Семейство «кошачьих» и русская зима

Л. Малютин

Зима, как всегда, нагрянула внезапно и стала полной неожиданностью для Гидрометцентра. По первому снегу мы поспешили выяснить, как ее переносят представители семейства «кошачьих» – погрузчики Bobcat с бортовым поворотом.

Три модели американских «рысей» – S130, S150 и S175 показали способности в борьбе с традиционным русским стихийным бедствием: компактность, маневренность и потрясающую легкость управления в сочетании с гибкостью в применении навесного оборудования, коего насчитывается более 40 видов. Представленные модели различаются рабочими характеристиками, габаритами, массой и конструкцией рабочего оборудования – стрелы и механизма опрокидывания ковша.

«Рысье» сердце – поперечно расположенный четырехцилиндровый дизель Kubota объемом 2,2 л через клиноременную передачу приводит общий гидронасос. Благодаря этому конструкторы смогли снизить рабочие обороты двигателя, машина стала работать тише и экономичнее. При обслуживании проверяется натяжение ремней, при необходимости их вручную подтягивают. Два раздельно управляемых гидромотора хода приводят в движение колеса через массивные, погруженные в масляную ванну цепные передачи (по одной на каждое колесо), которые обеспечивают плавную и тихую работу трансмиссии. Открыв заднюю дверцу и сняв решетку радиатора, оператор получает доступ к точкам ежедневного обслуживания. Для более детального доступа к агрегатам гидросистемы и трансмиссии кабина поднимается и откидывается назад, на моторный отсек.

Моторный отсек

Самая легкая и компактная модель – S130 отличается простой, «тонкой» конструкцией стрелы; ковш опрокидывается одним гидроцилиндром. S150 уже основательнее. Это базовая машина, больше по габаритным размерам и массе; стрела такой же конструкции, как у S130, но в механизме опрокидывания ковша задействованы два гидроцилиндра. Базовая машина S175 такая же по размерам, как S150, но увеличение ее грузоподъемности достигнуто не только за счет увеличения массы базовой машины и мощности гидросистемы, но и благодаря сложной кинематике движения стрелы с трапецеидальным механизмом подъема. Благодаря этой системе уменьшен радиус поворота по сравнению с S150. Как и на любой машине, пальцевые соединения стрелы погрузчика Bobcat нуждаются в периодической смазке. Как уже говорилось, в настоящее время гамма навесного оборудования насчитывает более 40 наименований и постоянно расширяется. Есть и специализированный инструмент для уборки снега: щетки и роторные снегоочистители, которые компания Bobcat весьма точно называет «снегометатели». Поворотная улитка «снегометателя» позволяет менять направление и угол отбрасывания снега, а также грузить его прямо в самосвал. Эффективность уборки щеткой мы также оценили на практике и даже смогли сравнить результаты с работой оборудованного щеткой трактора «Беларус». Bobcat очистил дорогу почти до асфальта, тогда как «Беларус», сметя свежевыпавший снег, до блеска «отполировал» примерзший к асфальту слой, и отчасти такой результат можно отнести на «свежесть» и качество щетки.

Панель управления

Дорога замечательно зачищается штатным ковшом, и в стесненных условиях двора или стройплощадки лучшей машины для уборки снега, пожалуй, не найти. Смена навесного оборудования проводится быстро силами одного оператора благодаря механизму Bob-Tach. В базовой комплектации замки открывают и закрывают вручную, а гидравлический механизм Bob-Tach устанавливается как дополнительное оборудование, но в этом случае покидать кабину нужно только для подключения гидрофицированного навесного оборудования.

Вход в кабину через переднюю дверь потребовал особой осторожности. Промежуточной ступенькой при подъеме в кабину служит навесное оборудование, и если оно обледенело, можно поскользнуться. Закрытая остекленная ROPS-FOPS кабина неожиданно оказалась весьма вместительной. Положение спинки и подушки сиденья регулируется – можно устроиться с комфортом. «Старшие» модели S175 и S150 были укомплектованы стандартными органами управления: двумя рычагами изменяется направление и скорость, левая педаль управляет стрелой, правая – ковшом.

Многофункциональныq джойстик

Под потолком – панели управления. Замок зажигания и индикаторы выведены на правую панель, кнопки управления гидросистемой – на левую. При включении зажигания электроника тестирует системы машины, при этом должны зажечься все четыре «глазка» под надписью «Bobcat interlock control system» на левой панели. При запуске в холодное время надо дать машине возможность постепенно нагреть гидравлическую жидкость, переключив для этого насос в режим переменной производительности кнопкой «Мaximum oil flow/ variable flow», а затем вернуться на максимальную. Запускаем двигатель, и становится довольно шумно – сказывается близость моторного отсека. Чтобы начать движение, надо выполнить ряд обязательных операций: закрыть дверь, опустить дугу безопасности, сняться со стояночного тормоза и нажать зеленую кнопку «Рress to operate loader» на левом пульте. Рычагом справа у сиденья выставляем обороты двигателя где-то на 2/3 хода рычага и трогаемся.

Кабина с рычажными органами управления

Работу на Bobcat осваиваем в буквальном смысле моментально – никаких сложных движений и отлаженные органы управления. Для начинающего оператора полезной может оказаться кнопка «Вucket positioning», нажав на которую он передает машине контроль за положением ковша при подъеме стрелы. Машина реагирует на команды плавно, без шума и вибраций. Сделать на снегу разворот на месте – проще простого. При заносе подруливаем противоходом рычагов, которые сделаны намеренно тугими. При движении по прямой один рычаг можно отпустить, если что-нибудь требуется переключить, например селектор отопителя вверху с левой стороны. В базовой комплектации кабина снизу не утеплена. Более того, внизу открыты вентиляционные отверстия, поэтому ноги мерзли, хотя отопитель старался из всех сил, нагнетая тепло через четыре дефлектора на уровне сиденья. Для России эта опция жизненно необходима. По окончании работы опускаем ковш на землю, иначе не откроется дверь, однако если про ковш забыли, снова запускать двигатель нет необходимости: справа у сиденья есть красная квадратная кнопка, которую надо повернуть и приподнять, тогда ковш опустится под собственной тяжестью.

«Младшая» модель S130 оборудована многофункциональными джойстиками, на которые выведено управление ходом и рабочими органами. На джойстиках – множество переключателей, управляющих сложным гидрофицированным оборудованием, для которого может потребоваться установка дополнительного гидронасоса. Поскольку на каждый джойстик выведено по два основных движения, их освоение заняло несколько больше времени. Зато ноги не задействованы – можно сидеть в валенках.

Только поработав на «рыси», можно оценить всю простоту и легкость управления, и тогда становятся понятны причины популярности Bobcat – ведь сама торговая марка стала в народе именем нарицательным, обозначающим погрузчики с бортовым поворотом.



РОДОСЛОВНАЯ

Компания Melroe Manufacturing Company, ныне известная как Bobcat Company, создана в 1947 г. Эдвардом Гидеоном Мелро, сыном норвежских эмигрантов. На заводике в Северной Дакоте он выпускал весьма популярные у фермеров жатки собственного изобретения для зерноуборочных комбайнов. После смерти Мелро в 1955 г. управление компанией перешло к четырем его сыновьям и зятю.

Прародитель современных погрузчиков с бортовым поворотом изобретен братьями Келлер из Миннесоты в 1957-м. Легкий трехколесный погрузчик с бензиновым двигателем мощностью 9 л.с. с ручным пуском и гидроприводом рабочего оборудования мог развернуться на месте благодаря раздельному управлению двумя боковыми ведущими колесами, а заднее колесико служило опорой.

Братья Мелро, увидев погрузчик, сразу оценили потенциал изобретения и выкупили на него права, а Келлеры стали сотрудниками компании. В 1959 г. Мелро выпустили усовершенствованную модель М-200 с двигателем 12,9 л.с. и отдельным приводом на задние сдвоенные колесики. М-200 унаследовала и недостатки: недостаточную устойчивость, мощность и тяговое усилие.

Революционная четырехколесная модель М-400, которая в 1960 г. сменила М-200 и которую можно считать первым настоящим погрузчиком с бортовым поворотом, по каким-то причинам не имела успеха. Братья продолжили тем не менее развивать конструкцию, и в 1962 г. свет увидела М-440. В том же году погрузчики получили имя и логотип Bobcat (рысь), символизировавшие силу, скорость и проворство. Настоящий успех пришел в 1963 г. уже к следующей модели М-444.

В 1968 г. Melro вывела на рынок М-600 грузоподъемностью 455 кг, ее быстро сменила более продвинутая М-610, которую с модификациями выпускали до 1981 г. В 1970-м появился механизм быстрой смены навесного оборудования Bob-Tach.

В том же году выпущен самый крупный погрузчик того времени M-970 Big-Bob с ковшом 0,764 м3 и ограждением ROPS, ставшим затем стандартным для всех погрузчиков. В 1971 г. увидел свет родоначальник мини-погрузчиков M-371 Mini-Bob размерами 2440х890х1830 мм и грузоподъемностью 227 кг.

С появлением М-700 (1973 г.) грузоподъемностью 545 кг с гидростатической трансмиссией фрикционное сцепление на тяжелых машинах стали применять реже. В 1981 г. появилась ограждающая дуга – аналог ремня безопасности. В начале 1980-х братья Melro расстались с сельскохозяйственным бизнесом и сосредоточились на производстве компактной строительной техники, продолжая совершенствовать конструкцию машин. Сменялись поколения погрузчиков, появлялись новые навесные орудия. В 1986 г. начато производство мини-экскаваторов. В 1995 г. компания Melroe вошла в состав корпорации Ingersoll-Rand Company.

Редакция благодарит Холдинг «Бобкэт» за предоставленную возможность ознакомиться с погрузчиками.