Рынок строительной техники: итоги и прогнозы
Кризисные явления в Европе оказали негативное воздействие на все сегменты экономики, в том числе и на рынок спецтехники. После резкого подъема 2009–2011 гг. следующий год был отмечен стагнацией, а в 2013-м начался спад. Комитет европейских производителей стройтехники в I квартале 2013 года зафиксировал 20–30%-ное снижение продаж своего сегмента в Европе. Наибольший упадок коснулся стран Южной Европы, стабильный рост спроса показали только Германия, страны Скандинавии, Россия и Турция. Особое внимание европейские производители уделяют российскому рынку строительной техники как одному из крупных перспективных импортеров.
Строительная техника занимает две трети российского рынка спецтехники, оставшаяся часть досталась коммунальным, сельскохозяйственным, лесным и другим машинам. Спрос на строительную спецтехнику в ближайшее время будет поддерживаться строительством масштабных спортивных объектов (для Олимпиады-2014, ЧМ-2018, Универсиады в Казани, саммита АТЭС и пр.), а также значительными объемами жилищного и дорожного строительства, реализацией инфраструктурных проектов. Информационное агентство «Крединформ» зафиксировало объем российского рынка строительной спецтехники в размере 52,8 тыс. ед. (+27%), но к докризисным показателям он еще не вернулся. Основными поставщиками строительной спецтехники в 2012 г. стали Украина, Германия и Южная Корея. Бо’льшая часть погрузчиков, самосвалов, бульдозеров, автогрейдеров, автобетоносмесителей и башенных кранов импортируется из Китая. Основным поставщиком экскаваторов стала Япония, автокранов больше всего было привезено из Германии. В стоимостном выражении Китай занимает в общем объеме импорта 16,9%, корейские поставки – 13,8%, японские – 13,5%, немецкие – 10,3%. Если учитывать отдельных производителей, лидирует по объемам продаж японская Komatsu (за 1-е полугодие 2013 г. она поставила в Россию бульдозеров, экскаваторов и погрузчиков более чем на $163 млн.). За ней следуют в рейтинге корейская Hyundai ($136 млн.) и американская Caterpillar ($118 млн.). Значительную долю российского рынка занимают корейские экскаваторы Doosan (Daewoo), Hitachi и Komatsu. Эта техника уже вполне адаптирована к суровым российским климатическим условиям. Большим спросом также пользуются недорогие, простые в эксплуатации китайские SANY – компактные машины массой от 19 до 30 т с большим выбором навесного оборудования. В I кв. 2013 г. импортные поставки некоторых видов строительной техники заметно выросли по сравнению с прошлогодним показателем этого периода. По данным компании ID-Marketing, импорт карьерной техники вырос на 33,3%, дорожной и бетонной техники – на 33,05%, пневмоколесных катков – на 78,95%. Также подрос сегмент подъемной техники. Снижение импортных поставок зафиксировано в сегменте землеройной техники – тяжелых и малых гидравлических экскаваторов (соответственно на 39,15 и 28,97%), средних колесных погрузчиков меньше на 29,95%. В сегменте дорожной и бетонной техники снизились поставки асфальтовых тандемных вибрационных катков (на 79,8%), асфальтоукладчиков (на 22,16%), дорожных фрез (на 21,05%). Сегмент карьерной техники значительно потерял объемы импорта больших горных гидравлических экскаваторов (на 42,86%) и тяжелых гусеничных бульдозеров (на 37,9%). В сегменте строительной техники на 82,89% снизился импорт автокранов, зато поставки прочей техники выросли. По итогам 1-го полугодия 2013 г. доля импорта в количественном выражении составила 83,2% рынка, на российскую технику осталось только 16,8%. Но «Крединформ» зафиксировал за это же время рост выпуска отечественных погрузчиков в 2,9 раза, башенных кранов – на 63%, автопогрузчиков – на 38%, автобетоносмесителей – на 17%, автокранов – на 11%. Есть и отрицательные результаты: производство отечественных экскаваторов упало на 8%, бульдозеров – на 9%. На рынке строительной техники наиболее активно развивается сегмент малогабаритной спецтехники (экскаваторы-погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом и пр.). Ежегодные объемы составляют внушительную цифру – более 10 тыс. шт., и он продолжает расти на 5–10% в год. В I кв. импорт малых колесных погрузчиков вырос почти на 309% в количественном и на 146,33% в стоимостном выражении, ввоз гидравлических мини-экскаваторов увеличился соответственно на 74,7 и 67,17%. Крупные поставщики мини-техники – Китай, Япония, Великобритания и Финляндия. По итогам 1-го полугодия 2013 г. объем российского рынка строительной спецтехники составил 39 тыс. ед., что превышает на 45,4% результат аналогичного периода прошлого года, прогноз до конца года – рост на 50%, до 70 тыс. шт. Некоторые сегменты строительного рынка переполнены импортной техникой, в других преобладает продукция российских производителей. Так, доля отечественной техники на рынке автокранов составляет 85–90%, в сегментах автогрейдеров – 55%, башенных кранов и колесных экскаваторов – 35 и 20% соответственно. А вот рынок фронтальных погрузчиков в основном китайский, в секторе компактной универсальной техники российская также отсутствует. По сведениям службы государственной статистики, в России работают 4 завода по производству бульдозеров, 16 – выпускают экскаваторы и 3 – производят автогрейдеры. К крупнейшим и наиболее успешным российским производителям стройтехники относятся Челябинский тракторный завод (бульдозеры, фронтальные погрузчики, компакторы и пр.), «Автокран» (краны «Ивановец»), «Мотовилихинские заводы» (автокраны), Галичский автокрановый завод (автокраны «Галичанин»), Чебоксарский завод промышленных тракторов (бульдозеры «Четра» и др.), Юргинский машиностроительный завод (автокраны и погрузчики-экскаваторы). Так, за 1-е полугодие выросло производство погрузчиков в 2,9 раза, башенных кранов – на 63%, автопогрузчиков – на 38%, автобетоносмесителей – на 17%, автокранов – на 11%. Остальные виды техники ушли в минус: выпуск экскаваторов упал на 8%, бульдозеров – на 9%. Перспективным направлением отечественного производства является сборка строительной спецтехники на базе собственных шасси с установкой иностранного оборудования или его основных узлов. Это позволяет снизить стоимость в среднем на 15% по сравнению с импортной. Динамично развивается на рынке строительной техники сегмент малогабаритной спецтехники (погрузчики с бортовым поворотом и экскаваторы-погрузчики). Ежегодный объем продаж в этом сегменте составляет более 10 000 ед. в год и продолжает расти на 5–10% в год. Продажи автокранов также выросли за 1-е полугодие 2013 г. на 7%. А из расчета того, что РФ остро нуждается в реконструкции дорог, наибольшее развитие может показать техника для дорожного строительства: асфальтоукладчики, катки, автогрейдеры. Еще одним перспективным направлением эксперты считают аренду строительной техники, которая будет развиваться как за счет арендных компаний, так и благодаря более активным предложениям от официальных дилеров компаний-производителей. Для небольших частных компаний и для временных недолгосрочных проектов этот вариант будет подходящим. Заметный рост также показывает интеграция в Россию иностранных компаний, которые активно открывают собственные производства. Так, Caterpillar в РФ развивается с 1994 г., «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» – с 2008 г. Планы развивать российские филиалы есть у Hyundai и John Deere, хотя последняя уже выпускает у нас сельскохозяйственную технику. Разворачивается производство экскаваторов на заводе Volvo под Калугой. Будет ли российский рынок строительной техники развиваться так же динамично и в последующие годы? Эксперты сомневаются в этом и предрекают торможение спроса после завершения олимпийской стройки в Сочи и замедления темпов жилищного строительства. Возможное оживление спроса может спровоцировать следующий крупный инфраструктурный проект – чемпионат мира по футболу в 2018 г. ПрогнозОдин из крупнейших мировых рынков строительной техники – китайский – уверенно стабилен и ждет только незначительного роста в ближайшее время. При таком прогнозе и росте конкуренции китайские производители ориентируются не на количество, а на качество (модернизацию технологий, повышение энергоэффективности и производительности и пр.). Также предполагается, что в ближайшее время мелкие игроки этого сегмента уйдут с рынка, так как из более 200 производителей спецтехники в Китае конкурентоспособны только 10%. Второй крупнейший в мире рынок – американский – ориентируется преимущественно на арендную отрасль. Уже 2012 г. показал, что половина всего объема реализации строительной техники в США пришлась на арендные компании. Спрос арендного бизнеса направлен в основном на подъемное оборудование и рабочие платформы, и эта тенденция продолжится. Эксперты прогнозируют рост продаж строительной техники порядка 4%. При этом ожидают рост объемов строительства в нефтегазовой отрасли с соответствующим увеличением потребности в строительной технике. Одним из крупнейших потребителей китайской и американской строительной техники останется Россия с ростом до 9%. Спрос будет основан на потребностях крупных спортивных строек и больших объемах жилищного и коммерческого строительства. Наиболее востребованы в России за последнее время буровые установки, землеройная техника и краны. Ожидается дальнейшее процветание сегмента «импортной техники российского производства», так как крупные зарубежные производители спецтехники стремятся размещать свои производственные мощности в России. Снижение спроса на строительную технику в Европе и Китае смогут компенсировать Индия и Юго-Восточная Азия, а покупателями спецтехники будут выступать арендные предприятия. |
За первые шесть месяцев 2013 г. объем экспорта строительной техники из США снизился на 21%, по данным Ассоциации производителей оборудования (AEM). Всего отгружено на экспорт оборудования на сумму $10,8 млрд., за тот же период 2012 г. этот показатель составил $13,7 млрд. Экспорт в Европу сократился на 20% ($1,4 млрд.), в Канаду – на 15% ($3,7 млрд.), в Азию – на 24% ($1,2 млрд.). Максимальный спад зафиксирован в Австралии и Океании – на 62%, до $750 млн. В Африке спрос упал на 20% (до $654 млн.). Центральная Америка с Мексикой во главе осталась в тренде: экспорт из США вырос на 15%, до $1,2 млрд., Южная Америка, напротив, показала снижение на 13%, до $1,9 млрд.
|