Рукастые машины

Краны-манипуляторы

Сергей Красовский
У владельца грузовика, оборудованного краноманипуляторной установкой, значительно больше шансов получить заказ на перевозку, чем у перевозчика с обычным бортовым автомобилем: клиентов привлекает оперативность погрузки-разгрузки без привлечения погрузчика или крана. Перевозчики в погоне за быстрыми деньгами зачастую не уделяют должного внимания своей технике, эксплуатируют ее на износ, доводят до нерабочего состояния, а в итоге теряют клиентов. Как не оказаться вне игры?
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Среди перевозчиков, эксплуатирующих машины с краноманипуляторными установками (КМУ), бытует мнение, что техника эта по причине относительной простоты конструкции не требует особого внимания со стороны технических служб, а обслуживание манипулятора сводится в основном к замене масла и фильтров гидравлической системы. И в этом, надо признать, есть доля правды, и большая. Однако по нашей русской традиции у компаний, особенно мелких, или и вовсе предпринимателей-одиночек то нужного масла в необходимом количестве нет, то фильтры не удается приобрести. И вот не прошедшие полноценного техобслуживания машины выходят на линию, работают и в летний зной, и в лютый холод. А что с ним, манипулятором, может случиться, отговаривается владелец машины. Есть множество примеров, когда пришедшие из Японии, изрядно поработавшие там КМУ Unic на японских же шасси Hino или Isuzu очень долго не требовали практически никакого внимания со стороны ремонтников. При этом перевозчик, не менявший масло и фильтры в гидравлической системе, рассуждал вполне «логично»: качественное японское масло и такие же фильтры он у себя в области, где работает, не купит. Случалось, что механики даже не знали, какое масло надо заливать в систему! С фильтрами та же картина, хоть по размеру подбирай. Но толку от этого мало – ошибка в пару миллиметров уже не обеспечит плотное прилегание уплотнения фильтра к корпусу, а значит, в систему через эту щель пойдет неочищенное масло.

И еще – за смену кран работает относительно мало времени: хорошо, если час-другой наберется. А раз грузит, выгружает, на ходу не работает гидроманипулятор HMF (Дания), шведский V-kran или финский Loglift, значит, не изнашивается. И, надо заметить, такой подход к работе и технике себя оправдывал (!), правда, при условии, если перевозчик, отработав на машине пару лет, успевал за это время продать ее, переложив расходы по проведению ТО и затраты на текущий ремонт на плечи нового владельца. Если же не удавалось вовремя избавиться от машины, до выхода КМУ из строя, ее продавали как бортовой грузовик. Импортное шасси, на котором был смонтирован кран-манипулятор, всегда было козырем в борьбе за покупателя. Сбыть с рук «ушатанный» отечественный автомобиль гораздо сложнее. Мало того, новый владелец, сдав сломанную КМУ в металлолом, как правило, ставил на ее место либо новый отечественный, либо опять-таки б/у импортный кран, при этом подчас не утруждая себя внесением соответствующих пометок в документы! Несмотря на «строгость» с прохождением техосмотра, таких машин по дорогам колесит великое множество. Но самое неприятное то, что смонтированный неправильно кран может принести своему владельцу не прибыль, а в одночасье разорить его.

Ошибки монтажа

Даже новый автомобиль, оснащенный краном-манипулятором, может попасть в руки клиента, изначально имея проблемы с монтажом установки. Смонтировать КМУ на раму автомобильного шасси просто только на первый взгляд. Чтобы кран прочно сел на отведенное ему место, необходимо спроектировать и изготовить из качественной стали надрамник, к которому он и будет крепиться. Проектированием, расчетом и изготовлением этого ответственного элемента конструкции занимается фирма, которая монтирует установку. Она же выдает и пакет документов на комплектную машину. Разумеется, без качественного, профессионального сварочного оборудования и минимального станочного парка изготовить надрамник, который идеально будет «подогнан» к раме шасси, практически невозможно. А использовать надрамник от другой машины не всегда возможно из-за разной ширины рамы, полок, высоты швеллеров, конструкция может потребовать для монтажа дополнительных переходников. Лишние элементы не только утяжеляют конструкцию: КМУ «съедает» приличную часть полезной нагрузки, ухудшается жесткость основы крана. При интенсивной работе с максимальной нагрузкой кран постепенно расшатает слои «пирога», который отделяет его от рамы автомобиля, и при взятии очередного максимального веса вырвет крепления «с мясом». Хорошо, если при этом пострадает только груз. Именно поэтому, прежде чем обратиться в компанию, монтирующую краны-манипуляторы, особенно если она предлагает б/у оборудование, уже идущее в комплекте с надрамниками, посмотрите на техническое оснащение фирмы. Тревожным звоночком станет обещание мастеров установить на ваше шасси любой кран. Не беспокойтесь, компания свое слово сдержит, но о том, что передний мост машины может оказаться перегруженным, вам могут не сказать. Сколько времени, работая в жестких условиях, протянут балка, подшипники, шкворни, рессоры, неизвестно. И определенно, ремонт не заставит себя долго ждать.

В солидной компании, прежде чем рекомендовать вам кран-манипулятор, внимательно изучат техническую характеристику автомобиля, на который его будут монтировать. Если это модель бортового грузовика, предназначенного для работы по дорогам общего пользования и его передний мост не рассчитан на большую нагрузку, как, например, у версий, рассчитанных на эксплуатацию по дорогам разных категорий, например самосвальное шасси, то сомневаюсь, что вам установят КМУ грузоподъемностью более 10 т. Развесовка автомобиля по осям должна соответствовать конструкторской документации, в противном случае ресурс машины будет меньше расчетного. Признайтесь, думали ли вы об этом, покупая готовую машину с КМУ или отдавая свое шасси на установку крана? Скорее всего, нет. Зато теперь вы сможете объяснить происходящие с техникой чудеса.

Идем дальше. Если вы приобретаете и машину, и КМУ из одних рук, то при выборе модификации автомобиля грамотный установщик непременно затребует у автопроизводителя шасси, в котором такие элементы, как трубопроводы, ресиверы, аккумуляторные отсеки и топливные баки, будут расположены таким образом, чтобы монтажу КМУ ничто не препятствовало. Если компания-установщик, прежде чем смонтировать на шасси кран, сперва занимается переносом различных агрегатов, то уточните, как это отразится на гарантии, выдаваемой на шасси. Возможно, что при посещении фирменной СТО автопроизводителя вам будет отказано в гарантийном ремонте, поскольку «имеют место быть вмешательства в конструкцию автомобиля». И поверьте, автопроизводитель, а точнее сервис, будет прав.

Еще одна проблема – это неграмотно выбранный гидронасос или коробка отбора мощности (КОМ). Случаев, когда на монтаж КМУ приходило самосвальное шасси, КОМ и насос которого были рассчитаны на работу с гидросистемой самосвала, предостаточно. Однако мало кто задумывается, что подача насоса может оказаться недостаточной, как и развиваемое им давление для полноценного функционирования крановой установки. Требования по этим параметрам у самосвальной установки и КМУ разные!

Б/у берем?

Лучший способ оценить преимущество автомобиля с КМУ перед обычным бортовым или тентованным грузовиком это опробовать машину в деле. Для этого можно взять ее в аренду, а лучше приобрести в собственность б/у автомобиль. Небольшие первоначальные вложения при грамотном выборе техники не только быстро вернутся, но и прирастут прибылью. Не станем забывать, что часть вложенных средств «упадет» на счет перевозчика и при продаже машины. Итак, чтобы не попасть впросак, прежде необходимо внимательно изучить документы на машину. Не стесняйтесь позвонить в компанию, которая устанавливала КМУ, и поинтересоваться, действительно ли автомобиль марки Х с VIN-кодом «У» приходил к ним на установку крана модели Z. Хорошим тоном будет передача вам продавцом документов, свидетельствующих о прохождении автомобилем технического обслуживания.

Если бумаги в порядке, приступаем к осмотру «железа». Сначала исследуем конструкцию крана на предмет механических повреждений. Если таковые есть, то техника эксплуатировалась с явными нарушениями правил. Не секрет, что оператор часто использует стрелу гидроманипулятора, чтобы вытолкнуть или вытянуть застрявшую машину. В этом случае стрела работает на запредельных режимах и может деформироваться, особенно если вызволяемый из грязи автомобиль нагружен «под завязку». Править сложную, изготовленную из высококачественной стали конструкцию настолько дорого и хлопотно, что проще ее заменить новой или б/у. Да и компаний, имеющих в своем станочном парке оборудование для правки стрел, днем с огнем не сыщешь.

Следующее, на что необходимо обратить внимание, это состояние резинотехнических изделий (РТИ) крановой установки. Сальники гидроцилиндров, рукава высокого давления, особенно в местах их крепления (штуцера), не должны «потеть» маслом. Все знают: если машиной не пользовались долгое время, например, техника стояла незаконсервированной в ожидании заказа под открытым небом, то под действием ультрафиолетового излучения РТИ могли покрыться микротрещинами. А от воздействия влаги страдают открытые части хромированных штоков гидроцилиндров. Заботливые хозяева в обязательном порядке консервируют хромовое покрытие, нанося на него пластические смазки. Обычной кисточкой, прямо из жестяной банки. Часто смазку издали принимают за ржавчину и обходят технику стороной. Наоборот, обращайте внимание на машины, у которых хром под защитой и не блестит! Перевозчики часто задают вопрос – а зачем вообще консервировать хромовое покрытие, ведь хром, как известно, практически не корродирует? Абсолютно верно! Однако вопреки расхожему мнению осажденный на штоке хром дает не идеально гладкую, а пористую поверхность. Вода, попав в пору, проникает к металлу, вызывает его коррозию. Окислы разрывают связь металла с покрытием, и оно отваливается. Работать по такому наждаку ни один, даже самый качественный сальник не сможет.

(Продолжение следует)