Гусеничные экскаваторы (ч. 1)

Постреанимационный синдром

Леонид Малютин
Заводы рапортуют о росте производства. Так, «Тверской экскаватор» за 9 месяцев 2010 г. увеличил производство колесных экскаваторов на 40%, гусеничных – на 128%, машинокомплектов – на 130%. Звучит оптимистично. Больной, в смысле экономика, выжил, хотя и побывал у реаниматологов, и его состояние можно охарактеризовать как «стабильно тяжелое». Пока рано говорить, пойдет ли он на поправку, но в течение года экскаваторные заводы работали, а некоторые до того осмелели, что даже участвовали в выставках.
Ковровский ЕТ-18LC
Тверской ЕТ-20
Опытный образец ЕТ-30 на «СТТ-2007»
Презентация ЕТ-26 на «СТТ-2007»
ЕТ-25 тверской сборки. Съемка 2006 г.
ЭО-4225А-071 «Ковровец» – предшественник ЕТ-26
«КРАНЭКС»
«КРАНЭКС» ЕК270LC
«КРАНЭКС» ЕК450FC
«КРАНЭКС» ЕК400
«КРАНЭКС» ЕК270LC
«Эксмаш» Е180R LC
«Уралвагонзавод» ЭО-5126
Перспективный экскаватор ЭО-41211
ЭГП-230 ЧЕТРА

Из отечественных заводов – производителей строительных гусеничных экскаваторов массой до 70 т возвращаются к полноценной жизни «ТВЭКС», «КРАНЭКС», «Эксмаш», «Уралвагонзавод». Технологическое оборудование не пережившего пандемию Ковровского завода перенесено в Тверь. «ТВЭКС» быстро наладил на своей площадке производство гусеничных экскаваторов моделей ЕТ-14, ЕТ-16, ЕТ-18, ЕТ-20 и ЕТ-26, что не так сложно, учитывая, что поворотные платформы гусеничных и колесных экскаваторов унифицированы, а Тверской завод и раньше занимался сборкой гусеничных машин, хотя и не полной линейки.

Платформа гусеничного экскаватора ЕТ-14 унифицирована с колесным ЕК-14. Масса за счет гусеничной тележки увеличилась до 14 800 кг. С этой моделью работает модульная концепция Группы ГАЗ – заказчик может укомплектовать экскаватор, исходя из технологии своего производства и размера кошелька. Предусмотрены три основные комплектации: с двигателем Д-245 мощностью 77,5 кВт и отечественной гидроаппаратурой, с двигателем Д-245 и аппаратурой Bosch Rexroth и с двигателем Perkins 1104C-44-TA мощностью 90,5 кВт и аппаратурой Bosch Rexroth. На выбор несколько комплектаций рабочего оборудования – рукояти длиной 1,9; 2,2; 2,8 и 3,4 м, ковши вместимостью 0,65; 0,5; 0,4 и 0,32 м3. На экскаватор также могут быть навешены рыхлитель, гидромолот или грейфер.

Платформа ЕТ-16 унифицирована с ЕК-16. Масса гусеничного экскаватора – 15 600...15 800 кг. На выбор заказчика – двигатели Д-245 мощностью 77,5 кВт, Perkins мощностью 90,5 кВт, гидросистема, построенная на отечественных или импортных агрегатах, четыре варианта рукоятей длиной 1,9; 2,2; 2,8 и 3,4 м, ковши вместимостью 0,65; 0,5; 0,4 и 0,32 м3.

У гусеничного экскаватора ЕТ-18 массой 18 500 кг общая платформа с колесным ЕТ-18 и такой же выбор агрегатов – Д245 или Perkins, отечественная или импортная гидроаппаратура. Для ЕТ-18 предусмотрены рукояти длиной 2,2; 2,8 и 3,4 м и ковши вместимостью 1,0; 0,65 и 0,77 м3. Экскаватор ЕТ-18 предлагают также в модификации ЕТ-18LC с удлиненной гусеничной тележкой.

Поворотная платформа и рабочее оборудование гусеничного экскаватора ЕТ-20 массой 20 500 кг унифицированы с колесным ЕК-20, причем в 2007 г. разработали гусеничную модель, а затем на ее основе колесную. С переходом в следующую весовую категорию меняется агрегатная база. На выбор покупателя – три базовые комплектации: с ярославским двигателем ЯМЗ-236Г5 мощностью 110 кВт, гидроаппаратурой ПСМ или Bosch Rexroth. В проект экскаватора закладывалась возможность установки двигателя Deutz. Экскаватор оснащен моноблочной стрелой и рукоятью длиной 2,4 м, обеспечивающей радиус копания 9,5 м и глубину копания 6,3 м. На выбор – ковши вместимостью 1,0; 0,65 и 0,77 м3. Завод также выпускает модернизированные экскаваторы. Так, в Узбекистан поставили экскаваторы для мелиорации. Для них увеличили длину рукояти до 6800 мм, что позволило увеличить и радиус копания до 15 м, а глубину копания – до 11 м. Для улучшения устойчивости в конструкции модели использована ходовая тележка с шагом цепи гусеничной ленты 203 мм и увеличен противовес.

Для ЕТ-26, «старшей» на сегодня модели гусеничного экскаватора Группы ГАЗ, массой 27 000...27 500 кг нет колесного аналога. ЕТ-26 представляет собой глубоко модернизированный ковровский ЭО-4225А-071. Его поворотная платформа и рабочее оборудование уникальны, но по многим комплектующим он унифицирован с «младшими» тверскими экскаваторами. В базовую комплектацию входят двигатель ЯМЗ-236М2 мощностью 132 кВт и российская гидравлика. Кроме базовой предусмотрена улучшенная комплектация с гидравликой Bosch Rexroth и двигателем Perkins или Deutz. По мощности гидросистемы, по рабочим характеристикам – радиусу копания экскаватора 10,1 м, глубине копания 6,52 м ЕТ-26 превосходит предшественника. Основной ковш – вместимостью 1,25 м3, возможна также навеска ковшей 0,65 и 0,77 м3.

До начала производства ЕТ-26 на тверском заводе собирали экскаватор ЕТ-25 массой 26 500 т с двигателем ЯМЗ-236Г5 или Perkins с близкими рабочими характеристиками. Для устранения внутренней конкуренции ЕТ-25 снят с производства. На выставке «СТТ-2007» Группа ГАЗ показывала перспективную 30-тонную модель ЕТ-30, но проект отложили до лучших времен.

Объемы производства ОАО «МК КРАНЭКС» на первый взгляд невелики. Предприятие и в лучшие годы выпускало около трехсот экскаваторов. Однако при этом модельный ряд ивановской компании в сегменте гусеничных экскаваторов среди российских производителей самый широкий – семь базовых гусеничных моделей в самом массовом по спросу диапазоне от 23 до 45 т. «КРАНЭКС» использует более качественные импортные комплектующие, что сказывается на цене. Несмотря на это продажи на рынке как в кризисном 2009-м, так и в 2010 г. в сегменте гусеничных экскаваторов среди российских производителей были самыми высокими, хотя по уровню производства «КРАНЭКС» уступил первенство «Тверскому экскаватору». На базе компании «КРАНЭКС» создано совместное предприятие «КРАНЭКС–KOMATSU», где изготавливают металлоконструкции и для экскаваторов КРАНЭКС, и для заводов KOMATSU в Ярославле и Великобритании.

Модель EK240 появилась в результате модернизации EK230. Экскаватор массой 23 000 кг оснащен 6-цилиндровым двигателем Deutz BF6M2012C мощностью 127 кВт, гидроаппаратурой Bosch Rexroth и Hydrauto, нижний ход – Italtractor. Глубина копания с рукоятью длиной 2,05 м составляет 6,4 м, с рукоятью 3,05 м – 7 м. Экскаватор работает с ковшами вместимостью от 0,3 до 1,5 м3, вместимость стандартного ковша – 1,1 м3. Несущие металлоконструкции выполнены из стали 10ХСНД, ковши – из стали Hardox.

Для работы на слабонесущих грунтах предназначена модель экскаватора EK240LC массой 24 100...25 400 кг в зависимости от ширины башмаков удлиненной гусеничной тележки. Экскаватор работает с ковшами вместимостью от 0,3 до 1,5 м3, вместимость стандартного ковша – 1,2 м3.

Модель EK270LC массой 27 700...31 000 кг завод выпускает с 2004 г. В его комплектацию входят двигатель ЯМЗ-236М2 мощностью 132 кВт или Isuzu мощностью 132 кВт, гидроаппаратура Bosch Rexroth, Haldex и Hydrauto, редукторы ходовой части Trasmital Bonfiglioli. Экскаватор работает с ковшами вместимостью от 0,3 до 1,75 м3, вместимость стандартного ковша – 1,25 м3. Глубина копания с рукоятью длиной 2,4 м составляет 6,3 м, с рукоятью 3,2 м – 7 м, с рукоятью 4,2 м – 7,7 м.

Следующая модель – EK270SL является отдельной разработкой компании, комплектующие которой аналогичны комплектующим экскаватора EK270LC, но в EK270SL применяются другие металлоконструкции, способные выдержать повышенные нагрузки при использовании сверхдлинного рабочего оборудования. Эта модель создана для очистки русел рек и водоемов от грязи, отложений ила, выравнивания дорожных откосов при строительстве дорог, а также для других видов мелиоративных и строительных работ, где требуется удаленная подача ковша. На экскаватор устанавливают ковши вместимостью от 0,3 до 0,4 м3 (прямоугольный, планировочный и зачистной). Радиус копания составляет 18 м.

Модель EK330 массой 32 000 кг запущена в серию в 2006 г. В ее оснащение входят 6-цилиндровый двигатель Deutz BF6M1013FC мощностью 183 кВт, импортные компоненты гидросистемы и ходовой части. Экскаватор работает с ковшами вместимостью от 0,3 до 1,9 м3, вместимость стандартного ковша – 1,5 м3. На выбор два варианта рукоятей – длиной 2,55 и 3,2 м, обеспечивающих глубину копания 6,8 и 7,4 м.

«Старшую» модель строительной линейки EK400 массой 42 000 кг компания выпускает с 2004 г. Она может быть оснащена как двигателем ЯМЗ-238Б мощностью 220 кВт, так и по желанию покупателя японским двигателем Isuzu мощностью 235 кВт. Гидроаппаратура – Bosch Rexroth, Haldex и Hydrauto, нижний ход – Italtractor или Valuepart. Глубина копания с рукоятью длиной 2,9 м составляет 7,4 м, с рукоятью 3,4 м – 7,8 м. Экскаватор работает с  ковшами вместимостью от 0,8 до 3,0 м3, вместимость стандартного ковша – 1,9 м3.

EK400SL разработан на базе экскаватора EK400, с переработанными металлоконструкциями, способными выдержать повышенные нагрузки, вследствие использования сверхдлинного рабочего оборудования. Модель создана для мелиоративных и строительных работ, где требуется удаленная подача ковша. На экскаватор устанавливаются ковши вместимостью от 0,4 до 0,8 м3 (прямоугольный, планировочный и зачистной). Радиус копания – 18 м.

Модель EK450FS (Front Shovel) является на данный момент самой тяжелой в модельном ряду и применяется как в строительной, так и в добывающей отрасли. Первые серийные модели выпущены в 2006 г. Экскаватор по желанию клиента оснащают или двигателем ЯМЗ-238Б, или Isuzu мощностью 235 кВт. Гидроаппаратура – Bosch Rexroth, Haldex и Hydrauto, нижний ход – Italtractor или Valuepart. Рабочее оборудование – «прямая лопата» с ковшом 2,6 м3.

Предприятие также работает над оснащением экскаваторов разным навесным оборудованием – гидромолотами разных модификаций, ковшами собственного производства – планировочными, скальными, усиленными, профильными и др., шнековыми бурами, гидравлическими ножницами и др. В планах компании «КРАНЭКС» – расширение модельного ряда как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения массы экскаваторов, усиление работы в области логистики запасных частей и многое другое.

Из старой линейки гусеничных экскаваторов ФГУП ПО «Уралвагонзавод» оставил проверенный временем 32-тонный ЭО-5126, который отличается высокой надстройкой над моторным отсеком – установлен ярославский дизель, требующий объемного моторного отсека как для самого двигателя, так и для узлов систем питания, выпуска и охлаждения. Глубина копания экскаватора составляет 6,2 м. Завод предлагает башмаки шириной 600 и 900 мм, болотоходную гусеницу, несколько вариантов ковшей вместимостью 1,0; 1,5 и 1,8 м3, ковш-перевертыш, зуб-рыхлитель. Предусмотрена возможность навески гидромолота.

На выставке «СТТ-2010» предприятие представило перспективную модель ЭО-41211, призванную сменить ЭО-4126. Экскаватор разработан Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения и отличается более эстетичным внешним видом. Масса экскаватора – 23 000 кг, вместимость основного ковша – 0,85 м3. По рабочим характеристикам он превосходит предшественника, хотя и легче на 6 т: глубина копания – 7,35 м, радиус копания – 10,4 м. Экскаватор оснащен 6-цилиндровым двигателем Deutz BF6L2012C мощностью 125 кВт, гидроаппаратурой Bosch Rexroth. Интерьер и остекление кабины порадуют оператора. Сведения о начале серийного производства экскаватора пока не поступали.

Тверское предприятие «Эксмаш» свою первую и единственную модель гусеничного экскаватора Е180R LC представило в 2007 г. Экскаватор массой 18 000 кг выделялся среди отечественных конкурентов плавными линиями рабочего оборудования и надстроек. В комплектации широко использованы импортные компоненты – 4-цилиндровый двигатель Deutz BF4M2012C мощностью 87 кВт, гидроаппаратура Bosch Rexroth, агрегаты трансмиссии Italtracktor. Гидропривод выполнен по схеме LUDV фирмы Bosch Rexroth, обеспечивающей неограниченное количество совмещений в рабочем цикле, высокую точность выполнения операций и минимальные потери мощности. Глубина копания экскаватора с моноблочной стрелой и рукоятью длиной 2,5 м составляет 6,1 м, радиус копания – 8,6 м. Вместимость основного ковша – 0,65 м3. На выбор покупателя предлагают механическое устройство быстрой смены навески, планировочный ковш вместимостью 0,65 м3, профильный ковш вместимостью 0,8 м3, зуб-рыхлитель, гидромолот, двухчелюстной грейфер, полноповоротный 4-челюстной грейферный захват. Несмотря на молодость, относительно небольшие масштабы и импортную комплектацию, дела у предприятия в 2010 г. шли неплохо. В 2008 г. «Эксмаш» выпустил 55 колесных и гусеничных экскаваторов, в 2009 г. – 30 экскаваторов, из них 3 гусеничных. Только за первое полугодие 2010 г. завод получил заказы на 30 экскаваторов, из них на 4 гусеничных. Всего в планах на 2010 г. значились 126 колесных и гусеничных экскаваторов.

В 2010 г. влиться в когорту производителей экскаваторов вознамерился концерн «Тракторные заводы». Свои намерения концерн продемонстрировал на выставке «СТТ-2010» посредством опытного образца ЭГП-230 ЧЕТРА, внешне похожего на экскаватор «Уралвагонзавода». ЭГП-230 массой 23 600 кг оснащен двигателем Sisu Diesel 66 CTA-2V мощностью 129 кВт. Свой демарш «Тракторные заводы» объясняют острой необходимостью в полной линейке экскаваторов для нефтяного, горного, строительного и коммунального направления своего машиностроения. Двигатели Sisu тоже надо для чего-то приспособить, раз купили на них лицензию.

Если сравнить типоразмерные ряды отечественных и зарубежных производителей строительных экскаваторов, нетрудно увидеть ограниченность, фрагментарность предложения российских заводов. «ТВЭКС» предлагает пять базовых моделей от 14 до 27 т, «КРАНЭКС» – 7 базовых моделей от 23 до 42 т (горный не в счет), «Уралвагонзавод» – одну ретромодель 32 т, «Эксмаш»  – одну в 18 т. «Тракторным заводам» еще предстоит подтвердить свои намерения фактами. Выбор стрел, рукоятей, навесок также пока далек от того разнообразия, что предлагают западные фирмы, выпускающие развитые линейки как гусеничной, так и колесной техники, типоразмерные ряды которых простираются от 1 до 70 т, и сопровождают их разнообразной комплектацией. К этому стоит добавить вопросы проработанности конструкции, качества, надежности и ресурса отечественной продукции, уровень сервиса и снабжения запчастями. Не надо удивляться, что импорт экскаваторов обогнал внутреннее производство. Примем во внимание и то, что ведущие западные компании начали производство экскаваторов на территории России.

(Окончание следует)

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи