Готовь лопату летом
Мини-погрузчики производители позиционируют как универсальные коммунальные и строительные машины, но главным достоин-ством силовых модулей с бортовым поворотом остается их компактность, которая востребована прежде всего в стесненных условиях: на ограниченном пространстве, во дворах, парковых зонах, на стоянках и т. д. Небольшие размеры и масса (для большинства моделей – 2,5...4,2 т) не позволяют применять мини-погрузчики на тяжелых видах работ – экскавации грунтов и планировке местности.
Погрузчик Bobcat S175 со стандартным ковшом и подгребающим телескопическим отвалом |
И все же возможность круглогодичной эксплуатации и широкий шлейф навесного и монтируемого оборудования делает эти машины незаменимыми на вспомогательных работах – засыпке траншей, сгребании снега в валы и его уборке, складских работах. Впрочем, и на легких работах эксплуатант сталкивается с неудобствами, которые запрограммированы уже самой идеологией мини-погрузчика. Типичные недостатки, называемые потребителями в числе основных, – это низкая производительность, недостаточный для погрузки груза в кузов транспортного средства вылет стрелы, малая ширина уборки и др. Вот здесь и возникает ряд заблуждений. Например, считается, что легкий мини-погрузчик одинаково плохо будет справляться с уборкой снега снегоротором и погрузочным ковшом по сравнению с более энергонасыщенным шасси. Но действительно ли это утверждение справедливо?
Анализ присутствующих на российском рынке моделей по-грузчиков (КМЗ, Уралвагонзавод, «Амкодор», Гомсельмаш, МоАЗ) и их зарубежных конкурентов (Bobcat, Case, JCB, Komatsu, Locust, New Holland и др.) позволяет выяснить, что значения характеристик различного зимнего оборудования изменяются не линейно и в ряде случае по некоторым параметрам мини-погрузчик зимой может заменить более тяжелую технику (см. таблицу).
Во всем мире изготовители мини-погрузчиков выпускают сменные рабочие органы широкой гаммы для своих машин, однако немалую часть многофункционального навесного оборудования выпускают независимые производители. Тем не менее самым распространенным оборудованием, используемым зимой, остается универсальный ковш. Парадоксально, но ковши, несмотря на их небольшую массу (от 80 до 180 кг в зависимости от назначения), хуже всего приспособлены для уборки зимой, а виной тому малая высота подъема стрелы и малая вместимость. Первую проблему способны решить двухчелюст-ные ковши, которые с той же стрелой позволяют грузить на большую высоту (+0,3...+0,5 м) и загружать, таким образом, большегрузные самосвалы с бортами высотой до 3 м. ОАО «ВНИИстройдормаш» на выставке «Доркомэкспо-2006» представил вариант погрузчика с дополнительной телескопической стрелой и подгребающим отвалом для сбора снега в труднодоступных местах. Загрузка основного ковша возможна без напорного воздей-ствия трансмиссии.
Поворотные гидрофицированные отвалы, применяемые на силовых модулях с бортовым поворотом, хорошо приспособлены для сгребания и уборки свежевыпавшего снега высотой до 15 см, что практически ставит их в один ряд с колесными тракторами тягового класса 1,4, которые к тому же весят до 5,0 т, однако производительность на таких работах будет значительно выше с погрузочным ковшом, поскольку в этом случае погрузчик будет выполнять роль самосвала.
Интересно, что двухсегментные поворотные отвалы типа «бабочка» не получили широкого распространения. Все выпускаемые на данный момент мини-погрузчики с бортовым поворотом короткобазные, соотношение диаметра колеса и колесной базы находится в пределах 1:1,45...1:1,8, а при напорном воздействии ходовой части сопротивление слежавшегося снега может значительно уводить мини-погрузчик в сторону.
Активные рабочие органы, навешиваемые на силовые модули с бортовым поворотом, долгое время были не в почете у коммунальных и дорожных служб, прежде всего по причине их высокой стоимости, необходимости частого обслуживания и низкой квалификации обслуживающего персонала. Практически все активные органы имеют гидропривод от гидростанции мини-погрузчика, их рабочая масса варьирует в пределах 230...400 кг. Наиболее часто применяют фрезерно-роторные рабочие органы для удаления валов слежавшегося снега с обочин, оставленных после уборки дорог комбинированными автомобилями или коммунальными тракторами.
Применение фрезерно-роторных органов с коротким раструбом целесообразно в лесопарковой зоне, а также в местах, где не требуется погрузка снега непосредственно в кузов грузового автомобиля. Для этого предназначены фрезерно-роторные органы с удлиненным раструбом.
Как вариант можно рассматривать плужно-роторные снегоочистители с двумя или одним ротором в центре плуга. Их производительность несколько ниже, чем фрезерно-роторных органов, а наибольший эффект достигается на уборке свежевыпавшего снега плотностью не выше 250 кг/м3, тогда как фронтальные погрузчики и тракторы могут убирать снег плотностью 300 кг/м3.
Главное и неоспоримое удобство мини-погрузчиков – компактность |
Применение подметально-щеточного оборудования (дорожная цилиндрическая щетка) зимой ограничено дорогами с твердым искусственным покрытием. Как показывает практика, это оборудование есть смысл применять только при отсутствии в парке коммунальных машин с подметальным оборудованием на базе универсальных колесных тракторов. В сущности, это условие и предопределило популярность мини-погрузчиков с щеточным оборудованием на Западе. Известные минусы такой системы – поднимаемая в воздух снежная пыль ограничивает обзор с рабочего места.
В последнее время все шире стали применять навесные пескоразбрасыватели инертных противогололедных материалов и реагентов. Бункер вместимостью от 0,1 до 0,5 м3 позволяет проводить отсыпку материалов с плотностью распределения 10...200 г/м2 на заданную ширину 1...5 м. Некоторые модели навесных пескоразбрасывателей, предназначенные для работы с мини-погрузчиками массой 1,5...2,2 т, снабжены колесами для большей устойчивости.