Автомобиль своего времени

1999 год – год, наполненный для АМО ЗИЛ знаменательными событиями. 75 лет назад, 1 ноября 1924 года из ворот завода вышел первый советский грузовик АМО-Ф-15. 65 лет назад, в 1934 году, начался массовый выпуск трехтонок ЗиС-5 – автомобилей-тружеников, автомобилей-воинов.

Конструирование и изготовление опытных образцов ЗиС-5 велось одновременно с выпуском 2,5-тонных грузовиков АМО-3. Первые 10 экспериментальных машин были собраны 26 июля 1933 года. А уже с начала 1934 ЗиС-5 выпускался поточно.

Своим рождением автомобиль обязан тогдашнему главному конструктору завода Евгению Ивановичу Важинскому, человеку, безраздельно посвятившему свою жизнь заводу и трагически погибшему в 1938 году. Проанализировав недостатки АМО-3, выявившиеся в знаменитом Кара-Кумском пробеге и при последующей эксплуатации машины, Е. И Важинский вместе со своими коллегами приступил к их устранению.

Несущие конструкции 2,5-тонного грузовика АМО-3 – рама, рессоры, оси – имели большой запас прочности и могли нести груз в три тонны даже в самых тяжелых дорожных условиях. Но для этого требовались более мощный двигатель и более выносливые коробка передач и карданная передача.

Усовершенствование АМО-3 Е.И. Важинский начал с двигателя. Сохранив общую конструкцию рядного шестицилиндрового нижнеклапанного мотора без изменений, он увеличил диаметр цилиндра на 6,36 мм, благодаря чему рабочий объем вырос с 4,88 до 5,55 л, а мощность поднялась с 66 до 73 л. с.

Затем дошла очередь до трансмиссии. Новая, 4-ступенчатая коробка получила более прочные валы и шестерни. С промежуточным валом шестерни стали соединяться шлицами, что обеспечило их хорошую центровку. Карданный вал с тремя шарнирами и помежуточной опорой заменили двухшарнирным, без промежуточной опоры – более простым и дешевым в производстве.

Несовершенный гидропривод передних тормозов уступил место механическому. В тогдашних условиях это был несомненный «плюс»: ведь с его ремонтом мог справиться даже неопытный механик. Изменения коснулись и других частей машины – сцепления, электрооборудования, кабины, радиатора, щитка приборов. Все вместе они позволили создать хороший, надежный и прочный автомобиль.

Для ускорения постановки новой машины на конвейер модернизированные узлы и агрегаты запускались в производство по мере готовности. Из-за этого АМО-3 поздних выпусков практически не отличались от ЗиС-5.

Ранние АМО-3 имели кабину без боковых стекол. Их заменяли целлулоидные окошки в натянутом на рамках брезенте. ЗиС-5 тоже не мог похвастаться комфортом для водителя. Его кабина была просторной, но не отапливалась и вентиляцию имела самую примитивную. Правда, этот автомобиль стал первым, получившим в качестве серийного оборудования компрессор для накачки шин.

Сравнивая ЗиС-5 с современными ему моделями зарубежных фирм, можно найти немало показателей, по которым он им уступал. А в конце 30-х некоторые примененные в нем технические решения выглядели уже откровенно устаревшими.

И все же испытания, выпавшие на долю ЗиС-5 в годы войны, показали, что в целом машина оказалась практичной, неприхотливой и надежной в условиях любой погоды, плохих дорог и отсутствия ремонтных баз.

Порожденный войной дефицит сырья и материалов заставил в конце 1941 года пересмотреть конструкцию автомобиля. Из-за недостатка качественного стального листа, пригодного для глубокой вытяжки, пришлось отказаться от штампованных крыльев. Их стали формовать на гибочной машине и сваривать. Кабина стала полностью деревянной: каркас из брусьев, обшитый «вагонкой». Из дерева стали делать и подножки. Машины комплектовались только одной – левой – фарой.

Модель получила индекс ЗиС-5В. В мае 1942 года ее выпуск был освоен в Ульяновске, а несколько позже она встала на конвейер также в Москве и Миассе. В конце декабря 1942 года из-за остановки завода, поставлявшего рулевые колеса с пластиковым ободом, ЗиС-5В начал комплектоваться деревянными «баранками».

Несмотря на все изменения, ЗиС-5 всегда отличался завидной проходимостью, хотя и обладал только одним ведущим мостом. Она определялась хорошими тяговыми характеристиками двигателя в сочетании с очень выгодным распределением масс по осям.

Автомобиль служил не только для транспортировки каких-либо грузов. На его базе делались самосвалы, всевозможные цистерны, хлебные фургоны и автобусы. Разнообразную службу несли эти грузовики и на фронтах Великой Отечественной войны. В частности, именно на них монтировались первые «Катюши».

За годы выпуска заводом было изготовлено 532 311 автомобилей ЗиС-5. Эта модель стала отправной точкой для будущих моделей АМО ЗИЛ. В честь заслуг легендарной трехтонки и ее создателей стоят памятники на АМО ЗИЛ, на Загородном шоссе в Москве и во многих других местах.

Сегодня из ворот завода выходят другие, куда более совершенные автомобили. Но в каждом из них живет «рабочая душа» ЗиС-5. Это был автомобиль своего времени.