Вторичный рынок спецтехники в Сибири и на Дальнем Востоке
Ликвидность спецтехники на вторичном рынке является крайне важным потребительским критерием при выборе машины. Привязка рынков в отдельных регионах нашей огромной страны к ближайшим странам-производителям является определяющей особенностью отечественного вторичного рынка спецтехники. Фактически в России существует несколько отдельных рынков, каждый из которых со своими особенностями и прогнозом развития. В данной статье приводятся характеристика нынешнего состояния и некоторые прогнозы развития «вторички» к востоку от Урала, составленные на основе накопленной статистики продаж ряда лизинговых компаний, банков и специализированных продавцов «секонд-хенда».
Не секрет, что российских производителей спецтехники за Уралом можно пересчитать по пальцам. Фактически их почти нет. Несколько заводов по производству специализированной техники для нефтегазовой отрасли, Юргинский крановый завод, Омский ЗТМ и, возможно, еще 2–3 небольших предприятия. Основные иностранные источники поступления подержанных машин в порядке популярности – Япония, США, Корея и КНР. После 2000 г. развитие внутреннего вторичного рынка Сибири и Дальнего Востока нельзя назвать динамичным, т. к. потребителям выгодно пользоваться ближайшими зарубежными аукционами. Однако профессиональные поставщики уже тогда отмечали частые продажи б/у техники с пробегом по России. Тенденция была такова, что машины с Дальнего Востока после 2–3 лет эксплуатации переезжали в Сибирь. Рынок Сибири с удовольствием принимал и принимает такое предложение наряду с прямыми поставками из-за границы. По моему мнению, к 2005 г. доля импортной техники в обороте «вторички» в регионе составила около 40%. В среднем скорость продажи импортных и отечественных машин была примерно одинакова. Основные сомнения у покупателей вызывал вопрос: где и как ремонтировать импортную технику? Клиенты резонно указывали на опыт работы и ремонта отечественных машин. Импортная же техника пока не имела более-менее приемлемой техподдержки по регионам, особенно в Сибири и особенно если дело касалось не продаваемых официально в РФ марок. Безусловно, Дальний Восток в этом плане уже имел некоторый рынок сервисного предложения для самых разных брендов. Была налажена продажа оригинальных запчастей, сейчас встречается даже налаженное производство на местах. В Сибири (от Тюмени до Иркутска, не включая Якутию) менее интенсивно увеличивается доля б/у импорта. Но к 2006–2007 гг. благодаря врожденным способностям русского человека и сформировавшемуся спросу практически в каждом крупном сибирском городе появились умельцы или даже профессионалы по обслуживанию японской и американской техники. К концу 2008 г., по моим оценкам, доля импорта в обороте вторичного рынка в регионах от Тюмени до Иркутска выросла до 60%. А на Дальнем Востоке, по статистике Приморского, Хабаровского края, Сахалина, Якутии и Камчатки, во «вторичке» содержалось до 80% импорта. Интересная особенность – гораздо меньшие доли (около 60%), по нашим данным, были в Магаданской обл., Чите и Бурятии. Примерно с 2006–2007 гг. на вторичном рынке весомую долю стала составлять китайская и корейская б/у техника, эта доля постепенно увеличивается вслед за увеличением продаж новой техники из этих стран. Основная особенность китайской техники – более интенсивное ежегодное падение цены по сравнению с японской, американской и корейской. В среднем это 75–65%, 60–55%, 50–45% от цены новой машины для 1, 2 и 3-го годов эксплуатации соответственно при более-менее приличном состоянии. Падение цен на корейскую технику в процентном отношении сопоставимо с падением цен на японскую, американскую и отечественную – 85, 75, 65% для 1, 2 и 3-го годов эксплуатации. Предложение и спрос на европейские бренды в рассматриваемых регионах, безусловно, есть, но на протяжении последних 10 лет процент продаж очень невелик. Среди европейских марок более-менее быстро продаются катки, различная узкоспециализированная дорожная техники вроде гудронаторов. С начала 2009 г. по настоящее время наметилась особая тенденция – б/у японская техника хорошо продается обратно из Сибири на Дальний Восток. Покупатели с Востока буквально сами ищут в Сибири предложения, хотя раньше заявляли, что никогда бы не купили подержанную машину «с материка». Такая же ситуация с китайской техникой, особенно с грузовиками, бульдозерами и ковшовыми погрузчиками. Статистика по 2010–2011 гг. показывает преобладание на вторичном рынке импортной техники – 85% для Приморья, Хабаровского края, 95% сделок на Сахалине, 65% – в Магадане, Чите и Улан-Удэ, около 60% – в регионах Восточной и Западной Сибири. Внутри сегмента импортной техники в среднем одинаковый показатель для всех регионов – 40% – японская техника, 20–25% – из США, 15–20% – из Кореи, 15–20% – из Китая. Если выстроить рейтинг 2009–2011 гг. по странам, из которых происходят машины, и по скорости экспозиции (скорость продажи на вторичном рынке), то на первом месте в Сибири (Тюмень – Иркутск) находится Япония, почти рядом США и Корея, отстает Россия и более длинные сроки по Китаю (за исключением Shantui). На Дальнем Востоке (исключая Магадан) быстрее продается японская техника, далее примерно рядом по скорости тройка: США, китайская Shantui и корейская Hyundai. Однако однозначной связи «страна – скорость продажи» нет. Такая связь имеет место, если говорить об общестроительных типах машин, производимых во всех перечисленных странах (например, экскаваторы с обратной лопатой, бульдозеры, фронтальные погрузчики и др.). В то же время преимущественно в Сибири некоторые виды техники российского производства находятся на первом месте по популярности – например, автокраны, самосвалы, вездеходы, колесные экскаваторы на тракторном шасси и др. Такие машины отечественного производства довольно быстро продаются в Иркутской, Новосибирской, Омской обл. и Алтайском крае, вездеходы – в Якутии и Красноярском крае. Рейтинг брендов по средневзвешенной скорости экспозиции в соответствии с нашими данными выглядит следующим образом. В сибирских областях (в порядке убывания популярности) – Komatsu, Caterpillar, «Ивановец», John Deere (только лесная техника), техника на базе МТЗ, Hitachi, ЧТЗ, КамАЗ, «Урал», Hyundai, Shantui. На Дальнем Востоке (без Магадана и Камчатки) в том же порядке – Komatsu, Hitachi, Caterpillar, Hyundai, Tadano, внедорожные КамАЗы, «Уралы», Shantui. На ближайшие годы можно прогнозировать сохранение доли импортной техники на вторичных рынках Сибири и Дальнего Востока. Покупатели однозначно ориентируются на иностранные бренды. Очевидна тенденция роста популярности корейских машин, которые скорее всего уже через 2–3 года будут иметь одинаковую долю с японскими марками. Доля китайских машин на рынке будет расти, но только среди нескольких наиболее популярных, доказавших свое качество и имеющих развитую систему сервиса брендов. В основном же марки из КНР продаются крайне долго и со значительным торгом. Из отечественной техники лучше всего продаются автокраны, бульдозеры, грейдеры, грузовики и спецоборудование на внедорожных шасси. Полагаю, что такой тренд продолжится в ближайшие годы, даже несмотря на все опасности вступления в ВТО для нашей промышленности. Безусловно, даже среди наиболее легко продаваемых брендов есть неликвидные модели или типы. Таким тонкостям будет посвящена отдельная статья в будущем. |