Фильтры для автомобильных масел

 
Неразборный масляный фильтр для экскаватора-погрузчика JCB
 
Масляный фильтр Fleetguard для двигателя Cummins на экскаваторе Volvo

Еще эллинские метафизики полагали, что все движется по кругу. Несколько позже появилось мнение, что не просто по кругу, а по спирали, т. е. возвращаются к прежнему решению, но на ином уровне – с иными подходами, материалами и частными решениями, соответствующими текущему уровню инженерно-конструкторской мысли и текущей конъюнктуре. В автомобилестроении это движение по спирали наблюдается довольно отчетливо. Любое решение, в том числе конструктивное, пройдя полный «жизненный цикл», сменяется другим, и как только его «жизненный цикл» завершается, возможен переход к прежнему решению, но не старому, а в значительной степени видоизмененному.

И говоря о фильтрах, можно говорить и о цикличности. Разборные масляные фильтры сменились неразборными. Очень удобное решение при интенсивном росте автомобильного парка и дефиците квалифицированного обслуживающего персонала. Все в одном корпусе, герметично, клапаны заранее настроены. Механику остается лишь открутить старый фильтр и поставить новый. Требования к квалификации механика минимальны. Однако технология эта затратна. Вместе с отработанным фильтрующим элементом выбрасывается много металла. Сейчас в соответствии с модой на все «экологичное» наблюдается возврат к разборной конструкции и сменным фильтрующим элементам. Новые разборные фильтры лишь отдаленно напоминают своих предшественников. Это высокотехнологичные устройства, корпуса выполнены из пластика, в них установлены и настроены клапаны и датчики, фильтр встроен в систему охлаждения и, что важно, сменный фильтрующий элемент, или картридж, не содержит металла. Существуют исполнения с фильтром, встроенным в двигатель и рассчитанным на весь срок его службы. Замена картриджа ненамного сложнее, чем замена цельного неразборного фильтра, и во много раз легче, чем замена элемента в древнем фильтре. Утилизируют отработанные картриджи путем сжигания. Кроме того, сменный фильтрующий элемент позволяет контролировать слив и утилизацию отработанного масла. Куда попадает заполненный маслом неразборный фильтр при отсутствии инфраструктуры сбора обработанных фильтров и масел – вопрос риторический. А одного литра масла достаточно, чтобы навсегда привести в негодность 1 м3 почвы, откуда масло будет еще и заражать грунтовые воды.

Разборные фильтры сегодня поставляет ряд фирм, в том числе немецкие Hengst и MANN+Hummel. Фильтрующие картриджи Energetic фирмы Hengst изготовлены из специальной пластмассы и бумаги и не содержат металлических деталей. Края бумажного гофра склеены специальным клеем, а не соединены скобками. Такой состав картриджей позволяет утилизировать их термическим способом и даже сжигать в котельных. Все материалы устойчивы к химически активным средам и имеют малый коэффициент термического расширения, что гарантирует неизменность геометрических размеров картриджа при нагревании во время работы двигателя. Аналогичное решение применяет фирма MANN+Hummel. Ее картриджи Evotop не содержат металла и легко и полностью утилизируются путем сжигания. Фирма предлагает несколько исполнений картриджа – с концевыми шайбами из пленки или пластика, с центральной пластиковой трубой или без нее.

Hengst и MANN+Hummel не единственные на рынке, кто поставляет картриджи и неразборные фильтры для систем смазки, питания, охлаждения, тормозной и гидравлической для автомобилей и строительной техники. Крупные производители техники, как правило, предлагают пользователям так называемые оригинальные фильтры, смазочные материалы и технические жидкости под собственной торговой маркой через авторизованных дилеров. Фильтры и масла для ведущих машиностроительных компаний под их маркой и по их спецификации изготавливают специализированные фирмы, такие как Hengst, MANN+Hummel, Fleetguard, Donaldson, Mahle, Mobil, Shell и другие поставщики первого эшелона. Заказчики пристально следят за качеством поставляемой им продукции, берегут свою репутацию. Оригинальные расходные материалы – вариант самый надежный, с гарантией, но и самый дорогой. Эти же или аналогичные фильтры и масла фирмы-поставщики продают и под собственной маркой. Этот вариант чуть дешевле, но возникают некоторые риски, связанные с контрафактом, с отсутствием гарантии сервис-центра, если заказчик приезжает со своими расходниками, а также и с возможным браком.