Автовышки из Кореи – претенденты на лидерство?

Николай Протасов
В том, что автовышки прочно вошли в нашу жизнь, можно убедиться, пройдя по улице современного мегаполиса. Вам обязательно встретится, возможно, даже не одна мобильная конструкция, используемая на высотных работах для окраски зданий или спиливания веток разросшихся деревьев, монтажа рекламных щитов на высотных зданиях или замены ламп на уличных столбах освещения.
Автовышка Aichi SN140 на базе Isuzu NKR54
Автовышка Donghae DHS25AP на шасси Hyundai HD78
Эта модель Donghae понравилась в Китае
Aichi 210 на базе Isuzu NPR72. Да, 21 м – это прилично!
Автовышка Novas 45m
Автовышка Hansin SKY HS2570
Лебедка на автовышке – вещь нужная
Большой горизонтальный вылет – это удобно
Лифт-лестница компании Jinwoo SMC Co., Ltd высотой 75 м
Мобильная лифт-лестница из Кореи
 
 
 
 

Условно все автогидроподъемники, как в технической литературе называются автовышки, делятся на три группы: с рабочей высотой подъема до 17 м, с высотой подъема от 17 до 30 м – так называемые средневысотные, и те, рабочая высота которых превышает средневысотный барьер.

Также автоподъемники различаются конструкцией стрелы. Широко распространены стрелы коленчатых конструкций, но не менее популярны и вышки с телескопической конструкцией стрел. Много «плюсов» у комбинированных конструкций, в которых длина стрелы увеличивается с помощью и телескопических элементов, и коленчатых. В сфере энергетической в основном используют автовышки упрощенного вида – только с вертикальным подъемом. Существуют автовышки, в которых использован рычажно-телескопический принцип работы стрелы, но в России такие конструкции стрел встретишь редко.

Рынок автовышек разнообразен по географии производителей. Благодаря многообразию конструктивных отличий явного лидера на нем нет. Автовышки с аналогичными параметрами производят и в России, и в Европе. Большой ассортимент как новых, так и бывших в употреблении вышек японского производства.

Автовышки из Японии – очень надежные, высокотехнологичные, удобные в работе машины. Большой радиус действия, безотказная работа электроники и беспрецедентная система безопасности вместе с возможностью достаточно легко достать необходимые запчасти увеличивают число желающих приобрести именно их. Большая их часть попадает в Россию, уже имея большой трудовой «стаж». Тем не менее трудно найти что-то удобнее автовышек Aichi SN140 для работ на малой высоте, в стесненных условиях. Установка монтируется на базовое шасси Mitsubishi CANTER либо Isuzu Elf. Высота подъема стрелы 14,7 м удобна для выполнения многих коммунальных и строительных высотных работ, а транспортная длина 6 м позволяет уложиться при повороте базовой машины на радиусе 6,3 м. Для работ на высоте 25…26 м отлично себя зарекомендовали «японцы» Tadano AT-230 и Aichi SN260 на шасси Mitsubishi Fuso FIGHTER.

После 2010 г. на российском рынке очень активно начали предлагать свою продукцию производители автовышек из Южной Кореи. Причем настолько активно, что сегодня они уже составляют конкуренцию практически всем остальным участникам рынка.

О корейском автопроме

Корейский автопром формировался быстрыми темпами, начало его развития относят всего лишь к 1972 г. Большинство изделий корейских автопредприятий поначалу представляли собой лицензионные копии иностранных образцов, в основном японских. Так, почти из полутысячи лицензионных соглашений, заключенных до 1995 г. корейскими предпринимателями с иностранными производителями авто- и спецтехники, около 16% соглашений заключили с американскими компаниями, примерно 20% соглашений почти в равных долях заключили предприятия Германии и Великобритании и почти 60% соглашений приходится на долю японских компаний.

Первые автовышки корейского производства появились в 1980-х гг., лицензию на их производство тогда предоставила японская компания Aichi. Не секрет, что, как и в большинстве моделей корейской спецтехники, в конструкциях всех корейских автовышек присутствуют японские «мотивы». Можно сказать, что до недавнего времени корейская спецтехника представляла собой усовершенствованные аналоги японского оборудования. Но сегодня корейские производители, представляющие свои автовышки на рынке России, декларируют, что все автоподъемники разработаны в Корее, имеют оригинальные конструктивные решения и собственные технологические наработки компаний-производителей.

На примере автовышек компании Donghae Machinery & Aviation Co., Ltd можно получить представление о корейской продукции средневысотной категории, поскольку по характеристикам автовышки большинства корейских компаний похожи. Это, возможно, связано со значительной ролью государственных программ, работающих в Корее, которые поддерживают и стимулируют те или иные конкретные направления развития промышленности, наиболее перспективные, по мнению государственных экспертных комитетов, в плане увеличения объемов корейского экспорта.

Donghae Machinery – достойный представитель корейской индустрии

Продукцию компании Donghae Machinery еще стоит рассмотреть и потому, что компания более тысячи автовышек ежегодно реализует на внутреннем рынке, а также поставляет их в Индонезию, Вьетнам, Бангладеш, а теперь и в Россию. Donghae Machinery получила в Китае сертификат качества С.С.С. Chine Compulsory Certification в 2006 г., поставляла свои автовышки мод. DHS1200 в эту страну, а пробиться корейской компании на китайский рынок спецтехники не просто. Этот факт свидетельствует о высоком техническом уровне и качестве продукции Donghae Machinery.

Линейка автовышек Donghae состоит из 11 моделей. Компания производит автовышки малой и средней рабочей высоты подъема. Стрелы автовышек Donghae телескопические, состоят из секций коробчатого сечения, выдвигаемых последовательно с помощью гидроцилиндров. Телескопические стрелы применяются на всех корейских автовышках. Также используются схемы, в которых телескопическая стрела имеет дополнительную секцию-«колено». Такие конструкции также относятся к телескопическим.

Характерным отличием корейских вышек от японских аналогов является легкий доступ к шлангам гидросистемы (РВД), подающим рабочую жидкость в гидроцилиндры подъема стрелы. В японских моделях РВД надежно спрятаны внутри стрелы, тогда как именно РВД являются наиболее уязвимым местом японских б/у автовышек. Для их замены приходится разбирать стрелу, а это дело трудоемкое и требует специальных знаний. На корейских стрелах РВД проложены поверх секций, и менять их не составляет труда.

Безусловно, корейские специалисты выбрали телескопические стрелы, поскольку они компактнее и маневреннее коленчатых, впрочем, у коленчатых конструкций свои преимущества: они дешевле телескопических, проще в обслуживании, а главное – позволяют работать, когда между вышкой и рабочей зоной есть препятствие либо требуется занос корзины вглубь рабочего пространства.

Чрезвычайно маневренная установка Donghae DHS870 обеспечивает подъем пластиковой диэлектрической корзины на высоту 8,7 м и используется для обслуживания линий связи или снятия, например, незаконно установленных баннеров. В качестве базового шасси производитель предлагает использовать низкорамное шасси грузового транспортного средства г/п 1 т и выше.

Система дистанционного управления позволяет водителю-оператору выполнять работы на высоте без посторонней помощи, хотя корзина и по размерам, и по грузоподъемности рассчитана на двух человек. Пульт управления, с помощью которого действует оператор в корзине, имеет аварийную кнопку мгновенной остановки двигателя. Корпус пульта надежно закрыт металлической крышкой, защищающей от случайных нажатий и нежелательного внешнего воздействия. Дублирующий пульт управления установлен на кузове автомобиля для управления механизмами в случае отказа пульта в корзине и тоже имеет кнопку аварийной остановки. Благодаря системе выравнивания горизонтального положения корзины оператор может спокойно работать, зная, что положение корзины контролируется датчиками. В то же время в экстренных ситуациях, если, например, оператор получил травму и не может сам выбраться из корзины либо в корзине скопилась вода или мусор и необходимо их удалить, положение корзины легко меняется, вплоть до горизонтального, нажатием кнопки на пульте.

А вообще практически все корейские автовышки имеют тот традиционный набор средств безопасности, которыми комплектуют японские автовышки: блокировка выдвижения ступеней при сложенных опорах, блокировка подъема гидроопор аутригеров, когда вышка находится в рабочем поднятом положении, сигнальные датчики, следящие за тем, чтобы работы происходили в безопасных зонах, клапаны, предохраняющие гидросистему от перегрузок, гидрозамки, блокирующие при необходимости положение гидроцилиндров, система аварийного опускания корзины в случае неисправности гидросистемы и др.

Гидравлическая лебедка, установленная на стреле DHS870, позволяет поднимать-опускать грузы до 300 кг, что удобно при монтажных работах. Лебедка также укомплектована защитой, предотвращающей работу с перегрузкой.

Компактная и легкая конструкция DHS21AP устанавливается на грузовики с собственной массой более 2,5 т. Четырехсекционная стрела позволяет двум специалистам работать на высоте 20,1 м, причем допускается отклонение стрелы от центральной оси – горизонтальный вылет на 9 м. С помощью лебедки г/п 500 кг можно поднять-опустить груз, находящийся ниже уровня шасси, длина троса лебедки обеспечивает ход крюка на 40 м.

Еще одна конструктивная особенность корейских автовышек – возможность значительного горизонтального вылета стрелы вплоть до совпадения с высотой подъема. Это существенно расширяет функциональные возможности вышек. Пример тому – автовышка Donghae DHT160AS. Ее телескопическая стрела шестигранного сечения позволяет в выдвинутом положении работать на высоте 15 м, причем можно использовать горизонтальный вылет до 12 м, и по техническим данным в корзине на таком вылете может находиться груз или работник весом до 100 кг. Мод. DHT160AS разрабатывалась для обслуживания сетей высокого напряжения, поэтому корзина изготовлена из специального стекловолокна и полиэтилена. Удобное дистанционное джойстиковое управление, установленное непосредственно на корзине, дублирует пульт, расположенный на месте заднего борта кузова. На пульте для отображения состояния всех систем имеется цифровой дисплей, а также светодиодная сигнализация.

Система безопасности Auto Moment Control System автоматически останавливает подъемные операции при угрозе опрокидывания, одновременно оповещая о перегрузке звуковым сигналом.

Установка монтируется на кузов грузовика г/п не менее 3,5 т, в частности, используется маневренный Hyundai 3.5 MT E-Mighty с двигателем D4GA мощностью 110 кВт.

Самой мощной автовышкой в линейке Donghae является мод. DHS280AP. Установка рассчитана на эксплуатацию с базовым грузовым автомобилем г/п 3,5…5 т. Производитель в качестве базового шасси в основном использует также Hyundai Mighty с дизелем мощностью 110 кВт, соответствующим стандарту Euro 4.

Мод. DHS280AP относится к среднему классу подъемных устройств – высота подъема корзины составляет 27,4 м. При этом стрела может совершать вращение вокруг своей оси на полные 360°, что очень полезно в стесненных условиях узких городских улиц. Для устойчивости машина оборудована шестью аутригерами, вылет передних составляет 5,76 м, они имеют Х-образную форму. У задних вылет составляет 3,85 м, они, как и средние аутригеры, имеют П-образную форму.

Можно работать стрелой и в горизонтальной плоскости, на вылете 14 м на конце г/п составляет 0,36 т, а полный горизонтальный вылет возможен на 16 м.

Корейские «фирменные» длинные стрелы

Главное конструктивное отличие современных корейских автовышек от аналогичных японских – это длина стрелы. Японцы в основном производят вышки со стрелой длиной не более 30 м, корейские же автовышки со стрелами 40…60 м и более далеко не редкость.

Так, компания Novas Korea Co., Ltd начала производить автовышки в 2002 г. Первой моделью стала средневысотная Sky Jumbo 250 с высотой подъема корзины 21 м. В последующие годы компания осваивала по две модели ежегодно, причем стремительно увеличивалась длина стрелы. В 2003-м были разработаны и запущены в производство Sky Jumbo 260 и Sky Jumbo 320, в 2004 г. – Sky Jumbo 370/400. Сегодня компания производит Sky Jumbo 350Q (28 м), Sky Jumbo 450Q (34 м), Sky Jumbo 600Q (40 м), а также Sky Jumbo 700Q (51 м).

Компания Horyong Co., Ltd помимо линейки из 13 автовышек с рабочей высотой платформы-корзины от 14 м (мод. Sky 140s) до 70 м (мод. Sky 700s) производит устанавливаемые на грузовые автомобили лифт-лестницы, представляющие собой упрощенную конструкцию автовышки. Подобные конструкции служат в основном для подъема грузов на значительную высоту. Работа лифт-лестницы состоит из двух этапов: сначала выдвигается стрела, затем по направляющим плавно поднимается грузовая платформа. Horyong производит 6 моделей лифт-лестниц. Самая легкая мод. PE170 осуществляет подъем платформы на высоту до 17 м, а самая мощная мод. PE700 предназначена для подъема платформы на высоту 70 м.

На российском рынке реализуют свою продукцию несколько корейских производителей вышек. Это, кроме уже упомянутых, компании Hansin Special Equipment Co., Ltd, Doosan Infracore, Kanglim Co., Ltd. Конструкции автовышек постоянно совершенствуются, корейские специалисты ищут новые решения для повышения удобства эксплуатации и расширения их функциональных возможностей.

К сожалению, российские автовышки при относительно низкой цене сегодня заметно проигрывают технике, даже б/у, из Японии и Кореи как по эксплуатационным параметрам и экономичности, так и по уровню защиты и автоматизации, а также по надежности в целом и шасси в частности.

Корейские автогидроподъемники с каждым годом отвоевывают все большую долю российского рынка и в скором будущем могут не только побеждать по отдельным позициям в конкурентной борьбе с европейскими и японскими компаниями, но и вытеснить с рынка отечественного производителя. Для изменения ситуации, по-видимому, требуется, чтобы государство безотлагательно уделило внимание поддержке отечественного производителя такого необходимого вида спецтехники, как автовышки.

компании по теме статьи
компании по теме статьи