Промысловых дел мастера (ч.2)

Юрий Петров

(Окончание. Начало см. «ОС» № 5, 2005 г.)

В предыдущей публикации мы рассказали о буровом оборудовании и оборудовании для капитального и подземного ремонта скважин и тампонажных работ в нефтегазовой отрасли на базе автомобильных шасси. А сегодня поговорим о технике, применяемой в технологических процессах при добыче нефти и на нефтепромысловых работах.

Перекачивающая станция горючего ПСГ внешне неотличима от бортового грузовика с тентом. Ее применяют для перекачивания жидкости из ж.-д. цистерн в складские емкости или наоборот, внутрискладских перекачиваний, налива жидкости в автоцистерны. Кроме того, ПГС позволяет перекачивать светлые нефтепродукты по трубопроводу на небольшие расстояния при температуре от –40 до +50 °С. Основная ее характеристика – подача (м3/ч), что отражено в индексе станции (например, ПСГ-160).

Нефтепромысловые автоцистерны типа АЦНП служат для транспортировки неагрессивных технологических жидкостей с температурой до +80 °С, плотностью от 0,85 до 1,15 т/м3, кинематической вязкостью до 10 см2/с и подачи их к передвижным насосным и смесительным установкам при проведении гидроразрыва пласта, цементирования скважин и других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах. При транспортировке агрессивных жидкостей показатели надежности снижаются в зависимости от степени их агрессивности.

Предусмотрены заполнение цистерны жидкостью с помощью собственного насоса или от посторонних источников; транспортировка жидкости по назначению; опорожнение цистерны собственным насосом, самотеком или сторонними перекачивающими средствами; перекачивание жидкости собственным насосом из посторонней емкости в постоянную емкость или потребителю, минуя собственную цистерну. Первое число в индексе (например, АЦНП-9-4320) обозначает вместимость в м3, второе число – модель базового шасси по ОН 025 270-66 (в данном случае – «Урал-4320»).

НМЗ АЦНП-9-4320

Аналогичная индексация используется и в автоцистернах для агрессивных жидкостей (например, АТК-8-4320), применяемых при проведении промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах. В них транспортируют и кратковременно хранят: кислоты соляную HCl (любой концентрации), азотную HNO3 концентрацией до 5%, серную H2SO4 концентрацией до 50%, ортофосфорную H3PO4 концентрацией до 85%; хлорное железо FeCl3 любой концентрации; плавиковую кислоту HF концентрации до 20%; смеси соляной и плавиковой кислот HCl/HF концентрацией соответственно до 37%/ до 6%; питьевую воду и другие нейтральные жидкости с температурой до +40 °С, плотностью до 1,325 т/м3, кинематической вязкостью до 1,2 см2/с.

Нефтепромысловые автоцистерны АЦН представляют собой комплекс спецоборудования для транспортировки и перекачивания однородных неагрессивных жидкостей, в том числе технологических, с температурой до 80 °С, плотностью до 1,4 т/м3 и подачи их к насосным смесительным установкам при технологических операциях в нефтяных и газовых скважинах (гидроразрыв пласта, цементирование и другие промывочно-продавочные работы).

Ижнефтемаш АНЦ-500 КрАЗ-6310

Конструкцией предусмотрено заполнение цистерны жидкостью с помощью собственного насоса или от посторонних источников; транспортировка жидкости; опорожнение цистерны собственным насосом, самотеком или сторонними перекачивающими средствами; перекачивание жидкости собственным насосом из посторонней емкости в постороннюю емкость или потребителю, минуя собственную цистерну; транспортировка топлива по любым автомобильным дорогам.

Для цементирования скважин на нефтегазопромыслах используют насосные цементировочные установки типа УНЦ (а также АНЦ – агрегат насосный цементировочный). Их применяют для нагнетания рабочих жидкостей при цементировании скважин в процессе бурения или капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах. В состав агрегата, монтируемого на шасси повышенной проходимости, входят насос высокого давления, манифольд, водоподающий блок. Агрегат также оборудуют устройством подогрева гидравлической части насосов высокого давления для обеспечения работы при низких температурах; коллектором для одновременной работы нескольких агрегатов при цементировании скважин и переходником для подключения к приемной линии всасывающего шланга; системой контроля температуры масла в картере насоса с выводом информации на приборную панель автомобиля. Маркировка установок производится в соответствии с ОН 025 270-66 вне зависимости от модели транспортной базы.

КБКМ-Рудгормаш КПРС-20

Агрегаты цементировочные типов АЦП, АЦС и ЦА предназначены для нагнетания различных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах. В качестве базового шасси применяют полноприводные автомобили «Урал», КрАЗ или КамАЗ, санное шасси с кабиной. Агрегаты обозначают по наибольшему давлению, создаваемому насосом (так, агрегат ЦА-32 оснащают насосом НЦП-32, создающим давление 32 МПа).

Для перевозки сухих порошкообразных материалов (цемента, тампонажных смесей, песка и других сыпучих материалов), приготовления тампонажных растворов и песчано-жидкостных смесей при цементировании нефтяных и газовых скважин применяют смесительные установки типа УС, изготовленные на санном, гусеничном или автомобильном шасси. Установки работают совместно с цементировочным агрегатом УНЦ. От водоподающего блока агрегата подводится вода в необходимом объеме к смешивающему устройству установки. Одновременно обеспечивается регулируемая подача тампонажной смеси. Готовый раствор подается на агрегат цементировочный. Для подбора необходимой плотности приготавливаемого тампонажного раствора установку оснащают щелевидными насадками с разным проходным сечением.

Строммашина АКОС1-4320

При цементировании, гидропескоструйной перфорации, промывке песчаных пробок и других промывочно-продавочных работах в газовых и нефтяных скважинах применяют установки УНЦ, агрегаты АЦ и АНЦ для перевозки, хранения и нагнетания жидких неагрессивных сред. Установки позволяют закачивать в скважину технологические среды плотностью до 1,2 т/м3 как из цистерны, так и из посторонних емкостей. В состав оборудования входят насос высокого давления с приводом от КОМ, цистерна, манифольд, состоящий из всасывающей и нагнетательной линий, контрольной линии, служащей для заполнения цистерны и рабочих полостей манифольда. Осушку и обогрев гидравлической части насоса и манифольда проводят отработавшими газами тягового двигателя при работе насоса в холостом режиме. Обозначение машин (например, УНЦ-175/32х5,5) производится по следующему критерию: первая цифра означает потребляемую мощность насоса (175 л.с. для НТП-175), после дроби указывают наибольшее давление нагнетания (МПа), последняя цифра означает массу транспортируемой жидкости (в тоннах) или вместимость цистерны.

Для нагнетания тампонажных и подобных неагрессивных растворов в нефтяные и газовые скважины при цементировании, гидропескоструйной перфорации, глушении, промывке песчаных пробок, освоении и других промывочно-продавочных работах на нефтепромыслах применяют насосные установки УНБ, УНБП, УНП и АНП (агрегат насосный продавочный). Они оснащены устройством для приготовления тампонажных растворов и дистанционной системой управления с пульта оператора (на платформе установки) и из кабины автомобиля.

Спецтехника УН-450х700

В комплект оборудования входят насос высокого давления с приводом от двигателя, водоподающий агрегат с насосом низкого давления и собственным дизелем, гидровакуумный блок приготовления растворов со смесителем, манифольд с дистанционно-управляемой арматурой и системой продувки, осушки и обогрева. Загрузка цемента осуществляется через винтовой конвейер либо пневматическим способом через загрузочную трубу. В бункере для предупреждения сводообразования тампонажного материала может быть установлен пневмовибратор. Число в названии модели означает наибольшее давление, кгс/см2, развиваемое установкой.

В процессе текущего и капитального ремонта скважин для нагнетания в них различных неагрессивных сред также применяют насосные установки типов УП и УН на шасси автомобилей, тракторов и вездеходов. Их целесообразно применять в комплексе с машинами типов УС и УНЦ.

Управление процессом цементирования в реальном времени с предотвращением гидроразрывов и неподъемов тампонажного раствора в затрубном пространстве, гидроударов при посадке продавочной пробки на упорное кольцо, слежение за приготовлением тампонажного раствора при использовании осреднительной емкости производятся на станции контроля и управления процессом цементирования типа СКУПЦ-К. Станция работает в составе комплекса цементирования скважин КЦС, куда также входят установка приготовления тампонажного раствора (УПТР), осреднительная (УОП) и насосные (УПН и УНУ) установки.

Строммашина УНПМ-5557

Наряду с цементировочными агрегатами применяют и колтюбинговые установки (КПРС) для проведения технологического (очистка песчаных пробок в насосокомпрессорной трубе) и капитального ремонта скважин с установщиком оборудования портального типа.

Стромнефтемаш производит установку доставки сыпучих компонентов и приготовления смеси типа УДКПС. Она представляет собой комплект навесного оборудования, смонтированного на полноприводном шасси КамАЗ-53229. Установка предназначена для перевозки и временного хранения сыпучих компонентов, приготовления жидких смесей, в том числе на основе соляной кислоты, гелей, суспензий и подачи их к насосным установкам при солянокислотных обработках скважин и других видах работ по повышению нефтеотдачи пластов.

ОАО «Синергия» и челябинская «Строммашина» изготавливают агрегаты для кислотной обработки скважин (СИН и АКОС соответственно). Их применяют для транспортировки ингибированной соляной кислоты и нагнетания в скважины жидких сред при солянокислотной обработке призабойных зон скважин. Это необходимо для воздействия кислоты на карбонатные породы, слагающие продуктивный пласт, с целью увеличения его проницаемости. Для подачи в насосную установку ингибированной соляной кислоты разной концентрации при обработке призабойной зоны скважины применяют автоцистерны типа АЦ.

Трансмаш АС-81

На нефтепромысловых работах также задействованы автомобили специального назначения типов АТЭ и АСП. Они, как правило, оборудованы гидравлическим краном-манипулятором и предназначены для перевозки штучных грузов, в основном пакетированных и уложенных в контейнеры, погружных электроустановок, для погрузки-разгрузки двух комплектов установок электропогружных центробежных насосов (УЭЦН), для монтажа барабана с кабелем, трансформатора и комплектного устройства, входящих в комплект УЭЦН. Для механизированной погрузки, перевозки и разгрузки длинномерного нефтепромыслового оборудования (глубинно-насосных штанг, насосно-компрессорных труб) служат автопоезда в составе седельного тягача – автомобиль специального назначения АПШ. В соответствии с техническими нуждами нефтегазодобывающей отрасли для транспорта сырой нефти и перевозки неагрессивных технологических жидкостей плотностью не выше 1,15 г/см3 предназначен агрегат для перевозки нефти АПН-9. Для этих же целей применяют транспортные цистерны, конструкция которых позволяет перевозить темные и светлые нефтепродукты.

Большое внимание на кустах уделяют обслуживанию подвижного состава. Для этих целей применяют передвижные авторемонтные мастерские ПАРМ или МАРС.

Строммашина АТЭ-6,5-4320

Цельнометаллический утепленный КУНГ автомобиля оборудован освещением, вентиляцией, отоплением, токарным станком, генератором, верстаком, стеллажами, рундуком или лежаками, слесарным, шанцевым инструментом, сварочным и газовым оборудованием, краном-укосиной, КИП и диагностическим инструментом. Для доставки рабочих и ремонтного оборудования также используют транспортно-бытовые машины ТБМ, вахтовые и грузопассажирские автобусы типа ВМ.

Спектр машин, применяемых в нефтегазодобыче, весьма широк: компрессорные станции УКС и ПКС, сварочные агрегаты АС на шасси саней, прицепов, тракторов, вездеходов и грузовых автомобилей, георадиолокационные станции, лаборатории диагностики и контроля продуктопроводов, агрегаты для транспортировки оборудования (типа АНРВ) и технического обслуживания и ремонта станков-качалок (АРОК).