И самосвал, и пятитонник

А. Виноградов

Имя «Тонар» нашим постоянным читателям хорошо знакомо. Полтора года назад эта подмосковная компания заявила о себе как производитель полноразмерных магистральных полуприцепов – тентового и с изотермическим кузовом, на который может монтироваться хладоагрегат собственного изготовления. Напомним, что за 12 лет деятельности завод «Тонар» уже стал известным производителем, предлагающим на рынке широкий спектр малогабаритных прицепов, передвижных торговых точек и еще более солидный ряд изотермических кузовов. Впечатлял и ассортимент выпускающихся холодильных установок разной мощности.

Теперь «Тонар» представил заинтересованной публике еще два новых изделия. Первое – полноразмерный трех-осный полуприцеп-самосвал модели «9523». Его появление было обещано потенциальным заказчикам еще на предыдущей презентации, и вот теперь подмосковные машиностроители выводят самосвал на рынок.

Поскольку конструкторы «Тонара» не имели собственного опыта в разработке столь специфичного изделия, как самосвальная установка вообще и кузов в частности, они обратились за помощью к немецкой фирме Kemp. Правда, в отличие от нее, делать кузов из алюминия не рискнули: он конечно, намного легче, но уж больно дорог. А фактор цены на российском рынке остается весьма актуальным. Да и дороги наши не те.

Среди других особенностей полуприцепа – пневматическая подвеска всех осей. Как сообщил технический директор компании Ю. Вайнштейн, пневмоподвеска легче, надежнее в эксплуатации. Наличие трех осей с односкатной ошиновкой обеспечивает автопоезду несколько меньший расход топлива.

Представленные образцы были укомплектованы гидравлическими устройствами автомобильного типа, традиционными для отечественного самосвалостроения. Но поскольку испытания выявили их крайне низкую надежность, в дальнейшем прицепы оснастят станочными устройствами – менее дорогими и более надежными.

Далее разговор коснулся уже выпускающихся полноразмерных прицепов, что не удивительно, поскольку ездят на тех же осях, что и самосвал. «Тонар» постоянно наращивает выпуск как осей грузоподъемностью 10 т, так и многотоннажных прицепов. Постепенно совершенствуются и уже завоевавшие приверженцев «магистральники». В частности, они стали легче и надежнее, а холодильная установка полноразмерного рефрижератора теперь комплектуется более надежным и экономичным инжекторным мотором ВАЗ-2108.

Возвращаясь к самосвалу, заметим, что такие полуприцепы весьма популярны, в частности, у дорожников, благо позволяют получить очень высокие темпы укладки асфальта. Незаменимы они и на ряде других строительных работ.

Второй полуприцеп как бы заполняет огромный разрыв, образовавшийся между стартовой продукцией «Тонара» – прицепам к легковым автомобилям, и полноразмерными «фурами». Он имеет грузоподъемность 5 т и предназначен для буксировки «Бычком». Полуприцеп выпускается как с бортовой платформой, так и в тентовом варианте.

От «Бычка» полуприцеп получил колеса с шинами и тормозные механизмы. Привод тормозов – пневмогидравлический, с регулятором тормозных сил. Подвеска, в отличие от «старших братьев», обычная рессорная, правда, дополнена гидравлическими амортизаторами. Длина кузова 8,2 м делает полуприцеп привлекательным для перевозки пиломатериалов к малоэтажному строительству, и кроме того, гарантирует хорошее использование грузоподъемности при транспортировке наиболее массовых видов груза.

Поскольку седельный тягач на шасси «Бычка» пока еще остается большой редкостью, на «Тонаре» по договоренности с АМО ЗИЛ готовы провести соответствующее переоборудование автомобиля заказчика. В дальнейшем подмосковные конструкторы мечтают заменить пневмогидравлический привод тормозов пневматическим. Впрочем, целесообразность такого шага покажет время.

Нужно заметить, что в нашей стране последние пятитонные полуприцепы работали с тягачами ГАЗ-51П и выпускались одновременно с ними. Между тем, размер этот, пусть и не самый массовый, но совершенно необходимый. Во всяком случае, в Западной Европе аналогичные полуприцепы пользуются устойчивым спросом. Что же до отечественного рынка, то его размеры пока остаются неопределенными, поскольку до появления этого «Тонара» весь спрос на них оставался в категории «скрытый». Пожалуй, самое слабое место пятитонника – его ориентация на одного лишь «Бычка». Правда, в рассказе о прицепе прозвучало, что «его грузоподъемность была ограничена...», а значит, она может быть и больше. Что же до тягача, то в близкой к «Бычку» размерности пытаются работать и минчане, и нижегородцы, и даже челнинцы. Так что у пятитонника есть все шансы разрастись в обширное семейство.

В заключение поздравим «Тонар» с дебютантами. И еще порадуемся примеру растущего в новых условиях промышленного предприятия под названием «Тонар».