Автомобиль-солдат
85-летию АМО ЗИЛ и 56-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается
Судьба этого автомобиля необычна. Кем только он не был за 15 лет выпуска: и рабочим, и воином... Половина машин, использованных в Великой Отечественной войне советскими войсками, были они – знаменитые трудяги ЗИС-5.
К производству трехтонной машины ЗИС-5 на автомобильном заводе имени Сталина в Москве в соответствии с заданием правительства приступили в 1933 г. Его создателями были: главный конструктор завода – Евгений Иванович Важинский, основной разработчик – Б. Д. Страканов, а также Г. Г. Михайлов, А. П. Зигель, Г. А. Феста, Б. М. Фиттерман. Работа началась с анализа недостатков предыдущей модели – АМО-3, проявившихся во время Каракумского пробега, и позднее, при эксплуатации в реальных условиях.
В отличие от ее предшественницы – АМО-3, на ЗИС-5 использовалась усовершенствованная коробка передач, гидравлические тормоза уступили место механическим, вместо двойного карданного вала был применен ординарный, что повысило надежность машины и было выгодно для производства. Кроме того, по результатам испытаний в различных районах страны увеличили емкость радиатора и установили воздушный фильтр для двигателя.
Первые десять экспериментальных машин ЗИС-5 были собраны 26 июля 1933 г. Технические качества этих машин проверили в автопробеге по маршруту Москва – Гомель – Чернигов – Киев – Черкасск – Днепропетровск – Харьков – Курск – Орел – Тула – Москва. Командором и председателем технической комиссии пробега был главный инженер завода В. Н. Лялин. Машины без единой аварии прошли 2 500 км, из них 700 км – по бездорожью, выдержав испытания на прочность и проходимость.
ЗИС-5 стал первым советским автомобилем, имевшим в качестве серийного оборудования компрессор для накачки шин. В 1934 г. заводу предстояло выпустить 20 500 машин, в том числе ЗИС-5 – 18 370. Машины ЗИС шли массовым потоком. Они позарез нужны были народному хозяйству.
Однако в 1941 г. все круто изменилось. Заканчивался трудовой субботний день 21 июня. Автозаводцы отправились на дачные места Подмосковья, на рыбалку, в туристические походы... Наступила обычная мирная ночь. Утро 22 июня неожиданно принесло страшное слово – «Война!» Автозавод стал выполнять военные заказы, некоторые цеха перестраивались для ремонта танков. Но армии нужны были и машины.
Эвакуация оборудования и другие трудности военного времени делали невозможным производство ЗИС-5 в довоенном исполнении. Конструкторы создали модель военного времени – ЗИС-5В. Ее выпуск был освоен в мае 1942 г. в Ульяновске, а позднее – в Москве и Миассе. В этом автомобиле была заново спроектирована кабина. Вся обвязка и панели в ней были сделаны из дерева и фанеры, что снизило металлоемкость на 124 кг. Крылья стали гнутыми из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой. В конце декабря 1942 г. из-за выхода из строя завода, поставлявшего рулевые колеса с пластмассовым ободом, на машину начали устанавливать деревянные баранки.
Вместо двух довоенных фар на машину должна была ставиться только одна, но выпускались и автомобили вообще без фар: ночью все равно в целях маскировки ездили без освещения. У кузова боковые борта не откидывались, соответственно на платформе для них не требовалось петель. Был и ряд других изменений, направленных на уменьшение трудоемкости изготовления и экономию металла.
ЗИС-5В был приспособлен к условиям военного времени, а мощность двигателя, повышенная до 77 л.с. (переход на алюминиевые поршни позволил увеличить степень сжатия), придала автомобилю лучшие эксплуатационные качества. ЗИС-5В выпускался заводом до 1946 г. Немаловажно, что «модель военного времени» позволяла использовать большой задел автомобильных узлов, оставшихся на заводе.
ЗИС-5 служил не только для перевозки войск и боеприпасов. На его базе изготавливались самосвалы, цистерны, хлебные фургоны, автобусы... Первые легендарные «Катюши» также монтировались на шасси ЗИС-5.
За четыре года войны с заводских путей отправились сотни эшелонов с вооружением. По всем фронтовым дорогам шли машины с маркой ЗИС. За годы войны коллектив завода дал стране 100 тыс. грузовых автомобилей, хотя производство машин в 1945 г. составляло 63,4% к 1940 г. Всего за 1934–1948 годы было изготовлено 532 311 автомобилей.
ЗИС-5 стал действительно отправной точкой для всех последующих моделей и для своего времени был незаменим. Главное для серийного автомобиля – эксплуатация. А именно в использовании на трудных дорогах Великой Отечественной войны ЗИС-5 показал себя наилучшим образом. Несмотря на вызванное недостатком сырья и урезанными технологическими возможностями военного времени сильное упрощение конструкции, машина в целом оказалась практичной, надежной для самых неблагоприятных погодных условий, при отвратительных дорогах и небольших возможностях ремонта.
Действительно удачная конструкция автомобиля дала возможность дальнейшего развития, воплощения идей, заложенных в ЗИС-5, в последующих моделях – ЗИС-5В, «Урал ЗИС-5М», «Урал ЗИС-355», «Урал ЗИС-355М».
На смену ЗИС-5 в 1948 г. пришла более совершенная машина. Сегодня трудягу военных дорог уже не встретишь перевозящим грузы. Но их можно увидеть на постаментах – на АМО ЗИЛ, на Загородном шоссе в Москве, во многих других городах России. Эти памятники символизируют бесценный вклад ЗИС-5 и воинов-автомобилистов в победу нашего народа в Великой Отечественной войне.