Volvo Trucks: приоритет безопасности
Пристальное внимание безопасности создаваемых автомобилей уделялось с самого начала деятельности шведской компании, отмечающей в этом году свое 75-летие. Сегодня Volvo Trucks – признанный лидер в этой области, и фирменный лозунг, вынесенный на первую страницу проспекта, посвященного безопасности, – «Никто больше не строит более безопасных грузовиков», – воспринимается без малейшей иронии.
![]() |
Компания провела традиционный летний семинар, посвященный проблемам безопасности и охраны окружающей среды. В этом году он проходил на заводе в Гетеборге, куда были приглашены и российские журналисты. Прочитанные ведущими специалистами доклады сопровождались видеофильмами. Кроме того, участники семинара познакомились с новейшей, одной из крупнейших в Европе исследовательских лабораторий, где получают путевку в жизнь новые дизели для грузовых автомобилей, отвечающие нормам Euro-3, Euro-4 и Euro-5.
Вот основные этапы развития опытных и исследовательских работ Volvo Trucks в области безопасности за последние 40 лет.
1960 г. Начало серьезных исследований, направленных на повышение безопасности экипажа грузовиков, попавших в тяжелые аварии.
1961 г. Разработаны жесткие требования, которым должны отвечать кабины вновь создаваемых грузовиков. Испытания кабин вошли в перечень стандартных испытаний для проектируемых машин.
![]() |
Система защиты FUPS, включающая научно установленный защитный брус, предотвращает попадание легкового автомобиля под грузовик при фронтальном столкновении
1969 г. Образована исследовательская группа, выезжающая на все аварии, связанные с грузовыми автомобилями Volvo. Начал создаваться банк данных по авариям, в который включаются результаты анализа последствий происшествий и рекомендации по улучшению конструкции автомобиля.
1977 г. Новое семейство F10/12 получает особо прочную кабину, выдерживающую «шведский тест» – испытание на удар о барьер. В кабине появляется энергопоглощающая панель приборов, а на автомобилях – низкорасположенный «противоподкатный» бампер.
1979 г. По данным многолетних исследований автомобили начали комплектоваться энергопоглощающими рулевыми колесами и трехточечными инерционными ремнями безопасности.
1985 г. Новая серия FL получила АБС и тормоза с Z-образными рычагами, раздвигающими колодки.
![]() |
Тест на прочность кабин является самым суровым испытанием из всех аналогичных, проводимых фирмами-конкурентами
1993 г. Новейшее семейство FH оснащается кабинами с облегченным на 30% каркасом и усовершенствованными ремнями безопасности. Конструкция педального узла обеспечивает снижение травматизма ног водителя при фронтальных авариях.
1994 г. Volvo Trucks объявила о создании надувной подушки безопасности, устанавливаемой в кабинах грузовиков.
1995 г. Подушки безопасности устанавливаются на грузовики в качестве дополнительного оборудования.
1996 г. Volvo Trucks стала первой автомобильной компанией, установившей на грузовики передний защитный брус, предотвращающий наезд на легковой автомобиль, задолго до появления директивы EU.
![]() |
Специальное оборудование лабораторий безопасности позволяет имитировать фронтальный наезд грузовика на полуприцеп автопоезда
1997 г. В спальных кабинах грузовых автомобилей компания начала устанавливать дымовой детектор.
1998 г. На автомобилях новой серии FM появились дисковые тормоза. Вместе с EBS (электронной системой распределения тормозных сил) и компактным ретардером они значительно улучшили тормозную динамику машин.
2000 г. На новой серии FL появилась подушка безопасности и ремни безопасности с преднатяжителями.
2001 г. Дебют нового поколения грузовых автомобилей серий FH и FM. Автомобили оснащают ESP (электронной системой стабилизации движения), предотвращающей складывание автопоезда при торможении, опрокидывание при резком маневре и повышающей безопасность движения при гололеде. Существенно улучшены условия работы водителя.
![]() |
Фронтальный краш-тест двух грузовиков с взаимным перекрытием является самым строгим из производимых в последние годы
Впервые установлены: телефон с функцией hands-free, панель приборов с размещенным в ее центре экраном, закрепленными под рулевым колесом органами управления аудиосистемой и телефоном. Существенно усовершенствована информационная система Dynafleet. Улучшен фирменный моторный тормоз (VEB) и вся тормозная система, автоматически включающая в случае необходимости моторный тормоз и ретардер, а также распределяющая тормозное усилие по осям с помощью электроники. Новые автомобили получили оригинальные головные световые приборы с повышенной эффективностью и долговечностью. Новые сиденья оборудованы интегрированными трехточечными ремнями безопасности и преднатяжителями в качестве заказного оборудования. Противоподкатный защитный брус (FUPS) вошел в перечень стандартного оборудования.
Как известно, существуют два понятия: «активная» и «пассивная» безопасность конструкций автомобиля. Фирма Volvo Trucks уделяет внимание как мероприятиям, связанным с предупреждением дорожного инцидента (которые относятся к «активной» безопасности), так и к минимизации последствий случившейся аварии (что затрагивает сферу «пассивной» безопасности).
![]() |
Стендовые испытания с поворотом кабины на 900 позволяют оценить характеристики ремней безопасности
Отличная обзорность, в том числе назад, которую обеспечивают конструкция и расположение зеркал, мощная головная светотехника, видеокамера заднего обзора, появившаяся в списке заказного оборудования, – все это появилось в результате длительного отбора лучших решений. Не меньше значат климатические условия в кабине, где экипаж, перевозящий груз, нередко проводит несколько суток.
Хорошее отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха стала нормой для современного автомобиля Volvo. Снижению утомляемости водителя в дальних рейсах способствует хорошая эргономика: удобная посадка, оптимально расположенные органы управления, широкое применение электронных устройств управления двигателем, трансмиссией, тормозной системой, – все это снижает напряжение, сопровождающее работу экипажа в дальней дороге. Радикальное снижение утомляемости на грузовиках дает автоматическая трансмиссия.
В течение десятилетий специалисты изучали последствия самых различных аварий, мгновенно выезжая на место катастрофы и опрашивая свидетелей. Техническое состояние грузовиков и автобусов Volvo внимательно изучалось. Так накапливался опыт, необходимый для создания безопасных конструкций
![]() |
Шум и вибронагруженность в кабине также негативно воздействуют на безопасность вождения. Широкомасштабные исследования по снижению вредного воздействия на человека шума от главного его источника – дизеля, выдвинули Volvo на одно из первых мест в мире. Последним по времени достижением компании, способствующим безопасности маневрирования автопоездов в различных дорожных условиях, стала система ESP (электронная система динамической стабилизации движения), дополняющая тормозную систему и воздействующая на каждое колесо автопоезда.
Специалисты Volvo по пассивной безопасности различают аварии, произошедшие с одним грузовиком, и те, в которых участвуют два автомобиля. Наиболее распространенные аварии первого типа – сход машины с трассы (35%) и опрокидывание (12%). Лобовое столкновение двух грузовиков произошло в 20% случаев, удар одним грузовиком другого сзади – 20%. И, наконец, 10% – лобовые столкновения легкового автомобиля и грузовика.
![]() |
Ни одна компания мира не проводит та
кого количества натурных краш-тестов с участием полностью или частично комплектных грузовиков, как Volvo Trucks. При этом большинство из них проводится в специальной лаборатории безопасности, оснащенной по последнему слову техники. Естественно, и многие виртуальные столкновения помогают конструкторам при выборе того или иного технического решения.
Применение высококачественных сталей для каркаса кабины, энергопоглощающих элементов интерьера, ремней безопасности (именно они спасают от смерти 60% водителей, попавших в аварию), подушек безопасности (для них этот процент достигает 94), противоподкатных брусьев – вот главные технические решения современных грузовиков Volvo, продолжающие традиции особого отношения к безопасности, завещанного основателем компании 75 лет назад.