«ВЕЛМАШ-С»

Правило 1-10-100 (Часть 1)

Затраты на регулярное техобслуживание автогидроподъемника окупятся стократно

Что такое правило «1-10-100», спросите вы? Ответом является знаменитое высказывание Бенджамина Франклина: «Грамм профилактики стоит килограмма лечения». Правило «1-10-100» означает, что 1 рубль, потраченный на профилактику, например, на техническое обслуживание автогидроподъемника, сэкономит 10 рублей на ремонте детали и 100 рублей на простой и восстановление машины после внезапной поломки.

Затраты в случае неожиданного выхода машины из строя во время работы могут быть огромными, если вы не проводите регулярные проверки и техническое обслуживание автогидроподъемника. Ваши расходы, вероятно, будут включать: дорогостоящий ремонт (то, что изначально можно было исправить недорогим техническим обслуживанием, может превратиться в полную замену всего узла), потерянный заработок за то время, пока ваш автогидроподъеник простаивает во время ремонта, недовольство или потеря клиентов.

Поддержание любой техники в хорошем состоянии имеет важное значение для получения максимальной рентабельности от ее эксплуатации. Кому-то может показаться, что отсрочка технического обслуживания сэкономит деньги, но на самом деле средства все равно будут потрачены: мы либо платим авансом за свое­временную замену отслуживших свой срок деталей и технических жидкостей, либо тратим потом гораздо больше за ремонт узлов и агрегатов, когда они выходят из строя.

Законодательные нормы

На территории РФ надзор, эксплуатация и обслуживание подъемников организуются в соответствии с требованиями, установленными в следующих нормативных документах.

Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ред. от 22.01.2024) «Об утверждении Федеральных норм и правил (ФНП) в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Описывается порядок освидетельствования АГП.

ГОСТ Р 53984–2010 (ИСО 18893:2004) «Мобильные подъемники с рабочими платформами. Требования безопасности и контроль технического состояния при эксплуатации».

ГОСТ Р 53037–2013 «Мобильные подъемники с рабочими платформами. Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания» (Дата последнего изменения: 13.07.2017).

Технический регламент (ТР) Таможенного союза (ТС) «О безопасности машин и оборудования», принятый решением Комиссии ТС от 18.10.2011 № 823 (ТР ТС 010/2011), (в настоящий документ вносятся изменения на основании решения Совета ЕЭК от 24.11.2023 № 137 с 23 ноября 2024 г).

«ВЕЛМАШ-С»

ПБ 10-611-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)». Дата актуализации: 05.05.2017. (Регистрация в Минюсте России № 4717 18.06.2003) – регламентируют порядок технического освидетельствования автовышек и автогидроподъемников.

Кроме того, отдельные ведомства издают собственные нормативные документы, например: «Руководство по безопасному производству работ автомобильными подъемниками (вышками) на объектах электроэнергетики РД 153-34.0-03.421-2003 (утв. РАО «ЕЭС России» 28 мая 2003 г.) Приложение 1. Техническое обслуживание гидроподъемника».

Мы привели здесь лишь часть нормативной документации в качестве примера ввиду ограниченности объема журнальной публикации.

ООО «ВЕЛМАШ-С» (является частью «ПАЛФИНГЕР СНГ» и входит в состав ГК АО «Подъемные машины», г. Великие Луки Псковской обл.) выпускает сейчас одну модель автогидроподъемника ВЕЛМАШ ВА180Т со стрелой телескопического типа. Максимальная рабочая высота подъема – 18 м, максимальный горизонтальный вылет – 10,7 м, грузоподъемность люльки – 300 кг (на вылете 6,2 м) и 80 кг (на вылете 10,7 м). Угол поворота подъемника 370°, угол поворота люльки ±90°.

В базовую комплектацию АГП входит алюминиевая 2-местная люлька с электроизоляцией до 1000 В, складными поручнями для уменьшения высоты в транспортном положении, встроенной системой ограничения предельного груза (ОПГ) и автоматической гидравлической системой горизонтирования. В каждой люльке имеются электророзетки на 220 и 12 В. Два пульта управления: при этом нижний пульт штатно оснащен радиоканалом и кабельным управлением длиной 10 м. Есть ручной гидронасос для аварийного опускания люльки.

Подъемники универсальные – совместимы с любым шасси полной массой от 3,5 т. Варианты установки: люлькой вперед или люлькой назад.

«ВЕЛМАШ-С»

Что может произойти, когда  пренебрегают проведением ТО

Помните о «правиле 1-10-100», когда будете проверять свой автогидроподъемник. Если обнаруживается неисправность, важно устранить ее как можно скорее независимо от того, простая она или сложная, пока стоимость профилактики составляет единицы рублей, прежде чем дело дойдет до поломки и аварийного ремонта с затратами в тысячах рублей и более.

Для наглядности мы приведем несколько примеров из практики, что может произойти с автогидроподъемником, когда владельцы не проводят ТО вовремя или проводят некачественно.

Допустим, на гидравлическом насосе вашего АГП начинает подтекать уплотнение. Выявить подтекание можно во время технического обслуживания и с небольшими затратами финансов (стоимость нового уплотнения + работа) и рабочего времени заменить уплотнение. Демонтаж насоса, замена уплотнения, повторная установка насоса займет около трех-четырех часов.

«КЭМЗ»

А каковы будут последствия и затраты, если вы не замените уплотнение и позволите ему подтекать и дальше? Может сложиться очень неприятная ситуация. Вытечет довольно много гидравлического масла. Если неисправно уплотнение со стороны всасывания, возможен еще и подсос воздуха в гидросистему. При этом масло в гидробаке начинает пениться, но нерадивые механики и на это могут не обратить внимания. В результате в гидробаке возникает конденсат из влаги, содержащейся в воздухе. Образуется водно-масляная эмульсия. В зимнее время частицами льда могут быть заблокированы гидравлические фильтры. Мало того, что гидронасос может сгореть из-за нехватки масла (стоимость насоса + замена), он может выйти из строя в самое неподходящее время, например, во время работы, при полностью загруженном автогидроподъемнике с людьми, инструментом и материалами в люльке, а это крайне опасно. В итоге – неисправность, которую можно было своевременно устранить за небольшие деньги, перерастет в опасную аварию с расходами, в сотни раз бòльшими (замена насоса, масла в гидросистеме, фильтров и т.д.).

Этот пример можно отнести и ко многим другим агрегатам автогидроподъемника, поскольку, когда один компонент выходит из строя, это всего лишь вопрос времени, когда выйдут из строя другие.

«КЭМЗ»

Вот еще яркий пример из практики. Система безопасности АГП периодически «глючила» и управление «зависало», но ни оператор, ни механик машинного парка не обратили на это должного внимания и не провели своевременно диагностики систем. В конце концов система безопасности перестала работать, и тогда выяснилось, что сместившейся секцией стрелы подъемника перетёрт и замкнул на массу кабель системы безопасности. Секция сместилась из-за выхода из строя плит скольжения. Плиты, в свою очередь, досрочно износились по причине применения консистентной смазки неправильного типа и, как следствие, повышенных нагрузок при работе. Если бы работники своевременно обратили внимание на первые признаки неисправности, всё можно было устранить очень легко: смыть старую консистентную смазку и нанести на трущиеся поверхности новую, рекомендованного типа. Пренебрежение «вылилось» в дополнительный простой АГП на ремонте, ремонт проводки системы безопасности, повышенный износ секций стрелы, который тоже со временем «аукнется» дополнительными затратами.

Если ТО выполняют небрежно, «на скорую руку», и пренебрегают диагностикой, могут оказаться неправильно отрегулированными предохранительные клапаны, а если «забывают» вовремя заменить гидравлические фильтры – они создают повышенное сопротивление гидропотоку. В результате неправильной работы предохранительных клапанов и фильтров масло в гидросистеме будет перегреваться и досрочно выйдет из строя, а это немалые дополнительные затраты на его замену и простой техники.

«КЭМЗ»
ООО «Казанский электромеханический завод» («КЭМЗ», г. Казань) выпускает около 30 моделей коленчатых, телескопических и комбинированных автогидроподъемников под маркой «Ак Барс» с высотой подъема от 18 до 37 м, в том числе аэродромные и пожарные автолестницы. Грузоподъемность рабочих платформ (в то числе алюминиевых) составляет от 300 до 450 кг в зависимости от модели АГП, электроизоляция – 1000 В. Они могут поворачиваться на ±90°.

Все модели оснащаются электроизолированными рабочими платформами, а также есть модели увеличенных размеров, что позволяет разместить в них ремонтную бригаду из четырех человек с оборудованием. Угол поворота стрелы у всех моделей составляет 360°. Стрела может дополняться гуськом. АГП оборудуются двумя пультами управления: выносным (нижним) и верхним (на платформе). Система безопасности управления и контроля (СБУК) подъемников усовершенствована. Она автоматически изменяет границы рабочей зоны (высоту подъема и вылет стрелы) в зависимости от нагрузки на рабочей платформе и силы ветра. Подъемники монтируются на шасси ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, а также JAC, HYUNDAI, Dongfeng и др.

В 2023 г. была спроектирована и выпущена новая серия пожарных автогидроподъемников АПК-32 для МЧС России.

Сейчас ведется разработка новой телескопической модели Т-28 на шасси «ГАЗон Next».

Благодаря статусу резидента Фонда «Сколково» завод имеет грантовую поддержку и возможность пользоваться налоговыми льготами. Система менеджмента качества завода сертифицирована по ISO-9001-2015. Заключение Минпромторга позволяет привлекать покупателей РФ по 44-ФЗ и из стран ближнего зарубежья.

«КЭМЗ»

Когда механизм телескопирования секций стрелы автогидроподъемника обслуживается не полностью и небрежно, под канатами полиспаста механизма телескопирования скапливается мусор. Первыми признаками проблемы является не полное выдвижение секций стрелы. Если же и в этом случае обслуживающий АГП персонал не предпринимает никаких мер по диагностике и устранению неисправности (очистка механизма от скоплений мусора, не требующая больших затрат средств и времени), все может закончиться обрывом тросов полиспаста и дорогостоящим ремонтом механизма стрелы. Наглядная иллюстрация: правило «1-10-100» в действии!

Из-за пренебрежения к проведению диагностики гидроцилиндров выносных опор АГП «лапы» могут самопроизвольно опускаться во время стоянки (это еще полбеды!) или при движении (а вот это – беда!). Причинами бывают неисправности гидрозамков гидроцилиндров. По причине неисправности в гидрораспределителе, который управляет подъемом-опусканием, а также износа колец или поршневых манжет в гидроцилиндре и еще попадания воздуха в гидросистему выносные опоры могут самопроизвольно выдвигаться. Излишне объяснять, к каким опасным последствиям все это может привести.

Еще хуже, когда самопроизвольно опускается или резко падает стрела АГП. Причины всё те же: пренебрежение диагностикой гидроцилиндров при проведении ТО, не выявленные вовремя неисправности гидрозамка гидроцилиндра или гидрораспределителя, износ колец и манжет гидроцилиндра, наличие воздуха в гидросистеме, заворачивание поршневой манжеты или выход из строя системы аварийного спуска.

Компания «ТЕХИНКОМ» (г. Москва) выпускает автогидроподъемники нового поколения RED MACHINE (8 моделей) с телескопической стрелой коробчатого сечения, рабочей высотой подъ­ема 18 и 22 м. Угол поворота стрелы не ограничен. Машина поставляется с двумя пультами электрогидравлического управления.

Грузоподъемность рабочих платформ составляет 250 и 300 кг, угол поворота ±90°. Платформа может располагаться над кабиной или сзади в зависимости от модели. Рабочие платформы выполняются из алюминия и оснащаются системой ориентации пола в горизонтальном положении. Имеются платформы с электроизоляцией 2000 В. АГП оборудуется системой ограничения зоны обслуживания.

Все АГП имеют раздельный Х-образный опорный контур. Аутригеры могут быть выдвинуты «под себя» (для работы в стесненных условиях), только с одной стороны (что позволяет АГП занимать всего одну полосу дороги) и выдвинуты полностью.

Шасси – ГАЗ и КАМАЗ, в том числе полноприводные. Кабины 2–7-местные.

«ТЕХИНКОМ»

Виды технического обслуживания автогидроподъемников

Покупка АГП – это значительная инвестиция, и имеет смысл защитить эти инвестиции с помощью профилактического техобслуживания, которое должно начаться сразу после прибытия автогидроподъемника в ваш машинный парк. Кроме того, правильное техобслуживание вашего автогидроподъемника – это лучший способ гарантировать его долговечность.

Специалисты утверждают, что при надлежащем техническом обслуживании автогидроподъемники могут прослужить до пятнадцати лет. Ниже мы приводим ряд советов, как сохранить автогидроподъемник в хорошем техническом состоянии до конца срока службы.

Компоненты конструкции автогидроподъемников во время работы подвергаются весьма высоким нагрузкам, поэтому требования к их обслуживанию значительно выше по сравнению с требованиями, предъявляемыми к обслуживанию обычных грузовых автомобилей.

«Чайка-Сервис»

У разных предприятий-производителей обязательные требования по проведению регулярного технического обслуживания (обычно изложенные в Руководстве по эксплуатации данной машины) отличаются по объему, видам и периодичности работ, а также по другим параметрам, поскольку конструкции разных автогидроподъемников также отличаются, как и сроки замены деталей и расходных материалов. Для примера можно привести следующий перечень видов технического обслуживания АГП.

Ежедневное ТО (ежесменное, ЕТО) – осуществляется каждый день независимо от количества отработанных моточасов (мч) перед выездом подъемника с места стоянки на рабочее место (ЕТО-1); перед посадкой рабочих в люльку (ЕТО-2) и после возвращения АГП на место стоянки (ЕТО-3).

Плановые технические обслуживания (ПТО).

Еженедельное ТО (ТО-50) проводится оператором АГП через каждые 50 мч работы подъемника, но не реже одного раза в неделю.

Ежемесячное ТО (ТО-150) проводится машинистом через каждые 150 мч работы подъемника, но не реже одного раза в месяц.

Первое ТО (ТО-1) называется так не потому, что выполняется самым первым по очередности, а по объему работ – это самое меньшее по объему ТО из всех «номерных». ТО-1 выполняется через каждые 100–350 мч работы, но не более 60–90 дней с момента покупки или прохождения очередного ТО-1, включает все операции, предусмотренные ЕТО и ряд дополнительных процедур.

Второе ТО (ТО-2) – производится каждые 400–700 мч, но не более 180 дней (6 месяцев) с момента покупки или прохождения очередного ТО-2, включает осуществление всех мероприятий, предусмотренных ТО-1, и дополнительные работы.

Третье ТО (ТО-3) – проводится один раз в год при условии, что наработка подъемника не превысит 1400 мч.

Четвертое ТО (ТО-4) – полная ревизия технического состояния АГП, проводится каждые три года или через 4000–4500 мч работы подъемника.

Сезонное ТО (СТО) – выполняется два раза в год осенью и весной при переходе на летний или зимний сезон эксплуатации. Рекомендуется совмещать СО с очередным ТО.

Внеочередные ТО проводятся по мере необходимости и в необходимом объеме.

Капитальный ремонт (КР) – тоже можно отнести к виду технического обслуживания. Капитальный ремонт производится через 10 лет или через 15 000 мч наработки подъемника. При эксплуатации подъемника в тяжелых условиях наработка подъемника до капитального ремонта сокращается до 9000–11 000 мч. Условия эксплуатации в Российской Федерации считаются тяжелыми.

«Чайка-Сервис»

Отметим, что специалисты рекомендуют совмещать ТО механизма подъемника и шасси. Допускается отклонение до 10% (опережение или запаздывание) от установленного срока проведения ТО-1, ТО-2 и до 5% – сроков ТО-3 и ТО-4. Иногда сроки проведения ТО немного сдвигают, чтобы совместить обслуживания шасси и подъемника.

После ремонта автогидроподъемника (капитального и текущего) должны быть проведены статические и динамические испытания машины, порядок выполнения которых описан в соответствующих нормативных документах.

В любом случае следует помнить, что соблюдение сроков и объемов технического обслуживания, установленных производителем техники, – важнейший фактор правильной эксплуатации автогидроподъемника, а задержка технического обслуживания АГП повышает вероятность несчастного случая, приводящего к серьезным травмам или материальному ущербу. Сведения о проведенных технических обслуживаниях, кроме ежедневного, заносятся в паспорт подъемника. Подъемник, не прошедший своевременно техническое обслуживание, не может быть допущен к работе.

«Автомобильный завод «Чайка-Сервис» (г. Нижний Новгород) производит широкий ряд автогидроподъемников с телескопическими и комбинированными коленчато-телескопическими стрелами с рабочей высотой подъема до 37 м.

Стрелы располагаются рабочей платформой вперед или назад. Угол поворота стрелы 720°. Грузоподъемность рабочих платформ 300–400 кг. У ряда моделей рабочие платформы электроизолированные до 2000 B.

Подъемники поставляются на различных автомобильных шасси российских и иностранных брендов (в том числе газомоторных), шасси двухосных прицепов (с питанием от сети 380 В или от бензиновой/ дизельной гидростанции) и на гусеничной ходовой части.

«Чайка-Сервис»
компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи