, низкорамной конструкции и различного числа осей предлагаемый перевозчикам негабарита ассортимент расширен до нескольких тысяч моделей.

Ступенчатую конфигурацию рамы и отстегивающуюся гусачную часть имеют и полуприцепы голландской фирмы Broshuis. К примеру, трехосный низкорамный полуприцеп этой марки имеет грузоподъемность 45,5 т. Основная грузовая платформа, расположенная между гусаком и осями, находится относительно дороги на высоте всего 500 мм. Имеется возможность увеличения ширины грузовой платформы до 3,25 м. Между колесами выполнен продольный желоб, он позволяет разместить стрелу и рукоять экскаватора при его перевозке. При повороте седельного тягача относительно рамы полуприцепа каждое колесо поворачивается вокруг собственного шкворня. Передача усилия от седла к колесам осуществляется гидромеханическим устройством, включающим насос, гидроцилиндры, систему тяг и рычагов.

Низкорамные полуприцепы Nooteboom представлены широкой линейкой прицепной техники, в том числе тралами с отсоединяющимися гусаками с принудительным поворотом колес и раздвигающейся платформой. Для перевозки землеройно-транспортных машин, гусеничной техники и других крупногабаритных грузов оптимально подходят полуприцепы Nooteboom Euro. Задняя часть грузовой платформы может иметь межосевую нишу для погрузки и фиксации плеча (рукояти) экскаватора. Максимальная полная масса составляет 156 т. Полуприцепы оборудуют гидроприводом рулевого управления, что обеспечивает их высокую маневренность и минимальный износ шин. Число осей – от 2 до 8; конфигурации – «джипдолли» и «интердолли»; периметральная и «хребетная» платформы; нагрузка на оси – от 10 до 16 т.

Полуприцепы марки Scheuerle и Nicolas немодульной конструкции EuroCompact с низкорамными постелями предназначены для строительных и нефтяных компаний, перевозящих с объекта на объект тяжелую технику массой от 30 до 100 т. Низкорамные постели вставляются между осевыми тележками или крепятся напрямую к гусаку. Возможны разные виды постелей в зависимости от задачи. Меняется только постель, а сами ходовые остаются. Для увеличения грузоподъемности есть возможность подсоединения дополнительной двухосной тележки к передней ходовой. Таким образом, число осей можно увеличить до девяти (колесная формула 4+5).

Используя свой опыт в изготовлении легких, но жестких конструкций, производитель достиг оптимального соотношения собственной массы полуприцепа к грузоподъемности. Так, снаряженная масса, например, семиосной системы с гусаком и постелью-вставкой составляет лишь 27 т при 83-тонной грузоподъемности и максимальной скорости 80 км/ч. При этом система позволяет даже присоединение четырехосного тягача.

При перевозке строительной техники важно иметь возможность погрузки на систему навесного оборудования для нее. Прочная конструкция полуприцепа позволяет загружать не только постель, но и переднюю или заднюю тележку в зависимости от конфигурации, которые могут использоваться как дополнительные погрузочные площадки. Перевозчик может даже использовать всю длину полуприцепа и перевозить, например, асфальтобетоноукладчики дорожного полотна.

В гусак интегрирована электрогидростанция, позволяющая поднимать-опускать полуприцеп, а также подруливать независимо от тягача, повышая таким образом маневренность системы.

Полуприцепы EuroCompact, как и модульные конструкции серий EuroCombi и InterCombi, выпускаются на гидроподвеске, которая рассчитана на повышенные нагрузки с ходом подвески до 600 мм. Гидравлика работает на всем ходу подвески одинаково, это позволяет уверенно двигаться по пересеченной местности и пересекать железнодорожное полотно. Любую ось можно поднять и зафиксировать в верхнем положении, чтобы экономить горючее и не изнашивать резину. Оси могут поворачиваться на угол до 65°. Каждый трал может оснащаться несколькими типами платформ, каждая из которых имеет возможность раздвигаться в длину и в ширину. Данная серия тралов имеет отстегивающийся или жестко сваренный с передней тележкой гусак и глубокий паз для стрелы в задней тележке, что облегчает транспортировку тяжелых экскаваторов.

Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов – ОАО «Уралавтоприцеп» – первым из отечественных производителей выпустил полуприцеп с отстегивающимся гусаком ЧМЗАП-93371-0000020. Эта модель была продемонстрирована на выставке «СТТ» три года назад. Трехосный полуприцеп ЧМЗАП-93371-0000020 предназначен для транспортировки гусеничной техники массой до 50 т. Нагрузка на ССУ тягача – 27,6 т. Погрузочная высота составляет 630 мм. Подвеска на полуприцепе пневматическая с задней самоустанавливающейся осью. На полуприцепе имеются уширители грузовой платформы с 2,5 до 3 м. В процессе погрузки специальный силовой механизм опускает переднюю часть грузовой платформы на дорожное полотно и разъединяет гусак с основной рамой полуприцепа. Процесс сцепки-расцепки полностью механизирован и по времени обычно занимает чуть более минуты.

Одна из последних разработок ОАО «Уралавтоприцеп» – низкорамный полуприцеп ЧМЗАП 93371-030 с раздвижной рамой и отсоединяемым гусаком, предназначенный для перевозки крупногабаритной колесной и гусеничной техники массой до 35 т в раздвинутом и 48 т в сдвинутом положении грузовой платформы. Специальные ниши позволяют снизить габарит по высоте и при перевозке гусеничной техники закрываются металлическими настилами. Полуприцеп ЧМЗАП 93371-030 оборудован флажковыми уширителями грузовой платформы и облегченными трапами, раздвигаемыми по ширине. Заезд техники осуществляется спереди после отстыковки гусачной части полуприцепа.

Данная модель оснащена системой безопасности EBS-E фирмы WABCO, обеспечивающей надежную работу тормозной системы. Специальное устройство Smart Board контролирует диапазон функций и состояние полуприцепа. Подвеска трехосная (последняя ось самоустанавливающаяся) пневматическая производства BPW. Полуприцеп ЧМЗАП 93371-030 успешно прошел заводские испытания, в ходе которых была проверена работоспособность отсоединяемого гусака, раздвижка и сдвижка платформы, а также пробеговые испытания с балластным грузом.

Один из крупнейших отечественных производителей прицепной техники – завод «Тверьстроймаш» предлагает потребителям полуприцепы с отстегивающимся гусаком серии Front. Сегодня в ней представлены трехосная модель 99393F-P38 г/п 38 т и четырехосная 99394F-P65 г/п 65 т. Наряду с повышенной грузоподъемностью модель 99394F-P65 обладает и другими интересными и важными для перевозчиков особенностями. Сравнительно небольшая погрузочная высота (650 мм) позволяет перевозить тяжелые и неделимые грузы, не превышая допустимых значений по вертикальному габариту. Заезд техники на такой полуприцеп удобен, безопасен, нет необходимости в трапах. Но главное достоинство модели, ее принципиальное отличие от отечественных аналогов – это возможность использовать полуприцеп как с подкатным сегментом – долей, так и самостоятельно. Благодаря грамотному техническому решению нагрузка равномерно распределяется между осями полуприцепа и доли, что расширяет возможности выбора тягача (можно использовать тягач с более низкой допустимой нагрузкой на ССУ). Соединение подкатного сегмента с гусаком полуприцепа выполнено таким образом, чтобы компенсировать нагрузки на сцепной узел и полностью предотвратить появление деформаций. Особого внимания заслуживает платформа полуприцепа: расположенные на ней петли позволяют надежно закрепить груз, а для негабаритной техники предусмотрены выдвижные оцинкованные уширители. Гусачная часть полуприцепа оборудована съемными бортами, которые можно легко демонтировать и при необходимости разместить на гусаке крупные элементы перевозимой техники. Подвеска полуприцепа и доли пневматическая, а для еще большей маневренности и снижения износа резины две оси полуприцепа выполнены подруливающими.

Низкорамные тралы с отстегивающимся гусаком занимают особое место в модельном ряду полуприцепов компании SPECRPICEP. Запатентованный отстегивающийся гусак оборудован специальным блокирующим устройством, которое не позволяет раме отцепиться от гусака, например, при наезде рамы на препятствие. Особенностью конструкции является возможность повышения и понижения клиренса в передней части полуприцепа, что достигается с помощью дополнительных проставок. Расстояние от поверхности дорожного полотна до рамы можно изменять почти на 20 см.

Также для удобного и безопасного заезда на платформу крупногабаритной техники может применяться функция автоматического выравнивания шасси при погрузке. Такая возможность имеется на полуприцепах DOLL серии Panther. У двухосной модели с отсоединяемым гусаком Panther T2E-S3F грузоподъемностью (г/п) 33 т небольшая погрузочная высота – 300 мм, нагрузка на седельно-сцепное устройство (ССУ) составляет 25 т. Полуприцепы DOLL данной серии представлены моделями с числом осей от двух до семи. Нагрузка на ось составляет 12 т. Полуприцепы Panther отличаются повышенной маневренностью благодаря управляемым колесам с углом поворота 55° и гидравлической подвеске с ходом 315+245 мм.

Проверенные решения – новые исполнения

Низкое расположение рамы, возможность фронтального заезда и специальные ниши в грузовой площадке для размещения выступающих частей перевозимой спецтехники – это далеко не все технические решения, применяемые для удобства погрузки и перевозки. Для точного позиционирования техники на платформе применяют направляющие брусья. В том случае, когда загрузка предусмотрена с задней части платформы, малый угол въезда может быть обеспечен задним свесом рамы и трапами различной конфигурации.

Все низкорамные полуприцепы «Meusburger Новтрак», входящего в немецкую группу компаний Meusburger Fahrzeugbau GmbH, разрабатываются и производятся с учетом актуальных требований к подобной технике, что делает конструкцию не только легче, чем у многих аналогов, но и прочнее в местах основных нагрузок.

Полуприцепы с отстегивающимся и регулируемым по высоте гусаком имеют базовую высоту нижней площадки в пределах 300–350 мм, площадки над осями – в пределах 930 мм. Число осей – 2–3–4 и более в зависимости от требований к грузоподъемности. Габаритная ширина – 2550–2750 или 3000 мм.

Производство «Meusburger Новтрак» построено по принципу индивидуального, а потому заказчик получает технику, максимально адаптированную именно для его процесса эксплуатации. Выбор опций охватывает как уже перечисленные выше (раздвижная рама, ниши для ковша экскаватора, механические или гидравлические аппарели, выдвижные уширители, гидравлическое управление осей и т. д.), так и оригинальные типа тентовой конструкции с раздвижным задним порталом на 1250 мм с каждой стороны и подъемной крышей; трапов для самостоятельного перемещения самоходной техники с нижней на верхнюю площадку полуприцепа и т. д.

Одно из последних предложений «Meusburger Новтрак»для перевозки строительно-дорожной техники в целом и асфальтоукладчиков в частности – 2-, 3-, 4-осные прицепы-тралы. Длина 3-осного прицепа – 8 м, грузоподъемность – 21 т. Погрузочная высота в груженом состоянии – около 860 мм, в задней части – свес для более легкого въезда техники. Прицепы оборудованы широкими гидравлическими аппарелями, обеспечивающими угол въезда всего 10–12'. Опорное устройство спереди и дополнительные опоры на аппарелях сзади гарантируют безопасность процесса погрузки техники. На прицепе установлены оси BPW с допустимой нагрузкой 9 т каждая и с датчиками АБС.

Прицеп оборудован надежной системой крепления (крепежные петли с силой натяжения 7 т, крепежные скобы). С обеих сторон имеются уширители на поворотных кронштейнах, увеличивающие стандартную ширину прицепа до 3 м, а для деревянных брусков под грузовой платформой оборудовано место для их хранения и перевозки. Дышло, соединяющее прицеп с шасси, регулируется по высоте. Комплектация, как и сама конструкция и исполнение прицепа, подбирается под конкретного заказчика и может в зависимости от потребностей и задач изменяться.

компании из статьи
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании из статьи
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
компании по теме статьи