Высокорамные прицепы-тяжеловозы для экстремальных условий

Специализация производства ООО «Компания «СпецПрицеп» не ограничивается выпуском только общетранспортных полуприцепов. По заказу предприятий нефтегазовой отрасли, одного из самых высокотехнологичных секторов национальной экономики, создан целый модельный ряд полуприцепов, предназначенных для эксплуатации в тяжелых, а подчас экстремальных условиях. Они успешно работают там, где нет дорог, выдерживают динамические удары и перегрузки, им не страшна крайне низкая температура (до –60 °С), характерная для районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Конструктивной особенностью высокорамных прицепов-тяжеловозов такого класса является рама, выполненная из высоколегированных сталей специального назначения с большим коэффициентом запаса прочности. Высоколегированные материалы, выдерживающие нагрузки, превышающие напряжение стали 09Г2С, применяются также в таких несущих элементах, как лонжероны, трапы. Необходимо отметить увеличенный клиренс полуприцепов, поскольку техника эксплуатируется в условиях дорог низкого качества или полного их отсутствия.

Специально подобрана и модернизирована механическая рессорно-балансирная подвеска. Рессоры позволяют снизить высокие динамические нагрузки на транспортное средство, а балансиры перераспределяют эти нагрузки между осями. При этом равномерно загружены оси, шины и рама полуприцепа. Защищенные от грязи, неблагоприятного воздействия внешней среды, устанавливаемые современные европейские оси и подвески фирм GIGANT, BPW требуют минимального обслуживания. Их ресурс в сложных условиях эксплуатации продлевается благодаря специальным конструкциям и смазкам, стойким к низким температурам и значительным нагрузкам. Однако считать конструкцию полуприцепов-тяжеловозов сложной нельзя: она максимально упрощена, а, как известно, чем проще, тем надежней. Так, при отрицательных температурах окружающей среды уверенно работает упрощенная пневматическая система.

В компании «СпецПрицеп» подумали не только о технике, но и о людях, обслуживающих ее. Полуприцепы могут быть оснащены специальной тентованной конструкцией, расположенной на гусаке. Такая достаточно вместительная «палатка» (2,5х2,5 м) защитит рабочих в непогоду и укроет оборудование, необходимое для обслуживания и ремонта трубопроводов.

В рамках модельного ряда конструктивные особенности полуприцепов варьируют в зависимости от назначения и пожеланий заказчиков: изменяются грузоподъемность (от 40 до 100 т), погрузочная высота платформы (от 1250 до 1400 мм), длина площадки (от 9 до 13 м), число осей (от 2 до 4). Исходя из типа тягача, определяется высота гусачной части полуприцепа.

Весь опыт Компании «СпецПрицеп» обобщен в этих моделях, а потому они полностью соответствуют высоким запросам нефтяников и газодобытчиков.

Не один год большим спросом пользуется высокорамный тяжеловозный полуприцеп 9942HD грузоподъемностью 65 т. При разработке и сборке тяжеловоза была учтена ширина колеи тягача, значительно повышена проходимость и маневренность трала за счет движения полуприцепа по колее тягача. Мощная грузовая площадка шириной 3150 мм и погрузочной высотой 1200 мм с тракозацепами позволяет разместить на полуприцепе гусеничную технику всех моделей, имеющихся в распоряжении линейных управлений магистральных газопроводов. На площадке полуприцепа установлены усовершенствованные стопоры от бокового смещения, которые обеспечивают точность позиционирования загружаемой техники и удерживают ее.

Тяжеловоз оборудован гидравлическими трапами, работающими от гидросистемы тягача. (Полуприцепы этой категории могут быть оснащены и механическими односекционными трапами, поднимаемыми и опускаемыми при помощи мускульной силы или механическим способом.) На случай отсутствия гидрофицированного тягача опускание и подъем трапов можно осуществить от автономной гидростанции, установленной на гусаке. Этот факт особенно важен, потому что, находясь в полевых условиях, далеко от производственной базы, тяжеловоз должен выполнять свои функции с любыми моделями тягачей.

На полуприцеп также устанавливают усиленную гидравлическую лебедку, позволяющую в автономном режиме затянуть на площадку неисправную технику. Самой мощной лебедке под силу справиться с трубоукладчиком Komatsu D355.

Изменение некоторых параметров и конструктивных особенностей трала повысило запас прочности транспортного средства, что подтвердили испытания, проведенные в одном из линейных производственных управлений магистральных газопроводов ООО »Лентрансгаз».

Оборудование и техника, транспортируемые на высокорамных прицепах-тяжеловозах, отличаются значительной массой и габаритными размерами. Конструкторы Компании «СпецПрицеп», проанализировав весь спектр подобной гусеничной техники, на базе трехосной модели 9942HD создали четырехосный полуприцеп 99427А. Увеличение числа осей позволило существенно повысить грузоподъемность (74...95 т), более равномерно распределить нагрузки на грунт (меньшая нагрузка приходится на контактное пятно).

На удлиненной до 13 м грузовой площадке теперь возможно оптимально разместить даже две единицы техники либо крупногабаритные грузы. Этому способствуют и запатентованные несущие уширители, позволяющие увеличить ширину погрузочной платформы до 3650 мм.

Проблему выбора типа тягача, работающего в сцепке с прицепом, решили, установив подкатную тележку, воспринимающую нагрузку до 35 т. Теперь заказчик, не имея седельного тягача, может воспользоваться балластным.

Как показывает практика, нефте- и газодобытчики работают не просто в условиях отсутствия дорог, а в болотистой местности, где грунт слабый, неустойчивый. С учетом этого на предприятии разработали полуприцеп 99426G грузоподъемностью 65 т с шинами 14R20. оптимально используются тягово-скоростные свойства тягача, движение становится более легким.

Если полуприцеп все же увяз в грязи, то поднять его без применения домкрата помогут гидравлические опоры, монтируемые сзади. С их помощью можно беспрепятственно обслуживать и менять шины, ремонтировать оси. Незаменимы они и на погрузочно-разгрузочных работах, предотвращая подъем полуприцепа при заезде тяжелой техники. Гидроопоры снимают нагрузку на консоль задней части трала и уменьшают нагрузку на подвеску.

Качество, надежность и возможность выполнять самые серьезные задачи дают право говорить о том, что полуприцепы этого модельного ряда могут составить конкуренцию не только отечественным машинам, но и зарубежным.

Необходимо отметить, что вся выпускаемая Компанией «СпецПрицеп» техника оснащена узлами и комплектующими зарубежных производителей, оптимизирована для российских условий эксплуатации.