Производство гусеничных промышленных тракторов в России
Тракторы по своему назначению подразделяются на три основные группы: сельскохозяйственные, промышленные и лесопромышленные (включая лесохозяйственные). Отечественное производство промышленных тракторов получило развитие в послевоенное время, особенно в 1960-е годы. Основателем этого направления стал Челябинский тракторный завод. После распада СССР, проведения в стране приватизационных процессов и новой экономической политики практически все тракторные заводы стали акционерными обществами. Из структуры союзных тракторных заводов выпали Минский, Харьковские, Павлодарский, Кишинёвский, Ташкентский тракторные заводы, некоторые из которых выпускали промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов. Финансово-экономические трудности способствовали пересмотру промышленной и технической политики российских тракторных заводов в направлении диверсификации производства. Многие из них на базе тракторов собственного производства стали выпускать бульдозерно-рыхлительные агрегаты, тракторы с трубоукладочным оборудованием, с тяговыми лебедками и др. На ряде тракторных заводов организовано и расширяется производство колесных фронтальных одноковшовых погрузчиков, базовые машины которых являются тягово-энергетическими средствами, но признаны специализированными агрегатами и рассматриваются как самостоятельный вид продукции. Получило развитие производство экскаваторов-погрузчиков и экскаваторов-бульдозеров на базе колесных с.-х. тракторов. В настоящее время гусеничные промышленные тракторы с различными видами землеройного и грузоподъемного оборудования выпускают на трех тракторных заводах: ООО «Челябинский тракторный завод–Уралтрак», ОАО «Волгоградский тракторный завод» и ОАО «Промтрактор». Два последних входят в концерн «Тракторные заводы». К числу производителей такой же продукции можно отнести ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Уралмашзавод» (Челябинск), ОАО «Орёлдормаш», а также ООО «ДСТ-Урал» (Челябинск), годовые объемы производства которых составляют от 10 до 100 машин. Самую широкую линейку гусеничных промышленных тракторов производит ОАО «Промтрактор». Это 7 базовых моделей и 5 моделей трубоукладчиков, с диапазоном по мощности для бульдозеров 155…590 л.с., для трубоукладчиков – 173…612 л.с. При этом диапазоны по массе составляют для бульдозеров 16,8…67,9 т, а для трубоукладчиков – 22,5…64 т. Диапазон по грузоподъемности (г/п) для трубоукладчиков колеблется от 12 до 52 т. Вторую позицию по числу типоразмерных базовых гусеничных промышленных тракторов занимает ООО «ЧТЗ–Уралтрак», выпускающее шесть типоразмеров бульдозеров мощностью от 110 до 370 л.с. и массой от 12 до 45 т и два типоразмера трубоукладчиков мощностью 190 л.с., массой 26,6…30,2 т и г/п 12 и 20 т. ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ), ЗАО «ЧСДМ», ОАО «Уралмашзавод» и ООО «ДСТ-Урал» выпускают по одному типоразмеру бульдозера мощностью соответственно 95 л.с., 180, 170 и 240 л.с. ОАО «Орёлдормаш» освоило два типоразмера бульдозера мощностью 165 и 180 л.с., массой 16 и 20 т. Следует отметить, что эти предприятия (за исключением ВгТЗ) недавно вышли на отечественный рынок и не имеют развитых производственных мощностей. Ранее эти предприятия никогда не производили тракторную технику. В настоящей статье приводятся данные об объемах производства гусеничных промышленных тракторов и агрегатов на их базе за первое десятилетие XXI в., которое разделено на два 5-летних периода: 2000–2004 гг. и 2005–2009 гг., а для сравнения приводятся данные за 2010 г. За 2000–2004 гг. доля «ЧТЗ–Уралтрак» в суммарном производстве гусеничных промышленных тракторов и агрегатов на их базе составила 66,5%. На втором месте с долей 20,4% находился ВгТЗ. Третье место с долей 10,5% занимал «Промтрактор». На долю остальных производителей приходилось 2,6% общего объема производства этого вида техники. Среднегодовое производство за этот пятилетний период составило у «ЧТЗ-Уралтрак» 2210 ед., у ВгТЗ – 680 ед., у ОАО «Промтрактор» – 348 ед., у остальных производителей – менее 50 машин. Объемы производства рассматриваемого вида техники за второй пятилетний период 2005–2009 гг. приведены в табл. 1. Рассматривая этот период, можно отметить, что происходит рост объемов производства в 2005–2008 гг., который увеличился на «ЧТЗ–Уралтрак» в 2 раза, в «Промтракторе» – в 1,6 раза, на ВгТЗ – в 1,2 раза. Падение производства произошло на предприятии «Алттрак», которое признано банкротом в 2009 г. ЗАО «ЧСДМ» передало производство бульдозера ТС-10 Харьковскому тракторному заводу. Другие производители снизили объемы производства. Из-за кризиса год 2009-й характеризовался резким падением покупательского спроса на землеройную технику на базе тракторов, что сказалось на объемах ее производства. Так, в 2009 г. они сократились: на «ЧТЗ–Уралтрак» в целом на 75%, в том числе бульдозеров – на 74%, трубоукладчиков – на 77%; в ОАО «Промтрактор» в целом – на 74%, в том числе бульдозеров – на 86%, а трубоукладчиков – на 36%; на Волгоградском тракторном заводе – на 71%, в том числе бульдозеров – на 76%; в ООО «Алттрак» в целом в 7 раз, а производство бульдозеров прекращено с 2006 г. Оценивая период 2005–2009 гг., следует отметить, что доля в суммарном объеме выпуска промышленных тракторов, бульдозеров и трубоукладчиков «ЧТЗ–Уралтрак» составила 46%, доля ОАО «Промтрактор» – 17%, доля ВгТЗ – 34%. По сравнению с предыдущим пятилетним периодом доля ООО «ЧТЗ–Уралтрак» снизилась почти на 20%, доля ОАО «Промтрактор» выросла на 6,5%, доля ОАО «Волгоградский тракторный завод» увеличилась на 13,6%. Рассматривая объемы производства за 2010 г., на базе отчетных данных за 10 месяцев 2010 г. (табл. 2), можно дать следующую оценку. По сравнению с 2009 г. на предприятии «ЧТЗ–Уралтрак» общий объем производства может снизиться на 25…27%, а бульдозеров – в 1,8…2 раза; может возрасти производство в ОАО «Промтрактор» в 1,6…1,7 раза, в том числе бульдозеров в 3 раза; на Волгоградском тракторном при общем снижении производства в 2 раза производство бульдозеров может возрасти на 25…30%.
|