Запчасти и смазочные материалы для коммерческого транспорта: положение на рынке в 2024 году
Круглый стол специалистов отрасли
С. Лебедев, Phoenix Lurbicants: Рынок сильно изменился. С уходом глобальных игроков началось импортозамещение и увеличилось потребление смазочных материалов отечественного производства. Резкое ограничение доступа к привычным импортным маслам привело к хаотичной заливке новых масел в узлы и агрегаты грузовиков. Это часто увеличивает риски многократного увеличения долива продуктов и внеплановых ТО. Вкупе с некорректной эксплуатацией техники многие агрегаты могут преждевременно выходить из строя. Наша цель – обеспечение рынка качественными и оригинальными смазочными материалами, а также квалифицированная помощь при подборе оптимальных продуктов для агрегатов грузовика.
А. Юзерова, «АРКО»: На мой субъективный взгляд, перемены на всем рынке коммерческого транспорта, и в частности в сегменте запчастей, довольно радикальные и структурные. Для кого-то возникает вопрос: что проще? Адаптировать старую модель бизнеса или начать почти с нуля в новых реалиях. Вакуум и первый шок 2022 года сменяются на некоторый креативный хаос, из которого прорастают гибридные и гибкие решения.
М. Гамалей, «Доринг»: Рынок очень изменился, стал крайне непредсказуем. Привычные нам бренды в большей своей части ушли из России, а сам рынок заполнился стихийно появляющейся продукцией неизвестных брендов сомнительного качества. Именно этот факт привел многие компании к созданию и развитию импортозамещенного рынка запасных частей и расходных материалов.
«Доринг» поддерживает тренд технологического суверенитета, и несмотря на наличие в портфеле ряда высококачественных иностранных брендов, мы также решили пойти этим путем, запустив в конце 2022 года собственную торговую марку Doring, в основе которой лежит сочетание итальянской технологии и мощного российского производства.
Наличие произведенных в РФ расходных материалов позволит нашим клиентам иметь возможность получить высококачественный продукт, не подверженный санкциям и всегда доступный на рынке, что полностью минимизирует риск снижения технической готовности парка машин. В дальнейшем продуктовая линейка будет расширяться, а объемы наращиваться.
Ю. Ерохин, «Тонар»: Если говорить о рынке запасных частей для китайских автомобилей, то раньше основными проблемами были отсутствие электронных каталогов, к которым нас приучили западные партнеры, и унификация комплектующих. Опираясь на опыт дистрибуции грузовой техники FAW, мы можем отметить положительные тенденции. Так, коллеги из Поднебесной всё больше прислушиваются к нашим требованиям и пожеланиям: создают каталоги, приводят в порядок техническую литературу. Однако еще много на чем нужно работать.
В. Штифанов, BWG: В 2022 году мы столкнулись с необходимостью выстраивания новых логистических цепочек, что привело к удлинению плеча доставки, а значит, и к увеличению сроков поставок запчастей. Если говорить о запчастях, то у ряда китайских компаний нет своих центральных складов. Раньше запчасти забирали из разных мест хранения, они могли быть упакованы с нарушением правил. В течение 2023 года мы работали над решением этих проблем, чтобы наши дилеры могли предлагать клиентам сервис привычного европейского уровня.
Кроме того, при прохождении таможни возникали проблемы с указанием в документах корректной информации о грузе. Например, сложности могли быть вызваны различиями в китайской и английской версиях договора поставки. По международным правилам, в случае появления вопросов таможенники обращаются к английской версии документа. И тут оказывается, что при переводе с китайского слово «шланг» почему-то превратилось в «болт». В таких случаях мы вынуждены были сверять номенклатуру по каждой отгрузке, запрашивать дополнительную информацию у производителя и уточнять многие моменты. В итоге мы самостоятельно проработали каталог, чтобы снять вопросы соответствия артикулов запчастей.
Раньше компании формировали понятный, структурированный прайс-лист и придерживались сбалансированной ценовой политики, корректируя его определенное количество раз в год в соответствии с меняющейся макроэкономической ситуацией, а не устанавливали цену на каждую конкретную партию товара. Сейчас же стоимость одних и тех же запчастей в разных партиях может различаться, что мешает прогнозировать закупки и пополнение остатков на складах.
В 2024 году мы ожидаем изменения покупательского поведения и уверены, что клиенты выберут тех производителей, дистрибьюторов и дилеров, которые смогут предложить достойную сервисную поддержку техники. Компании BWG удалось решить вопросы с поставками запчастей, дальнейшие наши планы – идти в ногу с рынком, ориентированным на потребности клиента.
А. Ушаков, «Восток – тормозные системы»: Не секрет, что с уходом западных производителей с российского рынка на некоторое время образовался дефицит на рынке запасных частей. Многие компании стали завозить запчасти по параллельному импорту по очень высоким ценам. У потребителей еще оставались убеждения относительно необходимости закупки оригинальных запчастей и скептические настроения относительно аналогов.
Но со временем ситуация стала меняться: многие потребители стали переходить на аналоги, которые по своей надежности и качеству не уступают западным производителям. В частности, наши запчасти под торговой маркой «ТСР» («Тормозные Системы России»). Часть нашей продукции, например модуляторы АБС 24В и 12В, тормозные камеры и энергоаккумуляторы, краны уровня пола, производится в России – в Миассе, Набережных Челнах, часть производится в Китае под нашим контролем и в соответствии с нашими требованиями. Уже в ближайшие полгода мы планируем расширить линейку производимой продукции в России: это дисковые тормозные механизмы, электронные блоки TEBS (системы электронно-пневматических тормозов для прицепа), российская система АБС для грузовиков и автобусов, которая уже прошла испытания и получила одобрение производителей техники.
На данный момент, являясь конвейерным поставщиком крупнейших производителей грузовой и прицепной техники, ГК «Восток – тормозные системы» обеспечивает надежное качество, сервисную поддержку и гарантийное обслуживание. С уходом западных брендов из России открылись широкие перспективы для локальных производителей.
С. Лебедев, Phoenix Lurbicants: Мы используем разнообразные каналы поставок как из Европы, так и из стран Ближнего Востока и Азии. Это позволяет обеспечить постоянный сток продукции на наших складах в России.
А. Юзерова, «АРКО»: Компания FUWA занимается только оригинальными запасными частями для поддержки своей продукции. Более того, запчасти FUWA произведены на той же полностью роботизированной линии, что и ОЕМ компоненты. Хочу особо обратить ваше внимание на случаи подделок под бренд FUWA по «хорошей цене» в самом Китае, поэтому важно проверять цепочку поставок. Запасные части для наших партнеров завозят напрямую с одного из заводов в провинции Гуандун. Поэтому нет необходимости в параллельном импорте. Думаю, в целом по рынку он будет сокращаться по мере окончания действия гарантийных контрактов.
М. Гамалей, «Доринг»: Сегодня основной канал импорта – через дружественные страны. За годы работы у нас со многими компаниями сложились тесные партнерские отношения, которые удалось сохранить, а где-то даже приумножить несмотря на глобальные перемены. Да, как и у всех импортеров, периодически увеличиваются сроки поставки, появляются сложности с банковскими операциями, однако имея за спиной многолетний опыт, наша компания не считает это неразрешимой проблемой.
Среднеазиатского участия на рынке сейчас много, однако все должны понимать, что появление в нашем сегменте неизвестных ранее брендов может оставить открытыми вопросы качества продукции, а также их дальнейшего присутствия на нашем рынке. Стихийно и стремительно появляющийся товар может точно так же и уйти, а в условиях устоявшегося бизнеса коммерческого транспорта России остаться без запасных частей и расходных материалов для техники крайне критично.
А. Ушаков, «Восток – тормозные системы»: Всё больше потребителей используют запчасти российских производителей или аналогов. С увеличением доли рынка российских производителей запасных частей, думаю, что количество параллельного импорта будет снижаться не только из-за высокой цены, но и из-за невозможности обеспечить необходимые объемы серийных поставок производителям техники. Также очень немаловажный момент заключается в том, что, покупая запчасть по параллельному импорту, потребитель берет на себя все риски по гарантийному обслуживанию в случае ее выхода из строя, что несет за собой дополнительные расходы на ремонт, простой техники, упущенную прибыль и т. д. Безусловно, среднеазиатские страны играют определенную роль в параллельном импорте запчастей, но здесь следует учитывать и тот момент, что многие западные производители очень тщательно отслеживают поступление товаров под своим брендом на территорию России и стараются всеми силами препятствовать этому, что несомненно оказывает положительный эффект на развитие российских производителей, например, таких как Группа Компаний «Восток – тормозные системы».
Ю. Ерохин, «Тонар»: В нашей работе мы не сталкиваемся с проблемой нехватки оригинальных запасных частей, потому что работаем напрямую с заводом-изготовителем. Сейчас мы поставляем тягачи FAW ORYX с двумя колесными формулами – 4х2 и 6х4. Для каждого из них у нас есть каталог комплектующих с номенклатурой более 2000 единиц. Для своевременного оказания сервисной помощи нашим клиентам и партнерам мы обеспечиваем постоянное наличие всех необходимых запасных частей и на центральном складе, и на складах дилерских центров, а также быструю доставку комплектующих.
А. Юзерова, «АРКО»: Осевые агрегаты широкой номенклатуры, шкворни, седельно-сцепные и опорные устройства, а также оригинальные запчасти к ним всегда в наличии на нашем заводе. Дилеры запасных частей и производители прицепной техники сами формируют склады в России и СНГ на основании спроса конечных потребителей.
А. Ушаков, «Восток – тормозные системы»: Отвечу только про тормозные системы. Да, являясь конвейерным поставщиком большинства производителей прицепной техники, мы с уверенностью можем сказать, что нам есть чем заменить западных производителей. Поставляемые нами системы TEBS (система электронно-пневматического тормоза для прицепа) и пневмоаппараты полностью заменяют собой системы западных производителей и практически не уступают им в качестве и надежности. Безусловно, мы ежедневно работаем над улучшением и развитием систем, совершенствуя и адаптируя их к существующим реалиям и требованиям рынка. Российский потребитель может быть уверен, что, приобретая технику с тормозными системами ТСР, он получает не только высокое и надежное качество, но и гарантийное и сервисное обслуживание. Владелец грузовика или прицепа может рассчитывать на доступность запасных частей, на качественное и оперативное гарантийное обслуживание. На данный момент мы насчитываем примерно 60 сервисных партнеров, прошедших обучение, имеющих диагностическое оборудование для обслуживания наших систем по всей России от Калининграда до Владивостока. Специалисты сервисной службы ГК «Восток – тормозные системы» оказывают техническую поддержку, проводят обучение и консультирование по обслуживанию систем, отделы логистики и производства работают над обеспечением потребителей запасными частями.
Ю. Ерохин, «Тонар»: Мы можем оперативно осуществить кузовной ремонт. В числе всех поставляемых запасных частей мы получаем кузовные детали и даже готовую кабину для тягачей FAW ORYX.
С. Лебедев, Phoenix Lurbicants: Покупатель может быть уверен в работоспособности машины при заливке оригинального и проверенного продукта. Мы рекомендуем покупать смазочные материалы у проверенных поставщиков, которые могут предоставить полный пакет документов на продукцию, а именно паспорт качества, сертификат безопасности, ГТД, сертификаты анализа или лабораторный отчет по качеству производителя смазочных материалов и технический паспорт продукта. Благонадежные поставщики смазочных материалов имеют возможность предоставить этот пакет документов.
Отметим, что на работоспособность также влияют условия эксплуатации автомобиля, регулярное и полное обслуживание. Профильные игроки рынка также оказывают профессиональную техническую поддержку для подбора смазочных материалов для узлов и агрегатов.
На рынке появилось много неизвестных новых брендов моторных масел, а также альтернативных поставщиков импортной продукции. Возросла вероятность приобрести некачественный или контрафактный продукт. Владельцу техники надо обязательно проверять поставщика на наличие оригинальной продукции, которая не испортит машину.
А. Юзерова, «АРКО»: Рекомендованные смазочные материалы также в наличии с завода, стандартные либо с рекомендациями по китайскими аналогам.
Ю. Ерохин, «Тонар»: Во избежание возможных проблем при подборе смазочных материалов необходимо ориентироваться на те требования, которые отражаются в технических регламентах, а также уметь правильно расшифровывать маркировку на упаковке. Сегодня рынок позволяет подобрать смазочные материалы практически для любой техники.
В. Штифанов, BWG: Ввиду того что в России было практически приостановлено производство высокоэффективных масел, в 2022 году рынок столкнулся с серьезным дефицитом такой продукции. Сервисное обслуживание техники находилось под угрозой, так как замена масел составляет до трети объема всех работ в рамках техобслуживания.
Компания BWG смогла решить эту проблему совместно с партнером – известным российским производителем, который запустил эксклюзивное производство для нас масел Scania, отвечающих требованиям спецификации автопроизводителя LDF-3. Сейчас мы поставляем эти масла официальным дилерам для обслуживания шведской грузовой и специализированной техники. Также мы с партнером решили вопрос с поставками высокоэффективных присадок, производство которых в России все еще не налажено.
С. Лебедев, Phoenix Lurbicants: Являясь участниками рынка, мы видим его структуризацию и упорядочивание в новых условиях. Рынок адаптировался к новым реалиям. Сформировавшийся парк коммерческой техники все еще требует импортных смазочных материалов. Наблюдаем тенденцию возврата к импортным продуктам, и одна из наших ключевых задач, как поставщика смазочных материалов, это обеспечение экспертизой и информацией на предмет оригинальности продукции. Разумеется, ярко выражено увеличение доли китайских и отечественных автопроизводителей в структуре продаж новых коммерческих автомобилей. Свой портфель мы будем подстраивать под потребности данной техники в том числе.
А. Юзерова, «АРКО»: По всей видимости, перестройка рынка продолжится с явным трендом на восток. Всем участникам – дилерам, сервисным станциям, коммерческим паркам, водителям – придется учиться и вникать в детали в прямом и переносном смысле, беря на себя все большую ответственность и риски. Проблем с наличием не будет, но сложность сделать правильный выбор самому, без доступа к структурированной информации, будет нарастать, поэтому установление отношений напрямую с производителем дает стратегическое преимущество.
М. Гамалей, «Доринг»: В нашем видении основной тренд развития рынка и должен лечь в основу прогноза на текущий год, а это упор на локализацию и усиление производства внутри страны. Говоря о нас, в планах компании «Доринг» на 2024 год расширение продуктовой линейки и увеличение объема выпуска фильтров под собственным брендом.
Ю. Ерохин, «Тонар»: Емкость рынка запасных частей напрямую зависит от объема рынка техники в РФ. Учитывая, что в 2023 году в сегменте грузовых автомобилей были рекордные результаты продаж, рынок запчастей в 2024 году будет только расти.
В. Штифанов, BWG: В 2023 году рынок грузовой коммерческой техники побил все рекорды. По данным аналитического агентства «Автостат», было зарегистрировано 134,8 тыс. единиц грузовой техники. Это почти в 1,8 раз больше, чем в 2022 году (75 тыс. ед.), и в 1,7 раза больше по сравнению с 2021 годом (79 тыс. ед.). В связи с необходимостью обслуживания новой техники мы ожидаем значительного роста рынка запчастей. По нашим прогнозам, возможен двузначный рост продаж запчастей.
А. Ушаков, «Восток – тормозные системы»: Думаю, что ситуация будет меняться в первую очередь в пользу российских производителей, а затем уже и производителей из Китая и Турции.