Промысловых дел мастера (ч.1)

Юрий Петров

Из всех существующих автомобилей эти самые неприметные. Да и откуда о них можно узнать, если специально не интересоваться? Работают они в самой комариной глуши – там, где в небо бьют фонтаны «черного золота», там, где полярную ночь не согреют факелы голубого топлива.

Есть много типов оборудования для освоения и содержания скважин, используемого в нефтегазовой отрасли, а применительно к автомобилям его можно подразделить на три крупные группы: буровое; для капитального и подземного ремонта скважин и тампонажных работ; для технологических процессов при добыче нефти и нефтепромысловых работ. Обычно эти машины выполнены на полноприводных шасси полной массой от 15 т, гусеничных тракторах, снегоболотоходах, транспортерах, вездеходах или санях. В отдаленные районы переброску техники осуществляют по воздуху на внешней подвеске вертолета или в грузовой кабине транспортного воздушного судна.

В России технику для освоения месторождений и содержания скважин выпускают: лениногорский завод «Автоспец-оборудование», ООО «ПКФ «Автодизайн», Алтайгеомаш, Алексеевкахиммаш, «Бецема», Буммаш, Бургазспецтехника, ОАО «Геомаш», ГрАЗ, ЗЗГТ (под маркой ГАЗ), ОАО «ЗСА», Ижнефтемаш, Волгоградский и Ярославский электромеханические заводы, Ивэнергомаш, Ишимбайтрансмаш, Кранспецбурмаш, ОАО «Красный пролетарий» (г. Стерлитамак), Козловский комбинат автофургонов, Машиностроительный завод им. В.В. Воровского, НефАЗ, азнакаевский ОАО «Нефтемаш», Нефтемонтажспецстрой, ЗАО «Озонинг-Лукойл».

Спецтехника АРБ-100/2

ОАО «ПЗРА», Первомайскхиммаш, РАНКО, ООО «ПКФ Спецтехника», Станкоинструментальный завод в составе ГУП РТ «ПО ЕлАЗ», алапаевское ОАО «Завод «Стройдормаш», Стройнефтемаш, ОАО «Синергия», челябинская «Строммашина», Стромнефтемаш, ЗАО «Транспорт», Тюменский судостроительный завод, Уральский компрессорный завод, Универсалмаш, ЗАО «ПТП «Урал», УралАЗ, ППЭО «Энергомаш», ООО «Фирма ЭСКОРТ», машиностроительные заводы Клетинский, Кропоткинский, Кунгурский, Мытищинский, Нальчикский, Пожвинский и Рубцовский, механические заводы Кирсановский и Козельский, ШЗСА, шумерлинский и красногорский комбинаты автофургонов и ряд других предприятий, поставляющих также кузова и навесное оборудование.

В Украине подобную технику производят ЗАТ «Стабильнi системи» («Стасис»), Кредмаш, Карловский механический завод, в Азербайджане – Кишлинский машзавод, завод «Бакинский Рабочий», Сабунчинский НПО, Машзавод им. 28 мая, Бакинский завод нефтегазового оборудования и Азнефтехиммаш.

Установки разведочного бурения типа УРБ применяют на освоении скважин и бурении роторным способом структурно-поисковых скважин на нефть, газ, скважин сельскохозяйственного и промышленного водоснабжения, водопонижения с прямой промывкой забоя в породах мягкой и средней твердости.

Кунгурмаш АР-32/40М

Основное оборудование, которое устанавливают на буровые установки, это буровой блок (автономный палубный дизель с КП или без него, ротор, двухбарабанная лебедка, мачта с полатями верхового рабочего, буровой насос, генератор, подсвечник, вертлюг, манифольд), гидросмеситель, рабочая площадка, рабочая труба, буровой и спускоподъемный инструмент. По заказу потребителя установку можно дополнительно укомплектовать мачтой увеличенной высоты, глиномешалкой и гидрораскрепителем, а также прицепом для инструментального, насосно-силового, компрессорного, компрессорно-энергетического блоков (компрессор, генератор, сварочный трансформатор).

Мобильные буровые установки типа МБУ предназначены для бурения ротором и забойными двигателями эксплуатационных и разведочных скважин. Условная глубина бурения скважин достигает 2700 м. В качестве базового обычно предлагают шасси высокой проходимости БАЗ, КЗКТ, МЗКТ и др. В обозначении моделей (например, МБУ-125 Кунгурского машзавода) число означает допустимую нагрузку на крюке (здесь – 125 т).

Геомаш АЗА-3М

Агрегат для бурения и ремонта скважин типов АРБ и БР используют для бурения ротором и забойными двигателями, освоения, ремонта и восстановления нефтяных и газовых скважин. Условная глубина скважин при ремонте и освоении достигает 5000 м, при бурении – до 3000 м. Числовое обозначение агрегатов идентично обозначению установок МБУ. Агрегат состоит из подъемного блока на полноприводном шасси, блока бурового основания и приемных мостков на прицепе. Агрегаты АРБ производят в разных исполнениях (комплектациях) в зависимости от типа шасси и преимущественного назначения.

Для ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин, а также ведения буровых работ ротором и забойными двигателями служит агрегат типов АОРС, А (например, А60/80) и АР (например, АР32/40М). В комплектацию входят основная и вспомогательная лебедки, мачта, полати верхового рабочего, приустьевая рабочая площадка, талевая система, гидрораскрепитель, манифольд, сборная опорная плита под аутригеры, вертлюг, буровое основание, ротор, гидромотор-ключ с клиновой подвеской, подсвечник и приемные мостки, которые перевозят на отдельном прицепе.

ЕлАЗ УПР-60-80

В нефтяной промышленности широко используют самоходные буровые агрегаты типа БА для геологоразведочного и эксплуатационного бурения скважин на воду роторным способом в породах мягкой и средней твердости с прямой промывкой забоя, а также установку буровую самоходную УБС, установку вращательного бурения УВБ (УБВ), установку с гидроприводом для бурения скважин под свайные основания УГС, установку шнекового бурения УШ, установку вращательного бурения АВБ, буровой агрегат для механизации установки анкеров при креплении растяжек нефтепромысловых вышек и мачт, бурения шурфов под закладные направляющие и под винтовые якори АЗА, а также БМ, БКМ, БКО, БО, СКБМ, КБМ, СБУ – бурильно-крановые машины и оборудование, смонтированное на шасси автомобилей и гусеничных вездеходов.

Подъемный агрегат для ремонта скважин типа АПРС используют для спускоподъемных операций в процессе текущего и капитального ремонта скважин, не оборудованных вышками и мачтами, для свинчивания-развинчивания насосно-компрессорных труб и глубинно-насосных штанг, чистки песчаных пробок желонкой, свабирования скважин при намотке на барабан лебедки тартального каната. На агрегатах АПРС-32, АПРС-32/40, АПРС-37, АПРС-40, АПРС-50 устанавливают выдвижные телескопические вышки производства ФГУП «Воткинский завод».

Строммашина ПНУ-53236

В ряде случаев для освоения и ремонта скважин применяют агрегаты УПА и УПГА. Подъемная установка, размещенная на автомобиле, включает в себя трансмиссию, лебедку, мачту с талевой системой, гидроротор для свинчивания-развинчивания труб и вспомогательного разбуривания, гидросистему, систему управления. Имеются также резервные приводы на ротор буровой и насос промывочный.

Установка для свабирования скважин ЛСГ предназначена для спуска и подъема на тросе оборудования и инструмента, используемых при освоении и ремонте скважин. Одной из основных областей применения установки является освоение скважин методом свабирования.

Для спуска и подъема на проволоке приборов и инструмента, используемых при ремонтных и других скважинных работах, применяют скважинные установки типов ЛС, ЛСК или ЛСГ с гидроприводом лебедки от КОМ базового шасси. Глубина обслуживания может достигать 7000 м. Для этих же целей применяют подъемные установки УПТ. Освоены в производстве подобные им самоходные установки для ремонта скважин СУРС с более расширенными функциями. Они предназначены для спускоподъемных операций в процессе текущего ремонта скважин, не оборудованных стационарными вышками, свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб и глубинно-насосных штанг, чистки песчаных пробок желонкой, свабирования скважин при намотке на барабан лебедки тартального каната.

Красный Пролетарий А5-40М

Монтируемые на шасси полноприводных грузовых автомобилей агрегаты типа АДПМ для нагрева и нагнетания нефти в скважины применяют на нефтепромыслах для удаления парафина. При необходимости их можно использовать для горячего водоснабжения в технических целях. На монтажной раме смонтированы нагреватель нефти, насосы, вентилятор, трансмиссия, приборы КИП и автоматики.

В состав оборудования входят единый пульт управления, запорная, регулирующая, предохранительная арматура, технологические, вспомогательные трубопроводы и всасывающие рукава. Наличие вспомогательных трубопроводов дает возможность быстро подключить агрегат к скважине и емкости с нефтью. Агрегат запускается в работу, нефть нагревается до установленной температуры за 20 мин с момента пуска. Обозначение моделей (например, АДПМ-12/150) зависит от рабочего давления (в данном случае – 12 МПа) и производительности по нефти (соответственно 150 м3/ч).

Откачка нефти из трубопровода при его освобождении осуществляется передвижными насосными установками ПНА или ПНУ. Они востребованы в ремонтных работах для закачки собранной нефти в отремонтированный трубопровод без остановки перекачки нефти.

Красный Пролетарий 39992

Паропромысловые установки (типа ППУА) позволяют: удалять отложения парафина в нефтяных скважинах, магистральных трубопроводах, в различных резервуарах и другом нефтепромысловом оборудовании; очищать извлекаемый инструмент и трубы при бурении скважин; проводить мойку и очистку от загрязнения двигателей и других узлов автомобилей, тракторов, наружной обшивки самолетов и другой техники; эффективно разогревать в зимнее время различное оборудование, коммуникации, материалы.

В качестве базовых шасси используют трехосные грузовые автомобили КрА3, «Урал», ЗИЛ и КамАЗ с колесной формулой 6х4 или 6х6. Маркировка установок обозначает характеристики производительности и рабочего давления, увеличенные на порядок (например, при рабочем давлении 10 МПа производительность по пару ППУА-1600/100 составляет 160 кг/ч).

(Продолжение следует)