Летопись продолжается (ч.1)
В ноябре этого года АМО ЗИЛ отмечает юбилей – 75-летие первого АМО-Ф-15, ставшего символом начала развития автомобильной промышленности нашей страны. Эта статья начинает ряд публикаций, посвященных истории АМО ЗИЛ, старейшего автомобильного завода России, его развитию и взглядам на будущее
АМО ЗИЛ моложе многих прославленных российских заводов, таких как «Ижорский» и «Путиловско-Кировский» в Санкт-Петербурге, «Сормовский» в Нижнем Новгороде. Он моложе таких предприятий, как «Динамо» и «Красный Пролетарий» в Москве. И нужно сказать, что в ноябре 1917 года он был далеко не единственным автомобильным заводом в России.
В.И. Дубовский в своей книге «Автомобили и мотоциклы России 1896–-1917» называет в качестве крупнейших такие предприятия, как АМО и «Русско-Балтийский» в Москве, Русский Рено в Рыбинске (от себя добавим и питерский завод), «Аксай» в Нахичевани-на-Дону, «Лебедев» в Ярославле и КЗВС в подмосковных Мытищах. Иных уж нет, а прочие, хотя и сохранили связь с отраслью («Красный Октябрь», РМЗ, ЯМЗ, ММЗ) , но уже не могут считаться автомобилестроительными. И только АМО ЗИЛ сохранил автомобили в качестве своей главной продукции на протяжении всей своей жизни. А начиналась она так.
«Русские ведомости» от 21 июля (ст.ст.) писали: «Вчера в Тюфелевой роще, за Симоновым монастырем, происходила закладка первого в России автомобильного завода, строящегося товариществом Автомобильного московского общества... Машины для оборудования завода уже прибыли в Россию, к осени постройки уже должны закончиться, а весной должен быть построен уже первый автомобиль».
20 июля (ст.ст.) 1916 года явилось официальным днем основания завода АМО.
Первая мировая война, а за ней Октябрьская революция, гражданская война и экономический хаос нанесли зарождающейся автомобильной промышленности России серьезный удар.
К октябрю 1917 года на АМО было выполнено две трети строительных работ, чтобы вовремя успеть выполнить заказ на изготовление первых 150 автомобилей к указанному в договоре сроку, к марту 1917 года, руководство АМО закупило в Италии комплекты деталей и начало сборку автомобилей «Фиат-15 тер».
Так работа продолжалась до 1919 года, а потом пришлось перейти исключительно на ремонт изношенных автомобилей и мотоциклов. Из двух-трех машин собирали одну. Параллельно шли работы по ремонту двигателей. Завод представлял собой автомастерские.
В 1922 году государственная комиссия по восстановлению крупной промышленности приняла решение о развитии в стране автомобилестроения в массовом масштабе. Ориентация была сделана на завод АМО. В январе 1924 года завод приступил к подготовке производства грузовых автомобилей грузоподъемностью 1,5 тоннны АМО-Ф-15.
Главным конструктором был назначен Владимир Иванович Ципулин, опытный инженер, о котором И. А. Лихачев, ставший в 1926 году директором АМО, говорил, что тогда на заводе лишь один Ципулин по-настоящему знал автомобиль.
Предстояла сложная работа. Необходимо было переработать старую конструкторскую документацию, запустить бездействовавшие станки, изготовить инструмент и необходимую оснастку. В свое время АМО получил из Турина два эталонных «Фиат-15 тер» и 163 чертежа-«синьки». После их проверки специалисты АМО под руководством В. И. Ципулина внесли в них немало изменений.
Шли дни и месяцы... Шасси первых десяти автомобилей постепенно обрастали деталями. Тогда на заводе и в помине не было конвейера. Машины собирались на деревянных козлах. Первую из них, полуторку АМО-Ф-15, собранную бригадой Николая Степановича Королева в механическом цехе завода АМО, снимали с козел ранним утром 1 ноября 1924 года. Все поздравляли сборщиков и они чувствовали себя именинниками.
Спустя много лет Н. С. Королев вспоминал, как положили на раму вместо сиденья перевернутый ящик, как уселся на него слесарь-водитель Н. Г. Ларин, запустил мотор, и грузовик, задрожав, чихая и кашляя, двинулся по цеху, затем выехал во двор и с грохотом и треском помчался по замерзшей земле. А за ним бежали, смеясь и что-то крича все сборщики. Так родился первый отечественный автомобиль, сделанный целиком руками автозаводцев.
Вечером 6 ноября кузовщикам была сдана последняя машина, а утром колонна из десяти грузовиков, выкрашенных ночью в алый цвет, двинулась к Красной площади. С трудом пробирались через людское море. Ехали по Воронцовской улице, через Таганскую площадь, Солянку, по Театральному проезду… Вот и Красная площадь. Многие волновались: а вдруг какая-нибудь машина забарахлит, остановится? Однако волнения оказались напрасными: отечественные автомобили этот экзамен выдержали с честью.
Так начался отсчет истории новой отрасли – автомобилестроения. Именно те первые 10 грузовиков дали начало непрерывному выпуску автомобилей, это с них повел свою историю старейший завод отрасли.