Новинки из Галича и Клинцов

А. Смолянов, начальник отдела продаж ООО «Кудесник»

Для ОАО «Галичский автокрановый завод» и работающего с ним в тесном сотрудничестве ОАО «Клинцовский автокрановый завод» уже стало традицией в начале очередного года публиковать информацию о своих новинках. В начале прошлого года речь шла о расширении модельных рядов кранами на отечественных шасси КамАЗ и «Урал». К нынешнему, 2003 г., модельные ряды еще расширились, на этот раз усилия заводов были сосредоточены на более широком использовании шасси Минского автомобильного завода.

ОАО «Галичский автокрановый завод» (ОАО «ГАКЗ») представляет две новые модели: КС-55713-6 грузоподъемностью 25 т и 30-тонный КС-55715-5. Обе крановые установки монтируются на трехосное шасси МАЗ-630303. В связи с приведением автомобилей постсоветских государств в соответствие с требованиями международных экологических стандартов, эти машины получили двигатели Euro-2, что отразилось на конструкции шасси. Конструкция крановых установок позволяет ставить их как на выпускавшиеся ранее, так и на современные версии минских трехосников. В частности, на последних моделях претерпел изменения привод насосов, который стал более компактным. Соответственно уменьшился риск его повреждения при движении крана по бездорожью.

Самое общее описание кранов может быть следующим. Трехсекционная телескопическая стрела длиной 9,7–21,7 м обеспечивает новым кранам компактность, маневренность при переездах, обширную зону и большую высоту подъема груза при работе. Для увеличения подстрелового пространства и высоты подъема до 30 м она может комплектоваться решетчатым гуськом длиной 9,0 м, крепящимся на оголовке. В транспортном положении гусек повернут и закреплен сбоку на стреле, в рабочее положение он устанавливается вручную, без применения дополнительных грузоподъемных средств. Возможно телескопирование секций стрелы с грузом до 4 т на крюке, что позволяет крану выполнять специальные задачи при монтаже, устанавливать грузы в труднодоступных местах, проносить их среди смонтированных конструкций. Телескопирование секций обеспечивается двумя гидравлическими цилиндрами, работающими последовательно.

Гидравлический привод крановой установки питается от двух аксиально-поршневых насосов. Механизмы крана имеют индивидуальный привод от гидромоторов или гидроцилиндров и независимое управление. Гидросистема дает возможность плавно управлять всеми механизмами в широком диапазоне скоростей и совмещать операции.

Безопасную работу крана обеспечивает комплекс приборов и устройства, в том числе микропроцессорный ограничитель нагрузки с цифровой индикацией параметров на дисплее в кабине машиниста. Ограничитель нагрузки может работать в режиме координатной защиты, имеет встроенный прибор фиксации характеристик – «черный ящик», встроенный модуль защиты крана от опасного напряжения, обеспечивающий безопасную работу вблизи линий электропередач.

Проницательный читатель может заметить, что в описании особенностей новых кранов нет радикальных отличий от широко известной продукции «ГАКЗ». С одной стороны это так: опираясь на проверенные временем решения, завод добивается унификации моделей. Этим снижается бремя проблем при комплектации в производстве и снабжении запасными частями в эксплуатации. С другой стороны, кажущаяся одинаковость далеко не всегда ею является. И в первую очередь потому, что пользователи хотят иметь краны с лучшими эксплуатационными показателями, более современные, более качественные, надежные...

Ответом на запросы пользователей стал комплекс мер по модернизации крановых установок. В частности, предусмотрена возможность доработки кранов стандартной комплектации по пожеланиям потребителей. Это значит, что те, кого из-за специфики выполняемых ими задач не устраивает серийный образец, могут получить его специальное исполнение, учитывающее их пожелания, если обратятся к официальным представителям завода.

При подготовке производства новых моделей особое внимание уделено повышению надежности – как отдельных сборочных единиц, так и кранов в целом. На совещании с поставщиками комплектующих всем, кто сотрудничает с заводами «ГАКЗ» и «КАЗ», объявлены требования заводов к надежности и качеству приобретаемых у них изделий, а также механизм взаимоотношений, включающий всестороннюю оценку и финансовую ответственность поставщика. Сейчас заводы работают на этих условиях. И такая мера должна заметно повысить качество и надежность кранов, так как основная масса претензий от покупателей кранов вызвана именно низким качеством комплектующих: чаще других при эксплуатации выходят из строя шасси, элементы гидропривода, приборы безопасности, резинотехнические изделия...

В октябре-ноябре прошлого года проведены очередные ресурсные испытания серийного крана. Это дорогостоящее мероприятие во многом подтвердило ожидания и, конечно же, показало пути дальнейшего улучшения продукции. В частности, оно подтвердило хорошее качество опорно-поворотного устройства собственного изготовления. Таким образом, можно считать завершенным вопрос отработки ответственного узла, соединяющего опорную и поворотную части крана.

ОАО «Клинцовский автокрановый завод» (ОАО «КАЗ») также расширил свой модельный ряд за счет создания крана на шасси МАЗа. К серийным 15- и 16-тонным машинам добавился 20-тонный кран КС-45724-5. Как и предыдущие модели, этот кран смонтирован на шасси МАЗ-5337, и стал первым российским краном такой грузоподъемности, смонтированным на двухосном шасси.

Кран сохранил типичные для российского краностроения черты: опорную раму с выдвижными опорами, трехсекционную телескопическую стрелу максимальной длиной 21 м, индивидуальный гидропривод механизмов с питанием от аксиально-поршневого насоса и независимое управление ими, комплекс приборов и устройств, обеспечивающих безопасную работу машины. Вместе с тем, в конструкции крана есть много новшеств. Для привода грузовой лебедки использован планетарный редуктор с дисковым тормозом. Такая конструкция не только отвечает современным требованиям к грузоподъемным машинам, но и позволяет экономить при работе лебедки до 10% топлива.

Кран получил новую кабину, более комфортабельную и с лучшей обзорностью. Она имеет увеличенную площадь остекления, сдвижную дверь, солнцезащитные шторки на лобовом и верхнем стекле, откидной задний люк... По желанию заказчика в кабине может устанавливаться аудиосистема. По-новому размещены рычаги управления: теперь они располагаются сбоку от сиденья, что позволило освободить переднюю часть кабины и удобнее разместить контрольные приборы.

Продуман и вопрос работы при недостаточной видимости: появились дополнительные фары, обеспечивающие лучшее освещение рабочей площадки, подвижных узлов крана, и их постоянный визуальный контроль крановщиком.

Традиционной российской проблемой при эксплуатации машин с гидроприводом является чистота рабочей жидкости. Гидросистема автокрана «Клинцы» снабжена новшествами для решения этой проблемы. Конструктивно они хороши, теперь остается ждать оценки их эффективности со стороны покупателей.

В конструкции нового крана устранены выявленные при эксплуатации предыдущих моделей недочеты, определяющие качество и надежность машины. Непрерывно совершенствуются узлы и механизмы собственного производства. Что же касается покупных изделий, то здесь акцент все больше смещается к импортным комплектующим. В КС-45724-5 их уже довольно много. И за счет этого удалось решить многие проблемы.

Как видим, ОАО «КАЗ» последовательно наращивало грузоподъемность кранов, монтирующихся на одном и том же шасси МАЗ-5337: 15,16 и, наконец, 20 т. У читателей может возникнуть вопрос: не ухудшило ли это другие характеристики? Хочется развеять возможные сомнения: расчет прочности и устойчивости крана выполнен профессионально, и его правильность подтверждена испытаниями, проведенными впервые в российской практике в соответствии с требованиями международных стандартов. В частности, прочность стрелы проверялась при действии на нее как вертикального усилия от подвешенного груза, так и бокового усилия, возникновение которого возможно при аварийных условиях. На приведенном фото видно, что действующая влево боковая нагрузка вызывает заметное искривление стрелы, однако остаточных деформаций не возникло, что подтвердили замеры инструментальными средствами. Испытания выдержаны успешно.

Работающие в тесном партнерстве заводы – «ГАКЗ» и «КАЗ» – поставили на рынок крановой техники три новых машины на шасси Минского автозавода. Хочется верить, что полюбившиеся потребителям МАЗы получили достойные крановые установки, и в этой ипостаси их ждет удачное будущее.