ПАЗ (КАвЗ)-4238 «Аврора»
«Неман» (г. Лида)
БАЗ-А079 «Еталон» на шасси Тата 613
МАРЗ-42191-01
МАЗ-256
ПАЗ 3204
ПАЗ-32051-110
МАЗ-206
|
В связи с политическими изменениями в республиках Советского Союза в 1990-е годы в города Белоруссии практически прекратились поставки автобусов общественного транспорта, поэтому правительство республики приняло решение организовать собственное производство таких машин.
Автобусы малого и среднего классов Надо сказать, что автобусы малого и среднего классов сегодня вызывают отрицательное отношение у «пассажирщиков»: это они сделали наши города похожими на страны третьего мира и увеличили аварийность пассажирских перевозок. Тем не менее следует признать, что в ряде случаев без «маршруток» сегодня не обойтись. Они обеспечивают беспересадочное и быстрое сообщение, неплохой уровень комфорта. Притом даже перевозящий 8 пассажиров микроавтобус занимает площадь на дороге всего в 1,5 раза больше, чем легковушка, а ведь, как правило, используется 12…14-местный и даже 20-местный («модернизированные» Peugeot, Volkswagen и др.) подвижной состав. Кроме того, о неравномерности загрузки городского пассажирского транспорта написаны целые диссертации, и ее проще регулировать, используя малые автобусы. Малые и средние 7…8-метровые автобусы выпускаются и присутствуют в производственной программе всех ведущих мировых автобусостроителей, так что все дело в организации работы пассажирского автобусного транспорта. В настоящее время в странах СНГ широко представлены автобусы среднего класса, в том числе перспективные (ГолАЗ «Марко Поло», НефАЗ-3299, «Кама») и не отраженная в приведенных ниже таблицах* техника (Uz-Otoyal, Узбекистан), I-Van (Украина) и др. (микроавтобусы «пушного» семейства «ГАЗель», «Соболь» не рассматриваются.). Отдельного упоминания заслуживает «Богдан». Так, в 2007 г. был изготовлен автобус этой марки под № 10 000, а всего в том году в Черкассах и Луцке их собрали 3251 ед., в том числе обновленные, «перелицованные» модели А301, А401 и средний городской автобус А501 вместимостью 91 чел. Интересно, что хотя заказчикам и предлагается ПАЗ-3204 (в том числе в неожиданной комплектации ГМП-4В, представленный на выставке в Минске в 2005 г.), а Павловский завод уже несколько лет выпускает малый «низкопольник» ПАЗ-3237, основой автобусного транспорта среднего типоразмера остается «Лотос-3205», включая городской двухдверный удлиненного исполнения
Ее пример – другим наука В Белоруссии, где раньше автобусы не выпускали вообще, уже пять–семь лет назад удалось собственными силами удовлетворить потребности в этом виде транспорта. «Икарусов», собиравшихся в г. Пинске Брестской обл. на дочерней площадке объединения дорожно-строительной техники «Ударник», было поставлено только около 50 ед. Причина не только в нехватке валюты после 1998 г., но и в устаревшей компоновке автобуса. В свою очередь время для широких (по меркам завода «Неман») поставок одноименного пригородного автобуса для Минска пришло только сейчас. Предлагавшийся трехдверный высокопольный автобус по объективным причинам областные города закупали в небольших количествах. Изготовленный на его основе «мягкий» автобус и сегодня, спустя 10 лет, широко не выпускают. При этом городская модель «Неман» поневоле выступала конкурентом лидеру белорусского автобусостроения МАЗу, предлагавшему и «низкопольник», и одиночный «стандартный» автобус, а также «гармошку». Автобус среднего класса также был представлен МАЗом – изготовленной еще в 1999 г. моделью 106 на шасси среднетоннажного грузовика. Серийный выпуск несимпатичной автору статьи модели начался только в 2005 г., а до того времени потребности в автобусах рассматриваемого типоразмера удовлетворялись за счет закупки «Лотосов» модели 3205 и поддержания имеющегося парка «пазиков» и ЛАЗов. В 2005-м начали поступать сообщения о том, что Гомельский авторемонтный со второй половины 2006 г. начнет сборку средних автобусов МАЗ в количестве до 1 тыс. ед./год. Любопытно, что планы их выпуска в Гомеле совпали с решением о начале сборки автобусов «Богдан». В 2005 г. из украинских машинокомплектов собрали опытные образцы автобусов «Богдан» А092 в городской и пригородной модификациях, и начались сертификационные испытания. Модель А092, получившая в Гомеле имя собственное «Радимич», получилась, на мой взгляд, удачнее МАЗ-256, лучше принята областными автоуправлениями (за 2005 г., в январе которого только началась подготовка производства, АРЗ изготовил 116 автобусов). Кроме того, автор только укрепляется во мнении о том, что переход автобусного производства МАЗа к выпуску так называемых «автобусов второго поколения», связанный с отходом от лицензионной технологии NeoMAN, сопровождается снижением их потребительских свойств. Что касается среднего автобуса, то МАЗ «2-го призыва» (модели 206, 226) и КАвЗ-4239 почему-то похожи даже по схеме окраски. При этом в Кургане воспользовались более дешевым китайским шасси. «Радимич» стал недостающим, но не замыкающим звеном в изготовлении в Белоруссии пассажирских автобусов всех классов, при том что новая для республики автобусостроительная отрасль характеризуется не только устойчивостью выпуска, но и тем, что в линейке преобладают автобусы большого и особо большого классов, причем низкопольной и с полом пониженной высоты конструкций. Второй по значимости сегодня белорусский автобусостроительный завод «Неман» выпустил модель 3231 малого класса с полом переменной высоты. Заказ белорусской столицы позволил увеличить число собираемых в г. Лида автобусов примерно до 110 в год. В конце 2007 г. совместно с итальянским кузовным ателье Cacciamali были созданы первые автобусы малого класса на шасси IVECO. О потребности в транспортных средствах такого класса говорит тот факт, что с 2004 г. в Минске эксплуатируется 200 микроавтобусов MB Sprinter, 140 из которых используются во внутригородской черте в качестве маршрутных такси, остальные – в пригородном и междугородном сообщении. Для обслуживания междугородных маршрутов высокие заводские сиденья на части Sprinter заменили «мягкими».
Секреты производства Выпуск автобусов малого и среднего классов на импортных шасси расширяется, несмотря на трудности. Чего стоит одна только сертификация, связанная с прохождение ведомственных и таможенных согласований. Совсем непростой оказывается подготовка участка сборки новых для предприятия автобусов, когда требуется устанавливать нестандартное оборудование, перепланировать технологические мощности и реконструировать цехи. В Минске, Лиде и Гомеле все это делают без остановки производства, а помимо этого все заводчане нацелены на уход от «отверточной» технологии. Первоначально для выделения в транспортном потоке «Радимичей» менялся цвет их кузова – вместо типичных желтых «Богданов» образца 2005–2006 гг. автобусы окрашивали в белый (пригородные), серый и коричневый цвет (междугородные, с багажным отсеком и кондиционером на крыше). Следующей высотой, покоренной пока только Гомельским АРЗ, является изготовление каркаса кузова на собственных производственных площадях. Известно, что изготовление собственными силами кузовов, до того приобретаемых на стороне, снижает стоимость автобусов (по опыту «Тушино-Авто» при сборке «Икарусов» – до 40%). Вместе с тем следует иметь в виду, что переход на работу с узлами и деталями белорусского производства в конечном счете утверждается в Германии, Китае, Италии, Японии. Зарубежная сторона, являясь акционером и держателем технологии, проверяет каждую деталь, которая идет в автобус на замену, оценивая ее не только с точки зрения качества, но и экономики – насколько местное производство дешевле «родного» аналога. Как видим, побудительные причины начала выпуска подвижного состава малого и среднего классов у белорусских автобусостроителей были разными. МАЗ стремился к охвату всех типоразмеров. Сегодня он предлагает как 8-метровую модель на шасси среднетоннажного грузовика, так и модель с полом переменной высоты. «Неман», столкнувшись со снижением заказов на 12-метровые высокопольные автобусы пригородного и городского исполнения, заинтересован в расширении ассортимента продукции, куда добавятся не только 8-метровые машины, но и микроавтобус. Для Гомельского авторемонтного завода начало сборки «Богданов», выпуск которых в 2008 г. планируют увеличить до 380 ед., стало «обретением себя», способом вернуться к ритмичной работе. Перспективы развития производства в Белоруссии автобусов малого и среднего классов связаны с их выводом на внешние рынки.
Nissan отзывает свыше 160 000 микроавтобусов Когда верстался этот номер, в СМИ появилось сообщение о том, что японская Nissan Motor Co. объявила об отзыве 166 тысяч микроавтобусов, произведенных в период с мая 2001 г. по сентябрь 2007 г. По данным министерства транспорта Японии, отзыву подвергнутся две практически идентичные модели – Nissan Caravan и Isuzu Como. Причиной отзыва стали три разных, не связанных друг с другом дефекта, выявленных на многих автомобилях этих моделей: утечка топлива, недостаточная шумоизоляция и дефекты резиновых уплотнений. Министерство транспорта подчеркивает, что с 2003 г. получило уже более четырехсот жалоб на эти дефекты. География продаж дефектных Nissan Caravan и Isuzu Como не уточняется.
|