Зачем мусоровозу кран? (ч.2)

Мусоровозы для заглубленных контейнеров

И. Варывдин
Во второй части статьи рассматриваются варианты мусоровозов с КМУ, сочетающие работу с подземными контейнерами и устаревшими способами сбора отходов.
 
 
 
Мусоровоз с КМУ Hiab и оборудованием с боковой загрузкой Ряжского АРЗ на шасси КамАЗ-6520
Мусоровоз с КМУ Ferrari и оборудованием с боковой загрузкой от «Арзамас-Коммаш» на дорожном шасси «Урал»
Модернизация мусоровоза б/у с помощью установки на кузове КМУ «В-Кран»
Универсальный мусоровоз с задней загрузкой на шасси Scania серии P с  лебедкой и КМУ
КМУ Palfinger Crane серии Performance – «сильный аргумент» для любого мусоровоза!
Мусоровоз c боковой загрузкой производства КЭМЗ с КМУ Ferrari
 

Ну что говорить об этих европейцах, они ведь запросто могут поставить даже на баржу пресс-компактор и КМУ, и все для того, чтобы вывозить мусор с какого-нибудь малообитаемого острова. По-нашему читай – с готового полигона. И пока у нас не будет аналогичного европейскому соотношения сырье–человек, ожидать подобного западному стремления максимально перерабатывать бытовые и промышленные отходы нет смысла. То же и с материалом заглубленных контейнеров: у нас не тот изначальный уровень культуры и доходов людей в целом, а то, что мы страна Пушкина, подтверждают те же площадки для ТБО, его книги туда периодически выбрасывают. Но несмотря на все местные особенности, применение пусть самых простых заглубленных контейнеров из полипропиленового мешка уже оказывает влияние на культуру сбора отходов у населения. Простой пример из недавнего прошлого. В открытый «квадратный» контейнер емкостью 0,75 м3 запросто могли накидать доверху битого кирпича. Общий вес бака переваливает за тонну, а грузоподъемность манипулятора для боковой загрузки от силы 75 кг. А уж какие двери и диваны находят время от времени в контейнерах-«лодочках», когда приезжают разгружать их мусоровозом с задней загрузкой с портальным погрузчиком! Никакие таблички о том, что данные баки лишь для бытового мусора, не помогают, но вот появились «подземные» контейнеры с небольшими люками под «пакет» – сразу строительные отходы и упаковочный материал стали складывать отдельно, в бак ведь они больше не влезают!

Так постепенно в России сложилась ситуация, что, с одной стороны, активно набирают популярность заглубленные «грибочки», с другой – сохраняется еще очень большая доля старой, советской инфраструктуры мест сбора ТБО. Где-то из-за инертности местных властей, где-то из-за консервативности населения, а где-то и из-за явной нерешительности перевозчиков. Это факт, что у нас, как нигде в Европе, а тем более в Америке, приходится совмещать совершенно разные способы сбора отходов, что требует применения специальной техники. А собирают ее на основе мусоровозов разных конструкций, и без крана, точнее КМУ, здесь не обойтись. Какие же варианты предлагают производители спецтехники нашим коммунальным службам?

В прошлом номере уже упоминалось довольно распространенное устройство мусоровоза с КМУ из оборудования с задней загрузкой и манипулятора, установленного за кабиной. Если приемную камеру кроме кантователя для евроконтейнеров «во­оружить» портальным погрузчиком, выйдет машина для заглубленных контейнеров и для популярных у нас «лодочек». С этим вариантом у коммунальных служб сегодня большой выбор, практически все производители выпускают такие комплектные мусоровозы, а тон им задают компании, продвигающие как раз краноманипуляторные установки. Здесь, однако, стоит заметить, что мусоровоз с портальным погрузчиком в заднем свесе – это не что иное, как очередной пример российской недальновидности в бизнесе. Нет, дело не в «лодочках» и не в раздельном сборе, пусть они стоят еще двести лет, а полигоны множатся. Дело в том, что расчетливые европейцы такие контейнеры спокойно разгружают с помощью лебедки и не переплачивают за перевозку «балласта» в виде тяжелого портального механизма. Да, без такого погрузчика не справиться с открытыми контейнерами, но собирать в такие бытовой мусор никуда не годится, да и для них существуют специальные автомобили.

Лебедка в отличие от портального погрузчика не препятствует другим способам установки КМУ, в частности монтажу манипуляторов малой мощности на крыше и вблизи приемной камеры мусоровоза с задней загрузкой. Грузоподъемности «удочек» вполне хватает для того, чтобы вытаскивать «чулки» объемом до 3 м3, кроме «лодочек» и «утюжков» мусоровоз позволяет без ущерба разгружать стандартные евроконтейнеры от 0,25 до 1,1 м3, ну и ручная загрузка – куда же без нее в XXI веке! Коммунальное предприятие при таком варианте получает самый универсальный мусоровоз, единственное, что ему будет не по зубам, так это рожденный в СССР стальной контейнер кубической формы объ­емом 0,75 м3, встречающийся в новой России повсеместно.

Чтобы соединить систему сбора ТБО из заглубленных контейнеров с устаревшей инфраструктурой советского прошлого, нужен мусоровоз боковой, точнее, с верхней загрузкой с боковым погрузчиком и кран-манипулятор. Европейские мусоровозы с боковым расположением погрузочного оборудования тут не подходят, а вот краны-манипуляторы, наоборот, импортные КМУ, что называется, «в почете». В отличие от мусоровозов с задней загрузкой просторы для творчества в смысле места установки КМУ здесь ограничены, всего два варианта: за кабиной на раму шасси и на крышу кузова (что сочетается и с вариантом вблизи загрузочной камеры). Монтаж КМУ на раму между кузовом и кабиной – непростое дело, такой мусоровоз требуется проектировать заранее, то есть его нереально переделать из готового. Поэтому мусоровозы с боковой загрузкой с КМУ за кабиной выпускаются, так сказать, с нуля, то есть новые. Часто разработкой таких машин занимаются не сами производители оборудования, а сторонние предприятия, которые по желанию заказчика устанавливают на шасси оборудование с боковой загрузкой, например, производства Ряжского авторемонтного завода или «Арзамас-Коммаша», и любой доступный кран-манипулятор. КМУ, как и на мусоровозах с задней загрузкой аналогичной компоновки, выбирается относительно мощная, и мусоровоз при случае может пригодиться и для других целей. А вот Казанский электромеханический завод, известный производитель автогидроподъемников «АК БАРС», самостоятельно предлагает свои мусоровозы с боковой загрузкой с КМУ марки Ferrari.

Что же касается установки КМУ на крыше машины, тут для установщиков открыты еще большие возможности. Ведь можно не только выпускать новые комплектные мусоровозы, но и модернизировать старые, которых в стране еще довольно много. Так перевозчик получит возможность при минимальных затратах начать постепенный переход на современную инфраструктуру заглубленных контейнеров. И на этот вариант производители кранов-манипуляторов должны бы обратить особое внимание. Ну а к теме заглубленных контейнеров в целом стоит присмотреться тем производителям мусоровозов, что пока не спешат пополнять свой ассортимент строкой «мусоровоз с КМУ». Ведь если, например, к оборудованию с задней загрузкой McNeilus или Faun добавить «сильный аргумент» в виде крана-манипулятора Hiab или Palfinger, собрать все это на хорошем шасси и обеспечить качественный сервис в одном месте, вряд ли заинтересованные люди не заметят такого предложения. Все-таки хочется, чтобы работающие на рынке России компании не только предлагали нам свои передовые идеи, но и учитывали наши местные особенности и реальные запросы работников российской коммунальной сферы.

(Продолжение, начало см. в «ОС» № 5, 2013 г.)

компании по теме статьи
компании по теме статьи