Запчасти в зоне кризиса
Строительная отрасль, плотно завязанная на предоставлении кредитов, оказалась одним из главных заложников международного финансового кризиса: резко сократился спрос на строительную и дорожно-строительную технику, на запасные части к ней. Как компаниям – поставщикам комплектующих удается противостоять кризисным явлениям, какие меры для сохранения и развития их бизнеса наиболее эффективны в современных условиях?
Турбокомпрессор 65.09100-7099(1)
Фильтр полнопоточный 2471-9051В(2)
Помпа охлаждения 65.06500-6116(1)
Чтобы получить ответ на этот вопрос, наш журнал обратился к нескольким ведущим поставщикам комплектующих. По наблюдениям специалистов компании «Запчасть Комплект» (поставляет запчасти и «расходники» к белорусской и корейской технике, и не только), в условиях дефицита финансов сегодня на рынке сложилась ситуация, когда нарушена привычная логика взаимодействия эксплуатирующих организаций и поставщиков товаров и услуг. Низкая платежеспособность заказчиков уживается с высокими требованиями с их стороны по условиям поставки и оплаты. Модель «утром – стулья, вечером – деньги» возникла вследствие разных факторов, от несвоевременно оплаченных подрядов на разные виды работ до нежелания платить за сделанный ремонт или полученные запчасти. Поставщики в своем стремлении вернуть в оборот хотя бы какие-то ресурсы предлагают товар без оплаты с рассрочкой платежа и по ценам, которые потребителю до кризиса и не снились. Впрочем, что касается цен, здесь есть нюансы. Фёдор Алексеевец, генеральный директор работающей в России и на Украине компании China Machinery Investment Group, Ltd. (импорт китайской техники и запчастей), отметил, что поставщики из Поднебесной не спешат снижать цены на свою продукцию, поскольку государство оказывает значительную поддержку китайской промышленности и гарантирует своим производителям устойчивые объемы сбыта, а это в свою очередь позволяет тем удерживать прежний уровень цен на внешних рынках. Многие компании-поставщики, вместо того чтобы хранить широкую номенклатуру запчастей у себя на складах, сейчас поставляют их только под заказ, из-за чего до трех-четырех недель увеличился срок поставки. И потребители теперь считают деньги и прицениваются к каждому фильтру. Повсеместно практикуется правило: «Мы сами обслужим, отремонтируем и привезем». По этой же причине для значительной части заказчиков перестали быть обязательными рекомендации производителя по выбору запчастей, все больше владельцев спецтехники начинают смотреть в сторону комплектующих, не подпадающих под определение оригинальных. Да, они существенно дешевле, и в такой экономической ситуации это важнейший фактор, хотя велика вероятность покупки запчастей очень низкого качества – явных подделок. По мнению Юрия Бусела, коммерческого директора СКФ «Технопарк» (поставки запчастей для чешских самосвалов, автобусов и экскаваторов), чтобы этого избежать, мало знать прямого изготовителя комплектующих для применяемой техники, надо наработать определенный опыт сотрудничества с ним и наладить контакты. Кроме того, по его мнению, для компаний-поставщиков сегодня особо важно идти навстречу клиенту даже в мелочах, оказывать содействие в решении его проблем, даже если это сулит выгоду лишь в перспективе. Так, СКФ «Технопарк» помогла челябинской компании «Новострой Инжиниринг» достать комплектующие для ремонта автокрана АД-28 ЧКД-СЛАНЫ производства 1991 г. И хотя суммы подобных сделок невелики, в будущем они могут стать основой прочных взаимовыгодных отношений. Многие предприятия, традиционно специализировавшиеся лишь на поставке комплектующих, теперь начали оказывать услуги по капитальному ремонту как самой строительной техники, так и ее агрегатов. Например, группа компаний «Гидрокомплект» (гидрооборудование и запчасти для тракторов и строительной техники) с начала года объявила о покупке бывших в употреблении гидромоторов и гидронасосов с их последующим восстановлением, а также организовала капитальный ремонт собственными силами аксиально-поршневых гидромоторов и гидронасосов разных марок. Подобное планирует в условиях кризиса и компания «Традиция-К» (поставки сменного оборудования и запчастей для экскаваторов). Информируя коллектив о планах на ближайшую перспективу, ее генеральный директор Геннадий Кириллов заявил, что для выживания в сложившихся условиях предпринят ряд организационных мер, позволивших увеличить эффективность производства (ремонт разной степени сложности гидромолотов, гидравлических систем и рабочего оборудования экскаваторов). И Харьковский тракторный завод, который в качестве технической поддержки лишь обеспечивал свою технику запчастями, весной предложил заказчикам свои услуги по капремонту. Причем за его проведение специалисты предприятия готовы взяться не только в случае, если трактор доставят непосредственно на завод, возможен выезд ремонтной бригады и к месту его эксплуатации. Кстати, создание выездных ремонтных бригад компаниями, раньше специализирующимися только на поставках запчастей, тоже стало распространенным антикризисным ходом. Это неудивительно – заказчик охотнее идет на сделку, если ему гарантированы не только обеспечение необходимыми комплектующими, но и их профессиональная установка. Это, как правило, дешевле и быстрее, чем когда обращаешься сперва к поставщику запчастей, а потом к тем, кто их устанавливает, или же если пользоваться услугами фирменных сервисных станций. Да и гарантийные обязательства, выданные единым «пакетом» и на запчасти, и на работу по их монтажу, более привлекательны для заказчиков. Если же в целом охарактеризовать ситуацию на российском рынке запасных частей для строительной техники, сложившуюся в последние несколько месяцев, можно констатировать, что работающие на нем компании, хотят они того или нет, вынуждены перестраивать свою работу, порой кардинально меняя взаимодействие с поставщиками, ценовую политику, спектр оказываемых услуг и взаимоотношения с заказчиками. И это понятно: рынок уже не тот, что был еще полгода назад, он стал более сложным и требовательным, а потому, применяя прежние методы, успешно работать на нем уже не получится. При подготовке статьи использованы материалы компаний «Запчасть Комплект», СКФ «Технопарк», China Machinery Investment Group, Ltd. |
Михаил Михеев, генеральный директор компании «Запчасть Комплект»:«Те поставщики, кто раньше продавал запчасти лишь в сборе, считая нерациональным тратить время на всякую «мелочовку», сегодня переориентируют свой менеджмент на продажу всего сопутствующего основному бизнесу. Так на рынке появляются новые неопытные игроки, которые добавляют хлопот «старожилам». В любом случае жизнь ставит перед всеми нами наиглавнейшую задачу выживания – правильно перестроить свою работу, чтобы остаться полезным тем, кто еще по утрам заводит двигатели экскаваторов и погрузчиков. И менять приходится всё: отношение к клиенту, ценообразование, работу с поставщиками и перевозчиками. Клиент перестает быть просто клиентом – теперь он хороший знакомый, которому нужна квалифицированная помощь. Сегодня каждый звонок, каждый запрос – это компромисс желания заработать и сохранить долгосрочные отношения с немногочисленными игроками строительного рынка. Время спекулянтов закончилось, пришло время честной конкурентной борьбы за клиента, когда приходится больше работать и, к сожалению, меньше зарабатывать. Но результатом этого естественного отбора, несомненно, станет отличная школа жизни для поставщиков и, безусловно, качественно новый уровень предлагаемого ими сервиса». |
Юрий Бусел, коммерческий директор СКФ «Технопарк»:«В последние месяцы для большинства компаний, эксплуатирующих автомобильную и строительную технику, так называемое оригинальное происхождение приобретаемых запчастей отошло на второй план, а на первый вышла их стоимость. Поэтому в сегодняшних условиях, когда требуется экономить каждую копейку, в выигрыше оказываются поставщики, способные предложить качественные комплектующие за меньшие деньги. Но заказчику, на мой взгляд, стоит иметь дело лишь с теми из них, кто успел наработать многолетний опыт и устойчивые связи с производителями таких комплектующих, иначе выгода от приобретения окажется минимальной и значительно возрастает риск получить мало пригодные к использованию подделки – такие случаи известны. СКФ «Технопарк» не является чьим-либо дилером, поэтому в выборе производителей запчастей руки у нас развязаны. Покупаем их там, где выгоднее, а это чаще всего и есть сами заводы – изготовители предлагаемых нами комплектующих для чешских грузовиков, самосвалов, автобусов и экскаваторов-планировщиков, расположенные в городах Брно, Чадца, Градец Кралове, Бановце-над-Бебравоу, Оломуц и некоторых других». |
Фёдор Алексеевец, генеральный директор компании China Machinery Investment Group, Ltd.:«Должен отметить, что китайские производители строительной техники и запчастей для нее не спешат снижать цены на поставляемую в СНГ продукцию. Дело в том, что правительство этой страны за счет обширных государственных заказов и снижения налогов поддержало внутренний рынок, что снизило зависимость действующих на нем компаний от экспортной выручки, а значит, позволило им на внешних рынках избежать корректировки цен в сторону снижения. Поэтому российские и украинские владельцы китайской техники в своем большинстве не могут рассчитывать на удешевление ее эксплуатации. Впрочем, не все. Важно то, с кем конкретно они ведут дела. Одно дело – напрямую с китайцами и другое – с такими компаниями, как China Machinery Investment Group, Ltd. Ведь мы действуем в правовом поле Китая, за последние четыре с лишним года неплохо изучили все хитросплетения рынка этой страны и особенности ведения в ней бизнеса, а потому можем обеспечить пусть не очень значительное, но все же снижение стоимости поставляемых комплектующих. За счет чего? Дело в том, что в СНГ, как правило, действуют китайские производители, осуществляющие финальную сборку техники, мы же напрямую начали сотрудничать с теми, кто поставляет комплектующие на их конвейеры, а они ведут более гибкую ценовую политику. Наш опыт показывает, что из-за особенностей ведения бизнеса китайскими компаниями сотрудничать с ними целесообразнее не напрямую, а через компании, подобные нашей, знающие, как обеспечить минимальную стоимость и должное качество поставляемой продукции». |
Компания «Такара Авто»Эта компания занимается продажей спецтехники с 2007 г. Также компания предоставляет услуги по сервисному обслуживанию и ремонту техники японского производства. В процессе работы механики сталкиваются с нестандартными видами работ и ремонтом редких видов техники. Очень часто случается, что найти требуемые запчасти в России нереально, а где-либо в мире весьма проблематично. Для этого в компании есть специальное подразделение – отдел запасных частей, в кратчайшие сроки доставляющий оригинальные запчасти от производителей и обеспечивающий бесперебойную работу мастерской. Возможность ремонта техники и приобретения запчастей в одном месте обеспечивает компании преимущество по сравнению с другими фирмами, работающими в данном секторе рынка. «Такара Авто» занимается также поставкой запасных частей сторонним организациям. Клиенты постоянно обращаются с заказами на редкие запчасти, и сотрудники отдела запасных частей обязательно выполняют их. Если деталь уже не производится, опытные менеджеры подскажут клиенту, как решить эту проблему. Каждый новый клиент по достоинству оценивает профессионализм сотрудников компании и обязательно становится ее постоянным клиентом. Любой сотрудник «Такара Авто» вспомнит множество историй о необычных заказах: когда у крана Tadano сломался аутригер прямо при погрузке в порту отправки, когда обратились механики, которые начали капремонт двигателя бульдозера Komatsu D355 и не смогли нигде найти для него детали, когда на 25-тонном кране Kato вышел из строя бортовой компьютер, и каждый раз доблестному отделу запасных частей быстро удавалось найти необходимую запчасть. Если требуемая запчасть для клиента дорога, отдел запчастей предложит вариант ремонта специалистами сервиса с использованием оригинальных японских комплектующих. |
Справка о компанияхКомпания «Запчасть Комплект» специализируется на поставках запчастей и расходных материалов (фильтры, ножи, коронки, адаптеры, зубья) к продукции белорусского концерна «Амкодор», а также к продукции ведущих корейских производителей Doosan, Hyundai, Samsung (Volvo) и TATA Daewoo, к автобетононасосам Everdigm (Hanwoo), Jun Jin, СIFA, Schwing, DNS, Putzmeister, Sermac и для ремонта ходовой части (катки, ленивцы, траки, цепи и т. д.) различной дорожно-строительной техники. Компания располагает большим складом и собственной логистической службой. Здесь внедрена система автоматизации всего цикла исполнения заказа – от заявки до поступления, ведется прямой диалог с поставщиками, практикуется гибкая система ценообразования. СКФ «Технопарк» со второй половины 1980-х годов специализируется на поставке запчастей прежде всего к хорошо известным маркам чехословацкой техники: автомобилям Tatra, экскаваторам-планировщикам UDS, автобусам Karosa (ныне «Ивеко Чешская Республика»). Она много лет сотрудничает с подразделениями крупнейших нефтяных, строительных и дорожных организаций (среди них «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Лукойл», «Славнефть»). Консигнационные склады запчастей открыты в Сургуте и Нижневартовске. Компания China Machinery Investment Group, Ltd. занимается поставками китайской техники и запчастей на российский и украинский рынки с 2004 г. Она действует в правовом поле Китая, заключая контракты, в том числе напрямую, с производителями комплектующих, минуя сборочные заводы, что позволяет проводить гибкую ценовую политику. |