Малые погрузчики СНГ: заметна динамика роста
Сегодня трудно себе представить, что всего четверть века назад ежегодное потребление погрузчиков в СССР превышало 150 тыс. Тогда более половины из них поставлял болгарский «Балканкар», менее 5 тыс. – Япония, Германия и другие страны, а остальное выпускали немногочисленные советские производители. С 1992 г. потребление этой техники резко упало – до нескольких тысяч в год. Громадный «Балканкар», ориентированный, прежде всего, на нашу страну, резко сократил выпуск продукции и разделился на множество мелких частных предприятий, и российский рынок начал заполняться западноевропейской и японской техникой.
Тем не менее, потребности в недорогих погрузчиках сохранились, и некоторым отечественным заводам удалось наладить их выпуск. Однако эти попытки вряд ли можно назвать успешными: сегодня общий объем всех выпускаемых в России и СНГ погрузчиков не превышает 1,5 тыс. шт. в год, что сопоставимо с количеством импортируемых в Россию погрузчиков Toyota.
ОАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» (МЗИК, Екатеринбург) производил до 7 тыс. электропогрузчиков в год и был в Советском Союзе монополистом по выпуску малогабаритных однотонных погрузчиков. Использование оборонных технологий обеспечивало этой технике достаточно высокий уровень качества и надёжности. В 1994 г. завод разработал целевую программу создания и освоения новых видов напольного электрического транспорта, которая была поддержана правительством России. В настоящее время здесь выпускаются дизельные погрузчики грузоподъёмностью 1,6 т (ДП-1604) и 3,5 т (ДП-3510), 3-тонный автопогрузчик АП-3010 и электрические грузоподъемностью в 1,0 т (ЭП-103КО), 1,25 т (ЭП-1216 ныне не производится) и 1,6 т (ЭП-1616).
Погрузчик ЭП-1616, МЗИК |
В дизельных моделях применяются как двигатели немецкой фирмы Deutz, так и отечественные, производства Владимирского тракторного завода (ВТЗ). Каждый погрузчик имеет водительскую кабину с отопителем, что крайне необходимо для работы в условиях суровых российских зим. По желанию потребителей техника комплектуется либо импортными пневмошинами, либо шинами «суперэластик» отечественного производства.
Интересна история создания вилочного 3-тонного автопогрузчика. Первый образец этой машины ДП-3000, оснащенный дизелем Perkins 1000.4 и гидростатической трансмиссией на базе отечественных комплектующих, был создан еще в 1998 г. К тому времени конструкторы завода уже имели богатый опыт проектирования и доработки дизельного 1,6-тонного погрузчика, серийно выпускаемого с 1993 г. Испытания новой модели прошли успешно, но из-за дефолта 1998 г. запуск ее в серийное производство не состоялся: рублевая стоимость двигателя Perkins взлетела настолько, что стала недоступной для российских покупателей. Поиски малогабаритного отечественного аналога показали, что в России дизели с необходимыми характеристиками не производятся. Поэтому было решено установить на погрузчик карбюраторный двигатель 4211.10 Ульяновского моторного завода (ныне ОАО «Волжские моторы»), работающий на бензине А-76, цена которого во многих регионах страны ниже стоимости дизельного топлива. Производство новой машины АП-3010 началось в 2000 г. Сегодня она заменена дизельной моделью грузоподъемностью 3,5 т.
Погрузчик АП-3010, МЗИК |
Электропогрузчик ЭП-103КО выпускается в двух модификациях – с высотой подъема груза 2 000 мм (может работать в железнодорожном вагоне) и 3 300 мм, а ЭП-1616 – в трех (с высотой подъема 2 900, 3 300 и 4 500 мм). Благодаря лучшей компоновке агрегатов, механизмов и противовеса на шасси масса этих машин на 80 – 250 кг меньше, чем у зарубежных аналогов той же грузоподъемности, что позволяет использовать их в помещениях с регламентированной нагрузкой на полы (в частности, в железнодорожных вагонах). Кроме того, меньший вес снижает расход энергии аккумуляторной батареи. Интересно также, что зарубежные аналоги ЭП-1616 имеют, в основном, грузоподъемность 1,5 т.
15 мая 2003 г. завод приступил к производству нового 2-тонного электропогрузчика ЭП-2016. Он имеет импульсную систему плавного регулирования скорости передвижения, позволяющую, кроме всего прочего, точно позиционировать машину вблизи груза, что существенно продлевает срок службы аккумуляторных батарей. Разработала эту систему американская фирма Curtis. Для расширения сферы применения и повышения производительности модель может комплектоваться отечественной или импортной аккумуляторной батареей, дополнительным навесным оборудова-
нием и грузоподъемниками с высотой подъема 3,3 или 4,5 м. Погрузчик был продемонстрирован совсем недавно на семинаре-совещании региональных представителей ОАО «МЗИК» в Екатеринбурге (24 – 25.06.2003 г.).
Погрузчик ВП-1,6 ТВЭКС |
В последние годы заметно активизировало усилия по техническому перевооружению производства одно из лидирующих предприятий России по производству отечественной строительно-дорожной техники – ОАО «Тверской экскаватор». Внедрение новых технологий и конструкторских решений, позволило заводу в 1998 г. приступить к выпуску вилочных погрузчиков ВП-05 грузоподъемностью 5 т. В 2001 г. выпущена модель ВП-03 грузоподъемностью 3 т, а в 2003 г. – погрузчик ВП-1,6 грузоподъемностью 1,6 т.
Основными конкурентными преимуществами всех вилочных погрузчиков марки «ТВЭКС» являются их современный дизайн, а также надежность и маневренность при работе. Два последних качества обеспечиваются благодаря гидростатической трансмиссии и минимальному радиусу поворота машины. Двухпедальная система управления движением «вперед-назад», позволяет плавно изменять скорость и направление передвижения погрузчика, а рулевая колонка регулируется по углу наклона. Управление грузоподъемным механизмом осуществляется с помощью единого блока.
Рычаги управления дизельных погрузчиков «Мекан» |
При создании погрузчиков ВП-03 и ВП-1,6 впервые была применена безмостовая схема привода хода с раздельным приводом каждого колеса, а также дисковые гидравлические тормоза с металлокерамическими накладками, что повысило надежность и упростило управление машинами. Модели ВП-03 и ВП-1,6 оснащены высокоэкологичными двигателями Perkins, соответствующими нормам Euro-2. Отличительной особенностью погрузчика ВП-1,6 является возможность работы внутри вагонов и 20–40-тонных контейнеров: он способен поднимать грузы на высоту до 1,5 м без изменения габарита по высоте.
В настоящее время на предприятии проходит подготовка к сертификации системы менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Внедрение системы менеджмента качества позволит улучшить потребительские свойства выпускаемой техники и повысить конкурентоспособность погрузчиков марки «ТВЭКС».
Погрузчик 41012, ЛЗА |
В новом 2-тонном автопогрузчике 41012 ЗАО «Львовский завод автопогрузчик» (ЛЗА) также использованы импортные комплектующие (например, двигатель Lamborghini), что значительно повысило надежность машины. Модель оснащена гидромеханической коробкой передач, рулевым управлением с гидроусилителем и потребляет топлива 3,3 л/ч. Радиус ее поворота составляет 1 950 мм, что меньше, чем у большинства зарубежных аналогов. Это преимущество позволяет сэкономить недешевую складскую площадь для размещения дополнительных стеллажей. Цена 41 012 говорит сама за себя: два львовских погрузчика можно приобрести по цене одной такой же машины более именитых конкурентов.
До недавнего времени ОАО «Канашский завод электропогрузчиков» («КаНаш Электрокар») было единственным в СНГ специализированным предприятием по выпуску универсальных электропогрузчиков г/п 2,0 т, еще в 1985 г. серийный выпуск моделей ЭП-205 и ЭП-1009 на этом предприятии достигал 3 100 шт. После распада СССР, когда отечественной промышленности пришлось пережить кризис и спад производства, каждый в одиночку приспосабливался к новым рыночным отношениям. «КаНаш Электрокар» не стал исключением, как и многие предприятия России, пройдя трудный и долгий путь адаптации, предприятие выпускает сегодня широкий ассортимент продукции.
На многие погрузчики «Мекан» устанавливаются японские двигатели Isuzu |
Очередная разработка «КаНаш Электрокар» – электропогрузчик ЭП-2014М грузоподъемностью 2 т. Он выпускается с импульсной системой управления, обеспечивающей плавный бесступенчатый ход и мягкую загрузку. Все это существенно повышает эффективность производства погрузо-разгрузочных работ и снижает
износ механических систем, при этом на 25% увеличивается цикл непрерывной работы машины и продлевается срок службы аккумуляторных батарей. Отвечающая самым жестким требованиям, прочная, цельносварная конструкция из стальных профилей и листовой стали, обеспечивает надежное крепление агрегатов. В погрузчике удобство управления и обслуживания доведены до уровня соответствующего требованиям безопасности, принятым в Европейском сообществе.
Тормозная система электропогрузчика ЭП-2014М оборудована независимыми стояночным и гидравлическим тормозами, а также сервоусилителем. Эту машину отличают эргономичность и низкий уровень шумов. Конструкция погрузчика обеспечивает свободный доступ к большинству агрегатов, что очень удобно при техническом обслуживании. Рабочее место водителя оборудовано с учетом высшего эргономического уровня, из салона – отличная видимость во всех направлениях. Эта машина способна безотказно работать в интервале температур от –25 до + 45°С.
Электропогрузчик «Мекан» грузоподъемностью 2 т, ООО «Балтийский силач» |
По необходимости электропогрузчики «КаНаш Электрокар» комплектуются разными источниками питания: щелочными батареями ТНЖ-450 или ТНЖК-500, либо кислотными SSK-490. Машины снабжаются двух- и трёхрамными грузоподъёмными устройствами высотой подъема от 2 до 4,5 м панорамного типа с функцией «свободного хода» вил (200 мм). Несмотря на то, что продукция КЗЭП пока мало известна в Москве и Санкт-Петербурге, к нему проявляют интерес иностранные производители. Так, недавно в печати появилась информация о том, что между КЗЭП и заводом «Балкан» (г. Ловеч, Болгария), более 30 лет специализирующегося на выпуске узлов и агрегатов для комплектации авто- и электропогрузчиков, ведутся переговоры о создании совместного предприятия.
Единственный в нашей стране производитель сертифицированных погрузчиков во взрывозащищенном исполнении (ЭПВ1638) Калининградский вагоностроительный завод (КВЗ) совсем недавно переживал нелегкие времена. В результате предприятие было разделено на две самостоятельные части, одна из которых – ООО «Балтийский силач» (БC) – полностью сосредоточила свои усилия на разработке и производстве вилочных погрузчиков и складской техники под маркой «Мекан». Около года назад в прессе сообщалось о том, что КВЗ совместно с немецкой фирмой Miag активно работает над созданием собственного дизельного погрузчика. Однако уже на прошлогодней выставке «Склад. Транспорт. Логистика» на Красной Пресне (Москва) компания показала полную гамму дизельных, бензиновых погрузчиков и электропогрузчиков грузоподъемностью от 1,0 до 3,0 т, насчитывающую 24 исполнения. Все машины укомплектованы импортными агрегатами и узлами.
Погрузчики с двигателями внутреннего сгорания оснащаются двигателями: Isuzu С240 рабочим объемом 2 369 см3 (35 кВт, 2 500 мин-1), Nissan TD27 рабочим объемом 2 663 см3 (44 кВт, 2 500 мин-1), Nissan H20-II рабочим объемом 1 982 см3 (32,3 кВт, 2 300 мин-1) и Nissan H25 рабочим объемом 2 472 см3 (41,2 кВт, 2 600 мин-1), и ручной либо автоматической трансмиссией. Дизельные модели также оснащены рулевым приводом с горизонтальным цилиндром усилителя и конструктивно новой системой забора воздуха.
Кроме стандартного модельного ряда электропогрузчиков предприятие выпускает два типа моделей во взрывозащищенном исполнении (ЭПВ-2061 и ЭПВ-2561), основные энергопотребляющие узлы которых изготовлены со степенью защиты dIIBT4 (Z1.2). Пока калининградские вагоностроители производят ежемесячно 7 – 8 машин, но планируют уже в ближайшем будущем увеличить объем их выпуска до 50 шт. в месяц.