Гусеничные экскаваторы Daewoo
Дети солнца
Daewoo Heavy Industries & Machinery (DHIM) с поистине восточной невозмутимостью, не потеряв достоинства, преодолела затяжную экономическую стагнацию, постигшую в результате кризиса 1997 года страны Юго-Восточной Азии, в том числе Корею. Во всяком случае, слияние Daewoo с Doosan Group – не акт отчаяния, как у обанкротившегося подразделения легковых автомобилей Daewoo (ныне Chevrolet), а осознанный, взвешенный шаг, направленный на активное развитие компании и дальнейшую экспансию на внешние рынки, включая Россию, где техника DHIM хорошо себя показала и находит все больше сторонников. На первом этапе ее будут поставлять под совместной торговой маркой Daewoo-Doosan с перспективой замены на Doosan.
Solar 225LC-V |
К чести корейских бизнесменов, они серьезно относятся к российскому рынку. Экскаваторы, фронтальные погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом поставляют с бельгийского завода компании, автобетононасосы – из Кореи. Причем доступен полный модельный ряд без исключений, в отличие от практики многих корпораций. Номенклатура европейского завода несколько у’же, но можно легко заказать приглянувшуюся модель в Корее. Кроме того, компания придерживается политики единой базовой комплектации для всех рынков, без каких-либо «урезаний» для неразвитых стран, чем опять же грешат некоторые производители.
Российский покупатель получает всё, что перечислено в описании модели, плюс всё, что пожелает из дополнительного оборудования. В регионы с холодным климатом технику поставляют в северном исполнении, т. е. не только с предпусковым обогревателем и проточным обогревателем топлива, но с заменой стандартных резинотехнических изделий, узлов гусеничной тележки на изготовленные из морозостойких материалов, с соответствующими маслами и техническими жидкостями, а также автономным отопителем кабины. Техника Daewoo прошла проверку в Ханты-Мансийском АО, на севере Красноярского края, в Кемеровской и Томской областях.
Solar 300LC-V |
Семейство гусеничных экскаваторов Daewoo Solar, о котором пойдет речь, уже отметило полувековой юбилей, а сегодня с конвейера сходит пятое поколение. Как бы в подтверждение названия Solar («солнечный») компания окрашивает свои машины в ярко-оранжевый цвет. Завод в Бельгии выпускает четыре модели массой от 13 до 25 т, в том числе две с удлиненной стрелой и одну специализированную – для разрушения с трехсекционным рабочим оборудованием, подъемной кабиной и дополнительной гидравликой. Остальные модели экскаваторов и погрузчиков производит завод в Корее. Экскаваторы выполнены в «классической» компоновке: полноразмерная полноповоротная платформа, поперечно расположенный двигатель, радиаторы по левому борту и насосный отсек – по правому, Х-образная гусеничная тележка коробчатого сечения с гидравлическим приводом задних ведущих колес и кабиной, вынесенной вперед, за опору стрелы.
Для всего модельного ряда применяют три рядных шестицилиндровых дизеля собственного производства, отвечающих требованиям текущих экологических нормативов EPA Tier 2 и EU Stage 2. Модели массой от 13 до 26 т (Solar 140LC-V...255LC-V) оснащены дизелем DHI DB58TIS рабочим объемом 5,785 л с различными исполнениями интеркулера.
Дизель DB58TIS (225LC-V), 6 л |
В зависимости от модели применены системы охлаждения наддувочного воздуха либо жидкостью, либо воздухом. На остальных, более мощных и тяжелых моделях установлен интеркулер с воздушным охлаждением. На 30-тонный Solar 300LC-V и его модификации (с удлиненной стрелой и для разрушения) ставят дизель DE08TIS объемом 8,071 л, на «старшие» модели (Solar 340LC-V...500LC-V) – DE12TIS объемом 11,051 л.
Двигатель, гидросистема и органы управления связаны между собой электронной системой e-EPOS (Electronic Power Optimizing System). Электронный «мозг», размещенный под сиденьем оператора, легко вынимается, если отвернуть четыре болта. Весьма привлекательная особенность экскаваторов Solar – полное сохранение функциональности при выходе электроники из строя, чего, кстати, в практике их эксплуатации в России не случалось. Экскаватор продолжит работать, как до эпохи компьютеризации, хотя его производительность и экономичность снизятся. Кроме того, регулятор частоты вращения двигателя продублирован тросиком, установленным в кабине.
Конструкторы значительно упростили управление, сократив число рабочих режимов до двух. В четвертом поколении их было три, в третьем поколении – целых семь! Кто мог понять разницу между Levelling I mode и Levelling II mode, а главное, использовать их в реальной жизни? Теперь всё просто и понятно.
Механизм поворота платформы |
Есть универсальный режим копания и режим рытья траншеи, при котором активно задействован механизм поворота платформы. А все нюансы отрабатывает электроника. Как это реализовано? Если взять гидравлическую схему экскаватора предыдущего поколения, то в ней один насос питает мотор правой гусеницы, гидроцилиндры ковша и стрелы, второй насос – левую гусеницу, рукоять, механизм поворота и дополнительную гидролинию. В пятом поколении всё сложней. Разделение функций между насосами осталось (поэтому при отказе электроники всё продолжит работать), но потоки рабочей жидкости от обоих насосов могут совмещаться и направляться к исполнительному органу, требующему в данный момент больше мощности. Таким образом, максимально используется мощность двигателя.
Магистрали стрелы и рукояти защищены гидрозамками, но они не спрятаны внутри платформы, а вынесены наружу – на гидроцилиндры. Экскаватор в обязательном порядке комплектуют однопроводной гидроразводкой для гидромолота и дополнительной секцией распределителя, которая управляется кнопкой на правом джойстике. Если планируется, что экскаватор будет работать с гидроножницами, вторую гидролинию, секцию распределителя и педаль управления лучше заказать сразу у официального дилера, чтобы их смонтировали на любой ближайшей к вам технической базе.
Отсеки левого борта |
Универсальная удлиненная гусеничная тележка давно входит в стандартное оснащение, под заказ возможна установка тележки с зауженной или, наоборот, расширенной колеей. На выбор – не менее четырех вариантов, различающихся шириной башмаков. Катки гусеницы заполнены смазкой на весь срок службы. Гусеничная цепь натягивается традиционно – в механизм натяжения шприцем нагнетают смазку. Примечательно, что раму тележки после сварных работ подвергают низкотемпературному отжигу для снятия внутренних напряжений. Аналогичную процедуру проходят и стрелы. Как правило, на выбор – один вариант моноблочной стрелы, два-три варианта рукоятей разной длины и несколько вариантов ковшей различной конфигурации. К нижней поверхности рукоятей приварены стальные прутки, защищающие от повреждений камнями или кусками железобетона. Снизу на корме предусмотрено посадочное место под дополнительный противовес.
Кабина для всех моделей одинаковая – на четырех вибропоглощающих гидравлических опорах. За счет большой, почти панорамной площади остекления и выноса кабины вперед за опору стрелы обеспечен хороший обзор и по сторонам, и вверх, через люк. Надстройка платформы выполнена так, чтобы не заслонять обзор справа. За происходящим за кормой можно следить по боковым зеркалам заднего вида.
Современная комфортабельная кабина |
Ветровое стекло на полную высоту кабины состоит из двух частей. Верхняя часть поднимается под потолок вместе со стеклоочистителем. Нижнее стекло можно вынуть и положить за кресло. Облицовка кабины выполнена из твердых пластиков серых, не раздражающих глаз тонов. Кресло с подлокотниками и консоли управления установлены на подвижной платформе. Кресло регулируется по наклону спинки и сиденья, а его пневматическая подвеска – по массе оператора. Перемещая кресло по салазкам, можно отрегулировать его положение относительно джойстиков, а передвигая вперед-назад платформу целиком –добиться удобного положения относительно рычагов хода. Таким образом, в кабине с комфортом устроится оператор любого роста и комплекции.
Микроклимат поддерживает система отопления и кондиционирования, входящая в стандартную комплектацию. Кабина не перегружена органами управления и индикаторами, вся необходимая оператору информация выводится на пульт управления с LCD-дисплеем. При запуске двигателя система e-EPOS тестирует машину, выводит на дисплей и запоминает результаты. Подключив к контроллеру ноутбук с диагностической программой, специалист сервиса считает сохраненные данные и проведет полное тестирование машины, что позволит быстро определить неисправность.
Компьютерный блок под креслом |
Продуманы условия для простого и безопасного ежедневного и периодического обслуживания. В целях предотвращения травматизма вентилятор забрали круговой решеткой, а на турбокомпрессор установили тепловой экран. Точки ежедневного обслуживания легко доступны: под капотом двигателя – масляный щуп, рядом с капотом – сапун гидравлического бака, который по окончании смены нужно отвернуть для выравнивания давления. Здесь же, на платформе у опоры стрелы, щупом проверяют уровень масла в поворотном редукторе. Датчик уровня топлива дублируется мерной трубкой. Увеличен промежуток между масляным радиатором и радиатором системы охлаждения для удобства их очистки. Точки смазки шарниров стрелы и рукояти сгруппированы и выведены к опоре, хотя система централизованной смазки была бы более уместна, особенно на «старших» моделях.
В топливную систему включен прозрачный фильтр-водоотделитель. О присутствии в нем воды можно судить по подъему красного кольца. Но лучше этого не дожидаться, а ежедневно сливать отстой и полностью заправлять топливный бак, чтобы за ночь в нем не образовывался конденсат.
Гидрозамки на цилиндрах стрелы |
Для смены масла в двигателе не надо отворачивать никаких пробок – масло сливают через легко доступный клапан с краном и съемным шлангом. Данные о проведенном обслуживании вводят в систему e-EPOS, и та сама отслеживает время следующего обслуживания.
Тестирование 25-тонного экскаватора Solar 255LC-V оставило впечатление мощи в сочетании с простотой, легкостью и точностью управления. Машина работала без напряжения, легко вынимая кубометры грунта. Управление быстро освоит и начинающий оператор, а для человека, работавшего на экскаваторах других производителей, это вообще не составит труда.