Рынок сельскохозяйственных тракторов в Западной Европе
В последние годы покупатели из России и других стран СНГ все больше интересуются качественной импортной тракторной техникой для села. Сегодня мы знакомим читателя с особенностями сельскохозяйственных тракторов (далее тракторов), предлагаемых зарубежными фирмами на одном из наиболее емких рынков в мире – рынке Западной Европы.
![]() ![]() Распределение тракторов на рынке Западной Европы по конструктивно-компоновочным схемам
![]() Zetor Proxima 7441
![]() Lamborghini R.1 35
![]() JCB 3230
![]() New Holland T8050
![]() Massey Ferguson 8480
![]() Case IH Quadtrac 435
![]() Carraro Agroplus 85
![]() Claas Xerion 3300
![]() Case IH Puma 180
Современный западноевропейский рынок стандартных тракторов 2008 г. стран ЕС – это количественное многообразие универсальных тракторов, предлагаемых 22 известными американскими, европейскими и японской фирмами. Всего на рынке продавалось 529 моделей 155 серий, имевших различные конструктивно-компоновочные схемы (4К2, 4К4а, 4К4б, 4К4б' и гусеничные) с мощностью двигателя от 41 до 578 л.с. и эксплуатационной массой от 1440 до 18 600 кг, способных удовлетворить вкусы и потребности самых взыскательных покупателей, причем из этого количества новых моделей было более 37%. Наибольшее количество (93,5%) составляли полноприводные тракторы классической схемы 4К4а (см. диаграмму), тракторы классической схемы 4К2 только с задними ведущими колесами – 1,1%, тракторы нетрадиционной интегральной схемы 4К4б с передними и задними одинаковыми ведущими колесами и расположенной посередине кабиной – 1,6%, тракторы нетрадиционной схемы 4К4б' с шарнирно-сочлененной рамой и всеми одинаковыми ведущими колесами – 1,1%; гусеничные тракторы, в том числе четырехгусеничные с шарнирной рамой, составляли 2,7%. Рынки Германии и ФранцииНаиболее крупные и развивающиеся рынки стран Западной Европы по объему продаж тракторов различных типоразмеров это рынки Франции, Италии и Германии. В Германии объем купленных фермерами сельскохозяйственных тракторов новой конструкции оценивается, как правило, их количеством, прошедшим необходимую регистрацию официальными органами и допущенным к эксплуатации, которое по итогам, например, 2007 г. составило 28 469 ед. Рынку Германии по сравнению с рынками других стран всегда было свойственно большое разнообразие предлагаемых моделей стандартных тракторов (табл. 1). Сейчас на рынке Германии доминируют пять наиболее крупных корпораций – это AGCO, CNH, John Deere, Same Deutz-Fahr, а с 2007–2008 г. еще и фирма Claas, тракторная техника которых по результатам продаж пользовалась наибольшим спросом, отличаясь от продукции конкурентов высоким техническим уровнем и качеством изготовления. Десять моделей тракторов фирм Fendt, Deutz-Fahr, John Deere, Case IH, Massey Ferguson, входящих в эти корпорации, а также фирм Сlaas и McCormick показали наилучшие экономические показатели по результатам испытаний с воспроизведением семи наиболее используемых в эксплуатации режимов (табл. 2).
В табл. 3 показаны доли рынка в январе 2008 г. по объемам продаж тракторов этих корпораций в Германии. За январь–май 2008 г. различными производителями на рынке Германии продано 13 166 ед. тракторов, среди которых лидирующее положение занимали именно фирмы, входящие в наиболее крупные корпорации, тогда как объемы продаж тракторов других фирм были по сравнению с лидерами на порядок ниже (табл. 4). В Германии ежегодно продают около 60 тракторов сверхвысокой (более 500 л.с.) мощности, которые помимо фирмы John Deere могут предлагать также фирмы AGCO, Challenger и Case IH. Прогнозируется, что первые семь фирм, указанных в табл. 4, останутся в лидерах по объемам продаж и в последующие годы.
Во Франции импорт тракторов в денежном выражении по итогам 2007 г. составил 880 млн. евро, при этом куплено тракторов на общую сумму 1250 млн. евро, что превышает аналогичный показатель 2006 г. на 16,8%. Сейчас на французском рынке сельхозтехники доля тракторов различных мировых брендов доведена до 38%. За последние годы изменилась и структура французского рынка по классам мощности, на котором увеличился объем продаж более мощных моделей (свыше 150 л.с.) и снизился спрос на модели небольшой (70…90 л.с.) мощности (табл. 5). Наибольшим спросом в Германии и Франции пользовались тракторы средней мощности от 80 до 150 л.с. (объем продаж – 11 228 ед. по итогам 2006 г.). Японская фирма Kubota, до последнего времени традиционно поставлявшая на западноевропейский рынок семейства только специализированных узкогабаритных тракторов, теперь стала успешно продавать на нем и компактные колесные тракторы стандартных размеров с более широкой (до 1510...1720 мм) колеей и мощностью, не превышающей 105 л.с. Отрадно, что в последние несколько лет на этом рынке появились и фирмы из СНГ с новыми тракторами (Kirovets c моделями 4К4а и 4К4б' и Belarus с моделями 4К4а), которые оказались конкурентоспособными не только в Германии, но и в других странах Евросоюза благодаря их довольно высокому техническому уровню и качеству изготовления, а также ценам намного ниже, чем цены на зарубежные тракторы, предлагаемые ведущими фирмами.
Технический уровень конструкцийПредлагавшиеся к продаже на рынке серии (семейства), как правило, состояли из унифицированных однотипных моделей, мало различавшихся по массе, но существенно по мощности двигателей, причем основой каждой серии были унифицированные агрегаты: двигатели, трансмиссии, передние и задние мосты, кабины, гидронавесные системы и др. С целью максимального удовлетворения требований потребителей фирмы постоянно расширяют номенклатуру выпускаемых моделей с повышением мощности, систематически (в течение 1...3 лет) их обновляя и снимая с производства устаревшие модели. Наибольшей активностью в расширении номенклатуры отличались Case IH (11 серий и 45 моделей), Claas (13 и 38), Deutz-Fahr (15 и 44), John Deere (10 и 38), Lamborghini Trattori (13 и 31), New Holland (10 и 44), Same (12 и 33). Характерным в условиях рынка для подавляющего большинства фирм был принцип комплектования тракторов одного типоразмера узлами и агрегатами разной степени сложности по отдельному заказу за дополнительную плату. Отмечая в целом высокий технический уровень и конкурентоспособность моделей современных зарубежных тракторов, выделим важнейшие особенности конструкций их узлов, агрегатов и систем (табл. 6). Несмотря на довольно высокую цену тракторов зарубежных фирм, которая существенно превышает цену аналогичных отечественных моделей, они тем не менее благодаря их высоким потребительским качествам и конкурентоспособности становятся все более привлекательными для сельских товаропроизводителей России. Эти тракторы можно приобрести как за счет полной оплаты их стоимости, так и по другим льготным схемам (лизинг и др.).
|