АЗ «Урал»: стремление к совершенствованию

Е. Соболева

За последние три года Автомобильный завод «Урал» заметно упрочил свое положение в России и СНГ, а сейчас успешно осваивает внешние рынки. Предприятию принадлежит 20% рынка грузовиков и 72% рынка полноприводных грузовых автомобилей СНГ.

Около 65% производственной программы занимает широкая гамма шасси разной комплектации. Отличные монтажные возможности рамы, высокая проходимость, большая грузоподъемность, удобный отбор мощности, простота технического обслуживания – вот далеко не полный перечень достоинств шасси «Урал». Это превосходная базовая машина для спецтехники самого различного назначения – от зенитно-ракетных комплексов до кранов и снегоочистителей. Заслуженно высокой репутацией пользуются «Уралы» среди нефтяников, газовиков, строителей.

Число заводов-изготовителей спецтехники, с которыми сотрудничает АЗ «Урал», продолжает расти, и в настоящее время их уже более сотни. В этом списке Ивановский и Галичский крановые заводы, Ижевский завод «Нефтемаш», «Амкодор-Ударник» (Минск), «Севдормаш» (Северо-двинск), «Синергия» (Пермь), Мотовилихинские заводы, «Первомайскхиммаш» (Тамбовская обл.), «Нефтемаш» (Азнакаево), «Строммашина» (Челябинск), «Автомастер» (Набережные Челны), «Энергомаш» (Чебаркуль) и многие другие.

Особым спросом пользуется длиннобазное шасси «Урал»-4320-1912-40 грузоподъемностью 12 т. Оно имеет усиленные раму, подвески, мосты; механизм рулевого управления типа МАЗ-64229 (шариковая гайка-винт); двигатель ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с., турбонаддув, Euro-2). Это шасси используется для монтажа широкого спектра оборудования, предназначенного в первую очередь для добывающих отраслей. Оно конструктивно подготовлено к монтажу цементировочных и кислотных агрегатов, механизмов для среднего ремонта скважин, компрессорных установок, используемых в нефтегазодобыче.

Для других отраслей на базе этого шасси изготавливаются: автогидроподъемники АГП-28, экскаваторы-планировщики, бетононасосы, бетоносмесители, топливовозы, автокраны грузоподъемностью 20–25 т, пожарные машины, водовозы, оборудованные гидроманипуляторами сортиментовозы. Ежегодно «Урал»-4320-1912-40 занимает 40% от общего производства шасси.

На шасси «Урал» с обычной базой выпускаются лесовозная и трубовозная техника, самосвалы, ремонтные мастерские, вахтовые автобусы. Седельные тягачи «Урал» используются в основном для перевозки различных технологических грузов (агрегаты перевозки штанг и др.).

Активно ведутся работы по освоению монтажных возможностей четырёхосного шасси «Урал»-532361 (8х8). Сравнительно недавно появилась передвижная насосная установка, азотодобывающий комплекс, компрессорная станция, а также седельный тягач «Синегорец»-210 (8х8) с гидроманипулятором.

В конце 2000 г. на заводе выпущена опытно-промышленная партия вахтовых автобусов. За три прошедших года реализовано более 1 200 автобусов и кузовов-фургонов различного назначения. Уральские «вахтовки» удачно сочетают в себе высокую проходимость внедорожника с удобством автобуса. В настоящее время выпускается несколько модификаций: «Урал»-3255 на 30 посадочных мест, «Урал»-32551 (6х6) и «Урал»-32552 (4х4) на 22 места каждый. У автобусов комфортабельные салоны, улучшенная тепло- и шумоизоляция, мягкие сиденья. По безопасности и удобству размещения пассажиров они соответствуют международным требованиям ЕЭК ООН. По количеству выпускаемых вахтовых автобусов АЗ «Урал» вышел на первое место в СНГ. Сейчас на заводе начинается изготовление усовершенствованных вариантов «вахтовок».

В 2003 г. завершились эксплуатационные испытания универсального экскаватора-планировщика EW-25-M1.200 («Антей») на шасси автомобиля «Урал»-4320-1912-40 (6х6), предназначенного для нефтегазового комплекса, дорожных служб, водоканала и ЖКХ.

Ранее уже выпускались универсальные экскаваторы-планировщики на уральском шасси. Однако машина с историческим именем «Антей» по сравнению с конкурентами имеет ряд преимуществ: большие вместимость ковша, глубину выемки грунта и ход телескопа. Очевиден еще один плюс: зимой двигатель экскаваторной установки легче запускается благодаря напряжению электросети 24В. Что касается северного исполнения «Антея», то для него предусмотрен автономный отопитель, утепление моторного отсека, пола кабины и т.д.

Заводы-партнеры по производству спецтехники у АЗ «Урал» есть во всей России. Не является исключением и родной Миасс. Так, в последнее время АЗ «Урал» приступил к активному сотрудничеству с предприятием «ГИРД-Спецтехника» и это уже дало результаты. В июле «ГИРД-Спецтехника» передала в эксплуатацию для «Сургутгазпрома» многофункциональную лабораторию на базе «Урал»-4320 (6х6) для ликвидации аварий трубопроводов. Салон лаборатории разбит на два отсека. Первый – жилой, со столиком, спальными местами, отопительно-вентиляционной установкой и множеством мелочей, создающих вахтовикам почти домашний уют. Второй отсек – лаборатория, в которой размещается высокоточное измерительное оборудование.

Таким образом, развитию производства спецтехники на АЗ «Урал» уделяется самое пристальное внимание. И не только на производстве. В Торговом доме «АвтоУрал» создана особая структура, в задачу которой входит непосредственная работа с заводами-изготовителями спецтехники. Специалисты этого отдела, кроме совершенствования серийного оборудования, оказывают содействие заводам в создании опытных образцов и их продвижении на рынок. Такое взаимодействие ощутимо ускоряет процессы доводки техники до уровня требований рынка.

С начала этого года произведено значительное количество новых и модернизированных моделей навесного оборудования на шасси «Урал», среди которых можно выделить:

– самосвал с трехсторонней разгрузкой;

– мобильный воздухоподогреватель (до настоящего времени он выпускался только на Украине);

– современный большегрузный мусоровоз;

– различные ремонтные агрегаты;

– новые модели каротажного подъёмника и паропромысловой установки.

На «Автосалоне-2003», прошедшем в Москве, специалисты АЗ «Урал» продемонстрировали новые модели автомобилей.

Впервые был показан самосвал «Урал»-55571-44 (6х6), оснащенный современной комфортабельной кабиной, изготовленной по лицензии фирмы IVECO Spa, с капотом из пластика. На самосвале установлен двигатель ЯМЗ-236НЕ2 (Euro-2) мощностью 230 л.с. Грузоподъёмность самосвала «Урал»-55571-44 – 13 т. И этот автомобиль не единственный. В 2003 г. на шасси «Урал» создан самосвал с трехсторонней разгрузкой (платформа производства ООО «Автомастер», Набережные Челны).

Большой интерес посетителей выставки вызвало новое четырёхосное спецшасси «Урал»-532365 (8х8) – оригинальная модернизация серийного шасси «Урал»-532362. Вынесенная на метр вперед кабина и необычная компоновка моторного отсека позволили сохранить характеристики базового шасси, и создать ряд преимуществ: увеличилось пространство над кабиной (для монтажа мачтовых установок), стал удобнее доступ к силовому агрегату и т.д. В перспективе возможно увеличение грузоподъемности этого шасси до 18 т, и установка на него агрегатов для капитального ремонта нефтяных скважин.

Первый образец спецтехники, смонтированной на новом спецшасси – автокран КС-55730 «Челябинец» грузоподъёмностью 32 т. Благодаря компоновке шасси, установленное на нем крановое оборудование удовлетворяет всем действующим дорожным нормативам.

Также на выставке был представлен самосвал «Урал-Ивеко»-6529 (6х6.2) грузоподъёмностью 20 т, адаптированный специалистами из Миасса к работе в условиях Сибири и Крайнего Севера. При его создании учитывался большой опыт эксплуатации самосвалов «Магирус». На новом автомобиле установлен предпусковой подогреватель, автономный воздушный отопитель кабины, обогреваемый топливный фильтр-сепаратор, обогреваемые зеркала заднего вида, защита картера. Самосвал имеет прямоугольную платформу объёмом 14,5 м3, оборудованную тентом с механизмом складывания.

Рынок спецтехники был и остается для завода самым перспективным. В ближайшее время планируется появление новых моделей на шасси «Урал», в том числе капотного шасси с новой кабиной, а также в бескапотном исполнении. Чтобы ускорить взаимодействие с изготовителями спецтехники, инженерно-технический центр автозавода намерен внедрить новую систему оперативного производства. На конвейере будет отведён специальный участок индивидуальной комплектации автомобиля в соответствии с требованиями заказчика.

Работа специалистов завода в этой области была оценена по достоинству: Большую золотую медаль 10-й юбилейной выставки «Нефть и Газ-2003», проходившей в конце сентября в Тюмени, завоевали спецшасси «Урал»-532365 и самосвал «Урал»-55571-44.