Рынок сельскохозяйственных тракторов в Западной Европе
В последние годы покупатели из России и других стран СНГ все больше интересуются качественной импортной тракторной техникой для села. Сегодня мы знакомим читателя с особенностями сельскохозяйственных тракторов (далее тракторов), предлагаемых зарубежными фирмами на одном из наиболее емких рынков в мире – рынке Западной Европы.
Распределение тракторов на рынке Западной Европы по конструктивно-компоновочным схемам
Zetor Proxima 7441
Lamborghini R.1 35
JCB 3230
New Holland T8050
Massey Ferguson 8480
Case IH Quadtrac 435
Carraro Agroplus 85
Claas Xerion 3300
Case IH Puma 180
Современный западноевропейский рынок стандартных тракторов 2008 г. стран ЕС – это количественное многообразие универсальных тракторов, предлагаемых 22 известными американскими, европейскими и японской фирмами. Всего на рынке продавалось 529 моделей 155 серий, имевших различные конструктивно-компоновочные схемы (4К2, 4К4а, 4К4б, 4К4б' и гусеничные) с мощностью двигателя от 41 до 578 л.с. и эксплуатационной массой от 1440 до 18 600 кг, способных удовлетворить вкусы и потребности самых взыскательных покупателей, причем из этого количества новых моделей было более 37%. Наибольшее количество (93,5%) составляли полноприводные тракторы классической схемы 4К4а (см. диаграмму), тракторы классической схемы 4К2 только с задними ведущими колесами – 1,1%, тракторы нетрадиционной интегральной схемы 4К4б с передними и задними одинаковыми ведущими колесами и расположенной посередине кабиной – 1,6%, тракторы нетрадиционной схемы 4К4б' с шарнирно-сочлененной рамой и всеми одинаковыми ведущими колесами – 1,1%; гусеничные тракторы, в том числе четырехгусеничные с шарнирной рамой, составляли 2,7%. Рынки Германии и ФранцииНаиболее крупные и развивающиеся рынки стран Западной Европы по объему продаж тракторов различных типоразмеров это рынки Франции, Италии и Германии. В Германии объем купленных фермерами сельскохозяйственных тракторов новой конструкции оценивается, как правило, их количеством, прошедшим необходимую регистрацию официальными органами и допущенным к эксплуатации, которое по итогам, например, 2007 г. составило 28 469 ед. Рынку Германии по сравнению с рынками других стран всегда было свойственно большое разнообразие предлагаемых моделей стандартных тракторов (табл. 1). Сейчас на рынке Германии доминируют пять наиболее крупных корпораций – это AGCO, CNH, John Deere, Same Deutz-Fahr, а с 2007–2008 г. еще и фирма Claas, тракторная техника которых по результатам продаж пользовалась наибольшим спросом, отличаясь от продукции конкурентов высоким техническим уровнем и качеством изготовления. Десять моделей тракторов фирм Fendt, Deutz-Fahr, John Deere, Case IH, Massey Ferguson, входящих в эти корпорации, а также фирм Сlaas и McCormick показали наилучшие экономические показатели по результатам испытаний с воспроизведением семи наиболее используемых в эксплуатации режимов (табл. 2).
В табл. 3 показаны доли рынка в январе 2008 г. по объемам продаж тракторов этих корпораций в Германии. За январь–май 2008 г. различными производителями на рынке Германии продано 13 166 ед. тракторов, среди которых лидирующее положение занимали именно фирмы, входящие в наиболее крупные корпорации, тогда как объемы продаж тракторов других фирм были по сравнению с лидерами на порядок ниже (табл. 4). В Германии ежегодно продают около 60 тракторов сверхвысокой (более 500 л.с.) мощности, которые помимо фирмы John Deere могут предлагать также фирмы AGCO, Challenger и Case IH. Прогнозируется, что первые семь фирм, указанных в табл. 4, останутся в лидерах по объемам продаж и в последующие годы.
Во Франции импорт тракторов в денежном выражении по итогам 2007 г. составил 880 млн. евро, при этом куплено тракторов на общую сумму 1250 млн. евро, что превышает аналогичный показатель 2006 г. на 16,8%. Сейчас на французском рынке сельхозтехники доля тракторов различных мировых брендов доведена до 38%. За последние годы изменилась и структура французского рынка по классам мощности, на котором увеличился объем продаж более мощных моделей (свыше 150 л.с.) и снизился спрос на модели небольшой (70…90 л.с.) мощности (табл. 5). Наибольшим спросом в Германии и Франции пользовались тракторы средней мощности от 80 до 150 л.с. (объем продаж – 11 228 ед. по итогам 2006 г.). Японская фирма Kubota, до последнего времени традиционно поставлявшая на западноевропейский рынок семейства только специализированных узкогабаритных тракторов, теперь стала успешно продавать на нем и компактные колесные тракторы стандартных размеров с более широкой (до 1510...1720 мм) колеей и мощностью, не превышающей 105 л.с. Отрадно, что в последние несколько лет на этом рынке появились и фирмы из СНГ с новыми тракторами (Kirovets c моделями 4К4а и 4К4б' и Belarus с моделями 4К4а), которые оказались конкурентоспособными не только в Германии, но и в других странах Евросоюза благодаря их довольно высокому техническому уровню и качеству изготовления, а также ценам намного ниже, чем цены на зарубежные тракторы, предлагаемые ведущими фирмами.
Технический уровень конструкцийПредлагавшиеся к продаже на рынке серии (семейства), как правило, состояли из унифицированных однотипных моделей, мало различавшихся по массе, но существенно по мощности двигателей, причем основой каждой серии были унифицированные агрегаты: двигатели, трансмиссии, передние и задние мосты, кабины, гидронавесные системы и др. С целью максимального удовлетворения требований потребителей фирмы постоянно расширяют номенклатуру выпускаемых моделей с повышением мощности, систематически (в течение 1...3 лет) их обновляя и снимая с производства устаревшие модели. Наибольшей активностью в расширении номенклатуры отличались Case IH (11 серий и 45 моделей), Claas (13 и 38), Deutz-Fahr (15 и 44), John Deere (10 и 38), Lamborghini Trattori (13 и 31), New Holland (10 и 44), Same (12 и 33). Характерным в условиях рынка для подавляющего большинства фирм был принцип комплектования тракторов одного типоразмера узлами и агрегатами разной степени сложности по отдельному заказу за дополнительную плату. Отмечая в целом высокий технический уровень и конкурентоспособность моделей современных зарубежных тракторов, выделим важнейшие особенности конструкций их узлов, агрегатов и систем (табл. 6). Несмотря на довольно высокую цену тракторов зарубежных фирм, которая существенно превышает цену аналогичных отечественных моделей, они тем не менее благодаря их высоким потребительским качествам и конкурентоспособности становятся все более привлекательными для сельских товаропроизводителей России. Эти тракторы можно приобрести как за счет полной оплаты их стоимости, так и по другим льготным схемам (лизинг и др.).
|