«Телескопы»

Леонид Малютин
Человечество изобрело много строительных машин, но далеко не все из них ждал коммерческий успех. Концепция телескопического погрузчика, или погрузчика с телескопической стрелой, оказалась удачной. Представляющий собой уменьшенную копию короткобазного крана «телескоп» нашел широкое применение на стройках, открытых складах и в аграрном секторе.
 
 
 
JCB 515-40 ростом с человека
Рабочее место оператора полноразмерного погрузчика JCB
Рабочее место оператора погрузчика JCB 515-40
Гидроцилиндр механизма выравнивания рамы погрузчика
JCB 541-70. Не пытайтесь повторить это дома!
 
 
Погрузчик Merlo Roto 40.25 MCSS с поворотной платформой
Генератор на платформе погрузчика Merlo
Наклонная кабина погрузчика Merlo облегчает работу оператора
Дополнительный гусек с лебедкой для погрузчика Merlo
Погрузчик Merlo Roto 33.16 KS с поворотной платформой
T2250 – самая маленькая модель компании Bobcat
Погрузчик Bobcat T40170 с высотой подъема 17 м
Погрузчик «ЧЕТРА»

Подавляющее большинство погрузчиков выполнены с неповоротной стрелой, хотя есть варианты со стрелой, установленной на поворотной платформе. У итальянской фирмы Merlo есть серия погрузчиков Roto с поворотной платформой. Появилась такая серия у Bobcat. Daewoo, еще будучи самостоятельной компанией, предлагала «телесокоп» на шасси колесного экскаватора. Но львиную долю рынка занимают погрузчики с неповоротной стрелой, установленной на опорах в задней части рамы. Конструкция и управление этими погрузчиками значительно проще, они дешевле и при покупке, и в эксплуатации. Погрузчик с поворотной платформой довольно специфическая машина, требующая особого подхода, но интерес к нему растет.

В своем развитии телескопические погрузчики разделились на два направления – строительное и аграрное. Деление по большей части маркетинговое и линейки могут пересекаться, однако есть и отличия. Погрузчик для сельского хозяйства, как правило, выполняют с двухсекционной стрелой. У него может быть меньше габаритная высота, чтобы проезжать в ворота надворных построек. На нем могут использоваться колеса большего размера. Фирма Merlo для своих аграрных погрузчиков предусмотрела заднюю трехточечную навеску, чтобы погрузчик можно было использовать как трактор.

Компания JLG Industries, Inc. является мировым лидером в производстве передвижных платформ для высотных работ, которые продаются под торговыми марками JLG®, Toucan®и Liftlux®, а также в производстве телескопических погрузчиков, которые продаются под торговой маркой JLG®. В 1999 г. JLG покупает компанию Gradall, производящую телескопические погрузчики, введя тем самым в свою производственную линейку новую продукцию. Два бренда Lull и Sky Trak по производству телескопических погрузчиков были приобретены в 2003 г. В 2005-м JLG вступает в глобальный альянс с Caterpillar Inc. для производства, продаж и послепродажного обслуживания телескопических погрузчиков Caterpillar. С 2006 г. JLG Industries, Inc. входит в состав Oshkosh Truck Corporation. Производственные мощности JLG находятся в США, Франции и Бельгии, а торговые и сервисные представительства компании расположены на всех шести континентах. JLG обеспечивает клиентов в странах Европы, Скандинавии, Африки и Ближнего Востока сетью специализированных офисов по сбыту и обслуживанию, призванных предоставлять высококачественную поддержку операторам техники JLG на месте, когда они в ней нуждаются.

    JLG выпустила для европейского рынка новую модернизированную серию Powershift из семи моделей:
  • 3508PS, 3509PS и 3513PS г/п 3,5 т, с рабочей высотой от 7,9 до 13 м;
  • 4008PS, 4009PS, 4013PS и 4017PS г/п 4,0 т, с рабочей высотой от 7,9 до 16,7 м.

Телескопические погрузчики с гидромеханической трансмиссией Powershift обеспечивают оптимальную производительность, надежность эксплуатации и улучшенные технические характеристики при работе в тяжелых условиях окружающей среды. JLG предлагают широкий выбор оснастки, позволяющей повысить функциональность телескопических погрузчиков. Три модели (3513PS, 4013PS, 4017PS) оснащаются интеллектуальными подъемными платформами, что существенно увеличивает коэффициент загрузки машины.

Сегодня телескопические погрузчики JLG с силовым переключением передач возглавляют весь существующий ряд современного строительного оборудования.

Помимо телескопических погрузчиков с гидромеханической трансмиссией JLG производит линейку малогабаритных телескопических погрузчиков JLG серии Compact (2505, L2906H, 2906H, 3507H) – это шаг вперед в технологии проектирования по таким параметрам, как удобство эксплуатации, функциональность и комфорт оператора.

Телескопические погрузчики JLG являются гибкими механизмами, способными выполнять широкий спектр задач в различных режимах применения, в результате чего прочие однофункциональные механизмы становятся ненужными. С декабря 2010 г. официальным дистрибьютором в России является ЗАО «СКТ».

Британская частная компания JCB свой первый погрузчик JCB 520 компания выпустила в 1977-м. За первый год вручную собрали 300 машин. С той поры JCB выпустила более 100 тысяч телескопических погрузчиков. Компания развивает две линейки – строительную Loadall и аграрную Agri. Линейки в значительной степени пересекаются, но между ними есть и различия. Строительная линейка состоит из 14 моделей, аграрная – из 11. Маркировка модели дает следующую информацию. Цифра 5 означает телескопический погрузчик по внутренней номенклатуре JCB, следующие две цифры – индекс максимальной грузоподъемности, группа цифр после дефиса – индекс максимальной высоты подъема. Например, маркировку Loadall 541-70 можно прочитать следующим образом: телескопический погрузчик максимальной грузоподъемностью (г/п) 4,1 т и максимальной высотой подъема 7 м.

И строительная, и аграрная линейки начинаются с модели 515-40 и заканчиваются 541-70. Различаются линейки в средней части. Для строительных машин высота подъема является важным показателем и достигает 17 м, тогда как в сельском хозяйстве таких высот просто нет, а потому и максимальная высота у модели 535-95 – 9,5 м. Линейка строительных машин распределена равномерно в диапазоне грузоподъемности от 1,5 до 4,1 т и диапазоне высот от 4 до 14 м, тогда как половина сельскохозяйственной линейки сконцентрирована в середине диапазона г/п от 2,4 до 3,1 т и высоты 5...7 м, то есть в диапазоне наиболее востребованных грузовысотных характеристик.

В строительной линейке присутствуют модели 535-125 и 535-140, выполненные в концепции HiViz, суть которой в улучшении обзора, особенно назад, за счет снижения основания опоры на 235 мм, а также снижения на 13% высоты стрелы в транспортном положении. Кроме того, укорочен задний свес, применены мосты с большим углом поворота колес, что сократило радиус поворота.

Зато семейство компактных погрузчиков – 515-40, 520-40, 520-50, 524-50, 525-50 и 527-55 г/п от 1,5 до 2,7 т и высотой подъема от 4 до 5,6 м – разрабатывали с прицелом прежде всего на фермеров. Конструкторы JCB хотели создать компактные и маневренные машины, которые могли бы работать на фермах и в качестве ковшового погрузчика, и в качестве вилочного. От «старших» моделей их отличают компоновка с задним расположением двигателя и смещенной вперед кабиной и внешний дизайн в целом. Двухсекционная стрела смещена вправо, как на мини-погрузчиках и вилочных погрузчиках JCB. Все колеса ведущие с гидростатическим приводом и управляемые.

Для «старших» моделей характерны рама, состоящая из двух толстых боковых пластин, соединенных поперечинами, и гидродинамическая трансмиссия. Двигатель Dieselmax установлен поперечно между колесами правого борта и агрегатирован с гидротрансформатором, конической передачей и четырехступенчатой коробкой передач PowerShift с переключением под нагрузкой. Стрелы с числом секций от двух до четырех выдвигает длинный гидроцилиндр, причем в случае трех- и четырехсекционной стрелы гидроцилиндр также многосекционный. Для автоматического поддержания положения груза при подъеме стрелы предусмотрены компенсационные гидроцилиндры, которые установлены в основании стрелы. Модели с большой высотой подъема комплектуют передними аутригерами. Для ряда других моделей аутригеры также доступны в качестве дополнительного оборудования. На уклоне до 9° в безопорном положении погрузчик также можно выставить горизонтально с помощью механизма выравнивания рамы, в который входит гидроцилиндр, соединяющий раму и передний мост с правой стороны. Для некоторых моделей в качестве дополнительного оборудования предлагают механизм сдвига рамы. Маневренность погрузчика обеспечена тремя режимами рулевого управления – поворотом только передними колесами, согласованным поворотом передними и задними колесами и диагональным ходом. На выбор заказчика – джойстиковое или рычажное управление рабочим оборудованием.

Фирма Merlo в последние годы диверсифицирует свою деятельность, но по-прежнему остается специалистом в сфере телескопических погрузчиков. Модельный ряд строительных погрузчиков включает 40 базовых моделей и разделен на три серии – Compacts, Panoramic и Roto. Общие черты всех трех серий – боковое расположение двигателя и кабины, близкое к геометрической продольной оси машины расположение стрелы, гидростатическая трансмиссия с приводом обоих мостов и трехрежимное рулевое управление.

Маркировка моделей сходна с принципом, применяемым JCB. Первая группа из двух-трех цифр – это индекс грузоподъемности, вторая цифра после точки – индекс высоты подъема. Маркировка 34.7 говорит о том, что грузоподъемность – 3,4 т, а высота подъема – 7 м.

Из последних изобретений компании назову силовую окантовку steel ring и мосты портального типа. Окантовка представляет собой стальной прут диаметром 70 мм, который опоясывает всю машину и защищает узлы и агрегаты от повреждений. Компания разработала и сама производит мосты портального типа drop portal, которые обеспечивают максимальный дорожный просвет. Полуось находится сверху и входит в зацепление с зубчатым колесом бортового редуктора.

Серия Compact включает три базовые модели и несколько их модификаций г/п от 2,5 до 3,2 т и с высотой подъема от 5,9 до 8,2 (!) м. Эти погрузчики в отличие от компактных моделей JCB скомпонованы в ставшей уже традиционной манере – с центральным расположением стрелы, с двигателем между правыми колесами и кабиной между левыми.

В самом многочисленном семействе – серии Panoramic – 26 моделей г/п от 3,4 до 12 т и с высотой подъема от 7 до 17,76 м. Предусмотрены комплектации с жестко зафиксированным передним мостом и с механизмом выравнивания рамы, в котором не один, а два гидроцилиндра. С их помощью погрузчик можно выставить горизонтально на уклоне до 10°. Этот механизм можно дополнить активной гидропневматической подвеской EAS, состоящей из двух гидроазотных аккумуляторов, подключаемых к гидроцилиндрам выравнивания рамы. Для ряда моделей с механизмом выравнивания рамы доступен механизм сдвига рамы Sideshift, состоящий из диагонально установленного между передним мостом и рамой гидроцилиндра. Этот механизм полезен при работе с большими высотами, позволяя точно выставить груз без перестановки погрузчика. Рабочий гидропривод можно расширить системой стабилизации стрелы BSS с гидроазотным аккумулятором, подключенным к контуру гидроцилиндра подъема стрелы. При движении по неровностям система BSS снимает ударные нагрузки, передающиеся от ковша с грузом на несущие конструкции машины. Одновременно системы EAS и BSS не устанавливают.

В серию погрузчиков Roto с поворотной платформой входит 10 базовых моделей г/п от 3,8 до 5 т с высотой подъема от 10,4 до 26 м, то есть погрузчики этой серии предназначены для работы с большими высотами в стесненных условиях, где не развернуться обычному погрузчику. Главная задача погрузчика Roto – подъем людей на рабочей платформе. Для подключения инструмента погрузчик можно оборудовать генератором и компрессором. Двигатель самого погрузчика расположен внизу, на шасси.

Merlo как никакая другая компания уделяет внимание аграрным погрузчикам. Для фермеров у компании целых две серии погрузчиков – Turbofarmer и Multifarmer. Серия Turbofarmer включает восемь базовых моделей в диапазоне грузоподъемности от 3,4 до 4,1 т с высотой подъема 7 и 9,7 м. Это те же строительные погрузчики Panoramic, первые четыре присутствуют в обеих сериях, остальные четыре уникальны для Turbofarmer. Линейка построена таким образом, чтобы в каждом типоразмере был вариант с жестко зафиксированным передним мостом и с механизмами выравнивания и сдвига рамы. В базовую комплектацию входят гидравлический механизм быстрой смены навесного рабочего оборудования и гидравлические и электрический выводы на корме для подключения оборудования и прицепа. Тягово-сцепное устройство поставляют отдельно.

В серии Multifarmer четыре базовые модели и модификации г/п от 2,7 до 3 т и с высотой подъема от 6 до 8,55 м. Главная особенность этих погрузчиков – задняя трехточечная навеска, вал отбора мощности и выводы гидросистемы. То есть погрузчик может не только грузить, но и пахать, сеять и др.

За последние годы в компании Bobcat было много перемен, в том числе и в телескопических погрузчиках – у нее появились погрузчики с поворотной платформой. Эта серия TR (Telescopic Roto) включает четыре модели г/п 3,5...5 т с высотой подъема 16...21 м – TR35160, TR40250, TR45190 и TR50210. В маркировке первые две цифры обозначают грузоподъемность, три последние цифры – высоту подъема. Компоновка схожа с погрузчиками Merlo Roto. Двигатель расположен на шасси, трансмиссия гидростатическая. Погрузчик оснащен четырьмя опорами. В безопорном положении раму можно выровнять на уклоне до 8° (за исключением TR35160) с помощью механизма выравнивания рамы. Предусмотрено три режима рулевого управления. Bobcat традиционно предлагает большой выбор навесного рабочего оборудования.

«Классическая» линейка телескопических погрузчиков Bobcat не претерпела значительных изменений, слегка обновлена и сократилась. Сегодня в ней шесть моделей г/п от 2,2 до 4 т и с высотой подъема от 5 до 17 м. Сохранились все фирменные черты «телескопов» Bobcat – рама коробчатого сечения, гидростатическая трансмиссия, трехрежимное рулевое управление, компоновка с двигателем между правыми колесами и кабиной между левыми. В качестве основных опций компания предлагает аутригеры, механизмы выравнивания и сдвига рамы.

Bobcat не разделяет модельный ряд на строительные и аграрные погрузчики, а предлагает его обоим секторам. Погрузчики TL360 и TL470 имеют особенность – тягово-сцепное устройство на корме и гидравлические и электрический выводы.

JLG, JCB, Merlo и Bobcat – не единственные поставщики телескопических погрузчиков. Хорошо известна также техника Manitou, Case, New Holland, Caterpillar. Не так давно к их числу присоединились Claas, Liebherr, минский «Амкодор» и наша «ЧЕТРА». Телескопические погрузчики продолжают завоевывать жизненное пространство и развиваться, причем в этом виде техники рождаются оригинальные технические решения. Удачные решения, если они не защищены патентом, тиражируются конкурентами. Это мы видим по распространению тягово-сцепного устройства и поворотной платформы. Расширение сферы применения телескопического погрузчика идет не только экстенсивным путем за счет увеличения номенклатуры навесного оборудования, но интенсивным путем, внедряясь в новые области.

компании по теме статьи
компании по теме статьи