Раскрыть потенциал (часть 2)
Как реализовать универсальные возможности телескопических погрузчиков
Для того чтобы добиться наибольшей экономичности и производительности при эксплуатации телескопического погрузчика, нужно не только знать, как работают его органы управления и каковы его функциональные возможности. Необходимо осуществлять перспективное планирование работ, внимательно анализировать условия работы, тщательно соблюдать график технического обслуживания и правила техники безопасности.
Техническое обслуживание. Перед началом работы важно проводить ежедневный осмотр машины, чтобы заблаговременно выявить возможные неисправности. Порядок осмотра подробно описан в инструкции по эксплуатации техники.
Кроме того, следует составить и строго соблюдать график регулярного техобслуживания, также в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Неисправности гидравлического оборудования. Признаками неисправности гидравлического оборудования телескопических погрузчиков могут быть замедленные или чрезмерно резкие движения рабочих органов, невозможность поднимать грузы или наличие видимых течей гидравлической жидкости. Причинами этих неисправностей могут быть поврежденные уплотнения или шланги/ фитинги, или недостаточное количество гидравлической жидкости в системе.
Неисправности электрооборудования. Неисправности приборов освещения и световой сигнализации, органов управления, выключателей, а также датчиков и указателей часто бывают вызваны перетиранием или поломкой электрических проводов, коррозией в электрических соединениях или перегоранием предохранителей. Постоянно следите, чтобы аккумулятор был полностью заряжен и находился в рабочем состоянии, а контактные электрические соединения не были загрязнены или покрыты коррозией. Регулярно проверяйте и проводите техническое обслуживание приборов и систем безопасности, чтобы быть уверенным их исправности.
Механические неисправности. У телескопических погрузчиков могут быть самые разнообразные механические неполадки: от неисправностей тормозов до выхода из строя стрелы или навесного рабочего оборудования. Причинами могут быть износ деталей и узлов, неправильное использование или недостаток смазки. Многие детали телескопического погрузчика постепенно изнашиваются. Следует проводить регулярные проверки степени износа (а также выявления повреждений) таких компонентов, как шины, стрела и навесное оборудование. Раннее обнаружение и своевременная замена изношенных деталей помогут предотвратить возникновение более серьезных неисправностей и даже аварий. В конструкции стрелы предусмотрены сменные вкладыши, которые принимают нагрузку на себя, изнашиваются и должны регулярно заменяться. Они стоят недорого, и заменить их достаточно просто. Если их вовремя не заменить, будут повреждены секции стрелы, и машину придется выводить из работы для внепланового ремонта. К тому же стрелу необходимо часто смазывать.
Все выявленные при ежедневных осмотрах и регулярном техобслуживании неисправности должны быть незамедлительно устранены до начала эксплуатации телескопического погрузчика, чтобы предотвратить их перерастание в более серьезные неисправности с дорогостоящим ремонтом или даже аварии с человеческими жертвами.
Некоторые неисправности операторы могут устранить самостоятельно, для ремонта других потребуется привлекать высококвалифицированного специалиста.
Советы операторам по устранению неисправностей. Важно, чтобы оператор представлял себе основные принципы устранения неполадок. Однако помните, что некоторые неисправности нельзя пытаться устранить, не имея специальных знаний и профессиональной квалификации, для ремонта может потребоваться привлечь квалифицированного специалиста. При обнаружении неисправности всегда обращайтесь к руководству по эксплуатации, поскольку в нем содержатся ценные советы по устранению неполадок именно для вашей модели погрузчика.
Будьте внимательны. Если вы заметили необычные звуки/ шум, запах или поведение машины, это может указывать на неисправность. Немедленно примите меры и сообщите о любых отклонениях специалистам по ремонту. Чтобы обеспечить безопасность, обязательно выключайте двигатель и источник электропитания машины перед тем, как приступить к устранению неисправности.
Когда следует обратиться к квалифицированным специалистам. Если устранить неисправность самостоятельно не удается или вашей квалификации не хватает для ее устранения (например, сложные механические или электрические неисправности), необходимо обратиться к квалифицированным специалистам. Кроме того, помните, что неквалифицированное выполнение ремонта может привести к аннулированию гарантии погрузчика.
Оценка условий работы на строительной площадке и планирование работ
Перед началом работ необходимо тщательно осмотреть площадку, чтобы заблаговременно выявить потенциальные опасности, такие как неровные поверхности, препятствия, ограничивающие вертикальный габарит и узкие, тесные места. Планирование графика работ, установка защитных ограждений и доведение плана работ до сведения всего персонала, работающего на объекте, – все это является частью эффективного планирования работ на объекте. Такой упреждающий подход сводит к минимуму риск несчастных случаев и повышает эффективность работ на объекте.
Условные сигналы и способы обмена информацией. Четкая, надежная и оперативная связь во время работ на строительном объекте жизненно важна, особенно при использовании тяжелой техники, такой как телескопические погрузчики. Операторы погрузчиков должны быть знакомы со стандартными сигналами, которые подаются руками, и использовать радиопередатчики для связи на расстоянии.
Установление четко определенных способов связи и условных сигналов помогает координировать действия, предотвращать недоразумения и поддерживать безопасную и высокопроизводительную работу.
Работа на погрузчике. Перед тем как перевозить груз, спланируйте маршрут движения погрузчика, чтобы по возможности избежать езды по крутым склонам, неровной поверхности и другим неподходящим поверхностям, на которых машина может опрокинуться.
Телескопические погрузчики предназначены для движения по местностям с различным рельефом. При езде по неровной поверхности снижайте скорость и старайтесь опустить стрелу с грузом как можно ниже, чтобы машина не потеряла устойчивость при маневрировании. На скользких поверхностях избегайте резких маневров и резкого торможения. Следите, чтобы был включен соответствующий условиям движения режим работы трансмиссии (полный или неполный привод, «крабовый ход» и т.п.).
Действуя органами управления, старайтесь выполнять маневры плавно и не спеша, не допуская резких рывков, изменений направления и скорости движения, самой машины и стрелы с грузом, в результате которых машина может опрокинуться. Не превышайте допустимой грузоподъемности, указанной в грузовысотной характеристике.
Работая на телескопическом погрузчике, постоянно следите за окружающей обстановкой, замечайте, где находятся люди, препятствия (стены, ямы и т.п.) и каково состояние поверхности, по которой движется машина. Некоторые производители оснащают телескопические погрузчики системами типа «парктроник», сигнализирующими оператору о приближении к препятствиям при маневрировании, и камерами заднего вида. Они очень помогают в работе.
Контролируйте, чтобы для выполнения каждой работы использовалось подходящее навесное оборудование, правильно установленное и надежно закрепленное. Следите, чтобы оператор не переутомлялся, делал регулярные перерывы для отдыха. Уставший оператор может допустить ошибку, которая приведет к аварии и несчастному случаю.
Шины. Обязательно следите за тем, чтобы тип шин соответствовал дорожным условиям. Широкопрофильные внедорожные шины с развитыми грунтозацепами помогают телескопическим погрузчикам преодолевать даже сильно пересеченные поверхности. Шины могут быть пневматическими с износостойкостью и рисунком протектора для различных областей применения или цельнолитыми для работы на более сложных поверхностях, езды по острым камням без проколов и при прочих тяжелых условиях эксплуатации.
Затраты времени и средств на обслуживание цельнолитых шин ниже, чем у традиционных. Однако стоимость покупки данных шин может в три раза превышать стоимость обычных шин. Специалисты, однако, утверждают, что благодаря длительному сроку службы монолитные шины окупятся.
Предлагаются также заполненные пеной шины, они примерно на треть дешевле, чем монолитные. Пенонаполненные шины остаются популярной заменой пневматическим шинам. Выгоды их очевидны: на стройке могут быть большие потери рабочего времени и средств на замену и ремонт проколотых пневматических шин. Кроме того, жесткие шины увеличивают стабильность всего погрузчика при подаче грузов на большую высоту. Пенозаполненные шины тяжелее пневматических, это также способствует устойчивости погрузчика при подаче грузов на высоту.
Однако по сравнению с пенозаполненными монолитные шины служат в 3–4 раза дольше, поскольку твердая пена со временем разрушается.
Наиболее популярные типоразмеры телескопических погрузчиков
Среди огромного разнообразия телескопических погрузчиков встречаются модели грузоподъемностью свыше 22 т и с высотой подъема до 30 м, но по опросам специалистов, самыми популярными типоразмерами этих машин являются: грузоподъемность от 2,5 до 4 т; высота подъема до 6–7 м; максимальный вылет стрелы порядка 4 м. В общем объеме продаж телескопических погрузчиков таких машин более 70%.
Преимущества и недостатки телескопических погрузчиков
Подведем итог вышесказанному и еще раз перечислим плюсы и минусы этих машин.
Преимущества. Трудно представить более конкурентоспособный тип машин. Один из основных факторов их успеха – универсальность. Телескопический погрузчик воплощает в себе достоинства и функции вилочного и фронтального погрузчиков, автокрана, а компактные «телескопы» еще и погрузчика с бортовым поворотом. Он позволяет одинаково успешно заниматься как погрузочно-разгрузочными, так и землеройными работами, а также транспортировкой и складированием материалов.
Телескопические погрузчики значительно превосходят фронтальные погрузчики по функциональности, высоте поднимаемого груза, а также по углам загрузки и выгрузки, хотя по габаритным размерам телескопический погрузчик не отличается от фронтального. То же можно сказать и про сравнение с погрузчиками с бортовым поворотом. По сравнению с вилочным погрузчиком телескопический также имеет более широкие функциональные возможности, высоту подъема, скорость движения до 30 км/ч и радиус рабочей зоны. Телескопические погрузчики способны переносить палетированные грузы, снимая их с грузовика и подавая сразу высоко на нужный этаж или крышу строящегося здания. При использовании погрузчиков других типов пришлось бы использовать в транспортной цепочке еще и подъемный кран, а это дополнительные затраты средств и времени.
Телескопические погрузчики обладают повышенной проходимостью благодаря большому тяговому усилию и высокому дорожному просвету. Часто они оснащаются полноприводной трансмиссией и колесами большого диаметра с «внедорожным» рисунком протектора, благодаря этому телескопические погрузчики лучше, чем автокран, выполняют погрузочные работы на стройплощадке.
Благодаря достаточно компактным размерам и небольшой массе перевозка телескопических погрузчиков обходится дешевле, чем других, сопоставимых по рабочим характеристикам машин.
Недостатки. Как это часто бывает, недостатки телескопических погрузчиков в определенных условиях являются продолжением их достоинств. Длинная телескопическая стрела с грузом на конце действует как рычаг, способный опрокинуть погрузчик вместе с противовесом. В результате допустимая грузоподъемность телескопического погрузчика быстро уменьшается с увеличением вылета и радиуса рабочей зоны (расстояние от передних колес до центра тяжести груза). Машина, способная безопасно поднять на втянутой горизонтально расположенной стреле груз в 2,2 т, поднимает при полностью выдвинутой стреле и малых углах подъема всего 225 кг. Та же машина поднимает 5 т, когда стрела поднята на 70°.
Одна стрела – это, в принципе, более уязвимая конструкция по сравнению со стрелами, состоящими из двух рычагов, потому что нагрузки в одностреловой конструкции выше.
Телескопические погрузчики менее экономичны, чем тракторы той же мощности, теряют при движении до 45–52% указанной в паспорте мощности двигателя (для сравнения: у полноприводного трактора всего 25%).
Итак, надеемся, мы убедили читателя в огромном потенциале эффективного использования телескопических погрузчиков в целом ряде отраслей экономики. Единственными причинами, по которым эти универсальные машины пока еще не заняли достойного их места среди подъемно-транспортной и прочей спецтехники являются, пожалуй, не полная осведомленность потенциальных потребителей о возможностях данного оборудования, а также их небюджетная цена. Однако специалисты считают, что телескопические погрузчики в эксплуатации могут быть рентабельнее многих других видов техники и при грамотной эксплуатации с применением различного навесного оборудования можно полностью окупить эту машину за 2–3 года.
Несомненно: потенциал телескопических погрузчиков на российском рынке еще далеко не раскрыт, но будущее за ними.