Раскрыть потенциал (часть 1)
Как реализовать универсальные возможности телескопических погрузчиков
Саймон Синек, американский писатель, автор популярных книг по достижению целей
Безопасная и экономически эффективная эксплуатация телескопических погрузчиков требует всестороннего понимания их функциональности, наилучших приемов использования и потенциальных опасностей при работе с ними.
Конструкции телескопических погрузчиков
Чтобы использовать телескопический погрузчик с максимальной эффективностью (т.е. производительностью и рентабельностью), нужно хорошо представлять себе, какие типы телескопических погрузчиков существуют и каковы их возможности.
Погрузчики с поворотной или неповоротной стрелой
Неповоротная стрела. Телескопические погрузчики могут иметь неповоротную стрелу, которая поднимается только в одной плоскости. Сразу отметим, что это наиболее популярный в нашей стране тип телескопического погрузчика.
Погрузчики такого вида хорошо подходят для транспортировки тяжелых грузов на стреле.
Однако для работы с платформами, доставляющими рабочих и инструмент на высоту, такие машины не очень удобны: чтобы переместить платформу, нужно передвигать всю машину, а для этого придется опускать платформу с людьми, это затраты рабочего времени и опасно и т.д.
У подавляющего большинства моделей погрузчиков неповоротная стрела располагается сбоку от кабины, но существует и небольшое количество моделей со стрелой, расположенной по продольной осевой линии машины перед кабиной, подобно фронтальному погрузчику. Среднее расположение стрелы обеспечивает меньший перекос рамы при подъеме тяжелых грузов.
Поворотная стрела. Также существуют модели телескопических погрузчиков, у которых стрела на поворотной платформе может еще и поворачиваться на 360°. Здесь следует подчеркнуть, что машины этого типа значительно дороже своих «неповоротных родственников» и сложнее по конструкции (а это уменьшение надежности и увеличение объема обслуживания) и именно поэтому менее популярны у потребителей.
Такие машины очень удобны для доставки грузов в условиях тесноты в труднодоступные места и для работы с люльками высотного доступа.
С дополнительными опорами они способны доставлять и перемещать корзину с людьми в очень широком диапазоне высот и вылетов, не сдвигаясь с места и, следовательно, не теряя дорогого рабочего времени и не сжигая лишнее топливо, не подвергая рабочих опасности при опусканиях и подъемах люльки.
Следует отметить, что только телескопические погрузчики (не считая специализированных подъемников) способны поднимать платформы с людьми и инструментом массой 400 кг на высоту 12 м и выше. Люльки телескопических погрузчиков имеют электроизоляцию от высокого напряжения, некоторые производители даже предлагают как опцию оборудование люльки пультом управления – то есть телескопические погрузчики превращаются в полноценный самоходный телескопический подъемник.
Выбор стрелы телескопических погрузчиков
Погрузка/ разгрузка. Если телескопический погрузчик будет использоваться в основном для погрузки/ разгрузки, подъема и позиционирования грузов, следует выбирать модели со стрелой из 3–5 секций, которая обеспечивает достаточно большие вылеты рабочего органа по горизонтали (чаще всего это вилы для поддонов и других подобных грузов).
Конечно, такие телескопические погрузчики должны быть оснащены выносными опорами, существенно увеличивающими устойчивость машин.
Подъем и транспортировка. Если телескопический погрузчик будет использоваться в основном для подъема и перемещения грузов на стреле на сравнительно большие расстояния, следует выбирать модели со стрелой не более чем из 2–3 секций, не имеющей большого вылета. Такие модели могут не комплектоваться аутригерами для уменьшения массы и цены машины, но иметь мощный двигатель, полноприводную трансмиссию и усиленную ходовую часть с четырьмя управляемыми колесами и с тремя режимами рулевого управления (передними колесами, четырьмя «след в след» и «крабовым ходом»), чтобы преодолевать подъемы и неровности местности и лучше маневрировать на тесных стройплощадках.
Груз может переноситься на палетных вилах или на грузовом крюке. Некоторые производители устанавливают крюк на конец стрелы, чтобы он не мешал работать с другим навесным оборудованием. Такой крюк не нужно снимать, когда он не используется.
Существуют модели телескопических погрузчиков, способные брать и опускать груз ниже уровня опорной поверхности, что еще больше расширяет универсальные возможности машин.
Работа с фронтальным ковшом. Не все модели телескопических погрузчиков способны забирать грунт ковшом, подобно фронтальному погрузчику. Нагрузки, возникающие при копании грунта и подъеме ковша, наполненного тяжелым материалом, могут превышать величины, допустимые для тросов и цепей механизма выдвижения телескопической стрелы. Поэтому, если предполагается использовать телескопический погрузчик для забора грунта ковшом, необходимо тщательно проверить в инструкции по эксплуатации машины, рассчитана ли на подобные работы данная модель.
Поле обзора для оператора. Расположенная с правой стороны стрела телескопического погрузчика закрывает часть поля обзора оператору.
Для того чтобы оператор видел дорогу при движении машины, у некоторых моделей погрузчиков шарнир стрелы приподнят и расположен на опорной колонне.
Таким образом, когда стрела сложена в транспортном положении, оператору видна поверхность дороги/ площадки с правой стороны машины.
Однако при расположении шарнира на колонне на конце стрелы приходится устанавливать переходный оголовок изогнутой формы, чтобы вилы могли подбирать поддоны с земли. Если на такой стреле вилы заменяются на ковш, которым пытаются перемещать и забирать грунт, то изогнутый оголовок создает опасное изгибающее усилие, действующее на стрелу. Об этом следует помнить.
Поэтому, если предполагается работа с ковшом – нивелирование поверхностей и ландшафтные работы, рекомендуется подбирать модели телескопических погрузчиков с низко расположенным шарниром стрелы. Двигатель такого погрузчика располагается сбоку между левыми колесами. Оператору открывается поле обзора поверх сложенной стрелы, к тому же увеличивается жесткость конструкции во время работы орудием вблизи земли. Однако следует учитывать, что при такой конструкции чуть приподнятая стрела закрывает оператору обзор справа и сильно затрудняет маневрирование.
Итак, телескопические погрузчики, которые предназначаются для работы со сменным навесным оборудованием, обычно имеют низко расположенную стрелу.
Механизм телескопирования стрелы. Наиболее распространенная конструкция – это гидроцилиндр и цепной/ тросовый привод. Но как уже упоминалось выше, цепи или тросы растягиваются в процессе эксплуатации и могут оборваться, не выдержав чрезмерных нагрузок. Поэтому многие эксперты считают самым надежным механизмом телескопирования гидроцилиндр, который может быть многосекционным. Оборотной стороной такой конструкции является высокая цена. Если гидроцилиндр механизма телескопирования располагается снаружи стрелы, его проще обслуживать и ремонтировать, а если внутри стрелы – он лучше защищен от повреждений.
Рамы телескопических погрузчиков. В конструкциях телескопических погрузчиков применяют рамы двух типов. Корытообразные рамы представляют собой две несущие боковые плиты из толстого металла, соединенные поперечинами. Обычно такие рамы используют в моделях большой грузоподъемности. Рамы коробчатого сечения дороже и сложнее в производстве, но зато легче, чем корытообразные. Известна также уникальная конструкция телескопического погрузчика на сочлененной раме.
Расположение двигателя. Расположение двигателя – одна из важных характеристик конструкции телескопического погрузчика.
Если двигатель расположен сбоку, для передачи крутящего момента на гидродинамическую трансмиссию требуется дорогая раздаточная коробка специальной конструкции. Однако специалисты говорят: когда производство трансмиссий массовое, то стоимость их остается на приемлемом уровне. При боковом расположении двигателя возникает проблема уравновешивания машины, и в конструкцию приходится вводить противовес. К тому же агрегаты и узлы, расположенные на стороне двигателя, обращенной к середине машины, обслуживать довольно неудобно.
При заднем и среднем расположении двигателя по средней линии на раме крутящий момент передается на трансмиссию через агрегаты традиционной конструкции и стоимости, специальная раздаточная коробка не нужна. К тому же отсутствие капота улучшает обзор с правой стороны, особенно когда стрела поднята. Обслуживать двигатели заднего и среднего расположения также довольно удобно.
«Один за всех»: сменное навесное оборудование для телескопических погрузчиков
Одно из главных преимуществ телескопических погрузчиков – универсальность достигается благодаря быстрой смене навесного оборудования: квалифицированный оператор способен снять/ поставить орудие за считаные минуты. Именно возможность быстро заменять навесное оборудование и позволяет использовать технику на 100%, минимизируя потери рабочего времени. Один универсальный погрузчик способен выполнять работы за несколько специализированных машин – «один за всех»! Специалисты утверждают, что применение навесного оборудования может поднять производительность телескопического погрузчика в два и более раз.
Невозможно перечислить все виды сменного навесного оборудования, которое различные производители предлагают для телескопических погрузчиков. Одни устройства полностью изменяют функционал погрузчика: например, замена ковша на бур превращает землеройную машину в буровую установку. Другие механизмы только дополняют функционал оборудования, как, скажем, установка каретки бокового смещения вил. Но в общем универсальность этого вида техники просто потрясающая – на некоторые модели техники выпускается до 50 видов навесного оборудования и более.
По сути, телескопический погрузчик благодаря сменному оборудованию заменяет собой целый парк специальных машин, что позволяет пользователю снизить расходы на пополнение и содержание парка. Так, покупка дополнительного навесного оборудования к телескопическому погрузчику обойдется всего в 5–15% от стоимости машины, тогда как приобретение целой новой специализированной машины, необходимой для выполнения новых работ, может составить и 200% от цены погрузчика. Кроме того, нужно учесть, что один телескопический погрузчик со сменным навесным оборудованием будет выполнять разные работы, не простаивая ни часа, а если использовать погрузчик и специализированную машину, кто-то из них будет простаивать, пока другой будет выполнять работы.
Чтобы проиллюстрировать многофункциональность телескопических погрузчиков, достаточно перечислить только отрасли экономики, в которых активно используются эти машины: строительство, складское хозяйство (в том числе портовое), горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, ликвидация чрезвычайных ситуаций, коммунальная сфера и даже – индустрия развлечений! И для каждой отрасли разработано и выпускается великое множество сменного навесного оборудования.
Правила техники безопасности при использовании навесного рабочего оборудования. У каждого типа сменного навесного оборудования есть свои особенности использования и безопасные приемы эксплуатации. Перед началом работы убедитесь, что навесное оборудование правильно установлено и закреплено. Никогда не превышайте допустимых нагрузок (грузоподъемности, мощности, величины гидравлического потока в контуре, частоты вращения и т.д.), указанных производителем для данного навесного оборудования. Следует работать исключительно в диапазоне допустимых величин рабочих характеристик данного оборудования.
Необходимо учесть, что каждый крупный производитель стремится унифицировать свое навесное оборудование именно со своими моделями телескопических погрузчиков, а часто это же навесное оборудование совместимо и с моделями погрузчиков с бортовым поворотом того же производителя. Поэтому прежде чем приобрести какое-либо навесное оборудование, следует выяснить, совместимо ли оно с конкретной моделью техники. Иногда навесной инструмент можно установить на машину через специальный адаптер.
Устанавливая на телескопический погрузчик быстродействующий присоединитель навесного оборудования, переходный адаптер, нужно помнить, что масса этих агрегатов должна вычитаться из допустимой грузоподъемности машины. Кроме того, дополнительные агрегаты на конце стрелы иногда заметно смещают центр тяжести машины с грузом, уменьшая устойчивость, то есть допустимую грузоподъемность.