SPRINTER: операция на сердце. А за одно ему сделали подтяжку лица
На здоровье мерседесовский бегун на короткие дистанции никогда не жаловался. Скорее наоборот. Западноевропейский рынок коммерческих автомобилей полной массой от 2 до 6 тонн переживает нынче бум. Объемы продаж растут семь лет. В прошлом году были выпущены рекордные 985 тысяч малотоннажников. При этом на долю DaimlerChrysler пришлось 206 300 автомобилей или 19 процентов. В свою очередь более половины из этого количества – 113 300, приходится на Sprinter. Его общий тираж почти вдвое превосходит тираж его предшественника Т1. С 1995 года изготовлено полмиллиона автомобилей.
Фэйслифтинг добавил «Спринтеру» элегантности |
И все же в Штутгарте посчитали, что настало время пройти курс омоложения. Тем паче, что в арсенале эскулапов DaimlerChrysler появилось новое сердце – турбодизель с системой впрыска топлива Common Rail и изменяемой геометрией турбонаддува. Впрочем, о сердце мы поговорим несколько позже – и без него новаций не перечесть.
После операции внешность Sprinter несколько изменилась. Удлиненный на 57 мм капот, новая светотехника и интегрированная в фальшпанель радиатора мерседесовская звезда сделали его более элегантным. Главное новшество внутри – панель приборов с переехавшим с пола на центральную консоль рычагом КПП. Вместо фаллической формы «кочерги», бывшей предметом сальных шуток, теперь маленький джойстик. Кстати, появилась и «защита от дурака» как и в легковых машинах: для того, чтобы включить задний ход нужно приподнять кольцо на рычажке джойстика. Весьма удобно. Боковая подушка безопасности, впервые на автомобилях такого класса, предлагается в качестве опции.
Развозной фургон – самая распространенная версия малотоннажника |
Но основные перемены все же под капотом. От младшего собрата Vito позаимствован четырехцилиндровый 2,2-литровый турбодизель в трех вариантах мощности – 82, 109 и 129 л.с. Плюс новинка – пятицилиндровый OM 612 DE 27 LA объемом 2,7 л, выдающий 156 л.с. и 330 Н·м момента. Все двигатели оснащены системой Соmmon Rail и, кроме того, турбокомпрессором с изменяемой геометрией (за исключением самого слабенького 82-сильного движка). За счет изменения проходного сечения турбины такой компрессор обеспечивает высокое давление наддува даже на низких оборотах двигателя. Замыкает моторную гамму бензиновый М 111 Е 23 CAN мощностью 143 л.с.
Кстати, отсутствие у 82-сильного мотора турбокомпрессора с изменяемой геометрией по субъективным ощущениям никоим образом не сказалось на его отменной тяговитости. Петляя на короткобазном «Спринтере» по горному серпантину, я поначалу даже погрешил на мерседесовцев: как же так, забыли загрузить машину, уж больно прытко идет даже на зятяжных подъемах. Оказалось, зря. Позже, вскрыв грузовой отсек, я обнаружил там полтонны балласта – примерно половину грузоподъемности модели 208 CDI. Что уж говорить о более мощных версиях.
Под капотом – турбодизели с системой Common Rail |
Управляемость обновленного «Спринтера» оставила самые благоприятные впечатления. По большому счету и придраться не к чему: отзывчивый руль с хорошей обратной связью, информативный педальный узел, четкий и короткоходный джойстик коробки, грамотно подобранные передаточные числа, позволяющие уверенно чувствовать себя в любой дорожной ситуации. Посему остановимся лучше на нескольких любопытных вещицах, появившихся в арсенале малотоннажника.
Речь прежде всего о новой шестиступенчатой механической коробке передач Sprintshift с автоматическим переключением. Она предлагается в качестве опции. У водителя есть выбор: либо полностью довериться «автомату», подстраивающемуся под индивидуальную манеру езды, либо самому «втыкать» передачи легким движением джойстика. Тронул рычаг влево – и на дисплее щитка приборов загорелась буква «А». Теперь твое дело только жать на газ и тормозить, педали-то сцепления нет. Не нравятся запаздывания или толчки при автоматическом переключении – опять толкни рычажок и перейди на ручное управление. На набалдашнике джойстика подсказка: «–» переключение вниз, «+» соответственно вверх. Стоит Sprintshift примерно 800 Евро, вдвое дешевле, чем настоящая автоматическая коробка.
Для протирки лобового стекла и доступа к «дворникам» на бампере предусмотрены специальные ступеньки |
Неопытные водители несомненно оценят и start-off assist (AAS) – в вольном переводе «помощь при трогании с места». Допустим, на горке вы остановились на красный сигнал светофора. Нога на педали тормоза. Загорается зеленый, вы, понятное дело, снимаете ногу с тормоза и переносите ее на педаль газа. При этом давление в тормозной системе еще в течение секунды удерживает машину от отката назад, давая возможность спокойно воткнуть передачу и тронуться.
Другая система – пуска и остановки двигателя (MSS), несомненно поднимет «Спринтер» не только в глазах «зеленых», но и собственных владельцев, так как помимо снижения уровня шума и токсичности выхлопа еще и экономит до 8 процентов топлива. Алгоритм действий такой. Нажимаете на центральной консоли клавишу с аббревиатурой MSS и через три секунды работающий на холостых оборотах двигатель глохнет.
Новое оформление передней панели. Рычаг КПП переехал с пола на центральную консоль |
На светофоре я поначалу растерялся. Рука инстинктивно потянулась к замку зажигания, но все оказалось куда проще. Стоило только выжать сцепление и включить передачу, как двигатель завелся сам. Конечно, хитроумная электроника допускает такие «игры» только на хорошо прогретом двигателе.
Невольно напрашивается сравнение Sprinter с Ford Transit. Судя по всему, именно эти два, появившиеся недавно на рынке, малотоннажника и поведут спор за титул «Фургон 2001 года». И если в активе Transit больший объем грузового отделения, даже в короткобазном варианте, рассчитанный на три европоддона (1,2 х 0,8 м), более продуманная эргономика рабочего места с неимоверным количеством полочек и ящичков, более низкая розничная стоимость (эксплуатационные издержки еще надо посчитать), то Sprinter, безусловно даст ему фору по управляемости и динамике. Так что, посмотрим кто кого.