Ломовые лошадки
Государственная программа утилизации грузовиков, которую обещают начать в следующем году, увеличит нагрузку на инфраструктуру сбора, обработки и транспортировки металлолома и «рабочих лошадок» этой отрасли: ломовозам работы прибавится.
Ломовоз на базе шасси Mercedes-Benz с КМУ HIAB
Ломовоз на шасси МАЗ-6303 длиной 5600 мм с крюковым погрузчиком HIAB Multilift LH20S.56
Ломовоз на шасси FAW с гидроманипулятором «Синегорец-75»
«УралСпецТранс»
«УралСпецТранс»
«УралСпецТранс»
Металловоз с КМУ и «мультилифтом»
Щеповоз с КМУ и «мультилифтом»
Цивилизованная ломозаготовительная площадка
Ломовоз на шасси КамАЗ с гидроманипулятором «Атлант-С-90» в «полевых» условиях
Гидроманипулятор Epsilon Palfinger на ломовозе Московского завода опытных конструкций
Площадка со стационарным перегружателем на базе экскаватора
«Велмаш» ЛМ-1
«Велмаш» ЛМ-2
Ломовоз с гидроманипулятором «Атлант-С-100»
Ломовоз с гидроманипулятором «Атлант-С-90»
Для справки напомним основные параметры программы утилизации, инициированной ОАО «КАМАЗ» в конце прошлого года и одобренной Минпромторгом. Согласно сообщению ИА «Транспорт сегодня», программа будет действовать с 2012-го по 2014 г. и распространяться на грузовики массой от 6 т старше 15 лет, которые находятся у последнего владельца не менее полугода. Предполагается, что в год будет сдаваться 38 тыс. грузовиков – по 19 тыс. среднетоннажных и тяжелых. Термины «ломовоз» и «металловоз» синонимичны, ими обозначают одну и ту же технику. «Ломовоз» звучит более по-русски и вызывает ассоциацию с ломовой лошадью. Ломовозы, как следует из названия, перевозят металлический лом. Условия эксплуатации определяют конструкцию и комплектацию ломовоза. Это прежде всего хронический перегруз и экстремальные условия на ломозаготовительной площадке и на площадках сбора лома. Далеко не на всех площадках есть свободное пространство для маневра, подъездные пути и собственные подъемные механизмы, поэтому большинство ломовозов представляют собой серийное автомобильное шасси с самосвальным кузовом и гидроманипулятором. Автомобильное шасси достаточно маневренное и проходимое, особенно если оно с полным приводом. Гидроманипулятор позволяет водителю ломовоза самостоятельно загрузиться, а самосвальный кузов – разгрузиться на площадке. Учитывая, что ломовоз «убивается» за год, на первый план выходит цена. Кузов должен быть прочным – он подвергается всевозможным нагрузкам при загрузке, при движении по дороге и особенно по площадке, а также при разгрузке. Обычно кузов сваривают из листов стали Ст3, боковые стенки – толщиной 3…4 мм, днище – толщиной 4…6 мм. Кузова изготавливают и из более толстых листов – до 8 мм и из стали 09Г2С. Они выдерживают вдвое большие нагрузки, долговечнее, но и дороже. Кузов усиливают ребрами жесткости. В передней части выполняют выемку, в которую укладывается стрела гидроманипулятора. Самосвальные кузова оснащены задними распашными створками для разгрузки. Вокруг них кузов дополнительно усиливают, поскольку здесь размещают опору для стрелы гидроманипулятора. Вместимость кузова в зависимости от грузоподъемности и длины шасси составляет от 21 до 33 куб.м, угол подъема – 45…50°. Компания «УралСпецТранс» серийно изготавливает металловозы на шасси КамАЗ-65115 с колесной формулой 6х4. Особенностями данного шасси являются рестайлинговая кабина, современный надежный двигатель Cummins мощностью 300 л.с. и коробка передач производства фирмы ZF. Новая кабина отличается повышенной комфортностью и отвечает современным требованиям безопасности. Улучшенная панель приборов изготовлена из пенополиуретана, что делает конструкцию более легкой и безопасной. Панель приборов с антибликовым покрытием оснащена графическим дисплеем, стрелочными указателями и удобной комбинацией контрольных сигнализаторов. На данном автомобиле установлен кузов увеличенной вместимости – 28,5 м3. Толщина его стенок – 4…5 мм, толщина пола – 5…6 мм, это обеспечивает оптимальное соотношение надежности конструкции и массы кузова. В конструкции кузова используется сталь 09Г2С. Наличие одинарной задней створки обеспечивает лучшую безопасность при разгрузке лома по сравнению с двустворчатой конструкцией. Грейфер можно укладывать и снаружи, и внутри кузова. Гидроманипулятор ОМТ-97М («Велмаш») укомплектован насосом повышенной производительности и гидравлическим распределителем RM-316 фирмы Nord Нydraulic (Швеция) с увеличенной пропускной способностью гидравлической жидкости. Специально разработанная для манипулятора гидравлическая схема обеспечивает более плавное управление и дает возможность оператору уверенно совмещать несколько операций, а следовательно, существенно сократить время загрузки лома. В стандартную комплектацию гидроманипулятора входит тент для защиты оператора от атмосферных осадков. Самосвальный кузов может быть представлен в более дорогом и сложном исполнении – с подъемным механизмом с крюковым захватом («мультилифтом»), при этом ломовоз становится более мобильным, но теряет во вместимости и грузоподъемности (г/п) из-за утяжеления шасси механизмом «мультилифта», а также увеличивается срок его окупаемости. Эксплуатация такого ломовоза целесообразна совместно с парком сменных кузовов и других автомобилей, оборудованных «мультилифтом». Стоит также учесть, что длина кузова для «мультилифта» строго регламентирована производителем. Cargotec продолжает радовать российских потребителей своими новыми моделями техники. На этот раз в сотрудничестве с дилером – компанией ООО «Ломовоз» – выпущен ломовоз на шасси МАЗ-6303 длиной 5600 мм с крюковым погрузчиком HIAB Multilift LH20S.56 для погрузки лома. Данный вид техники широко применяется в Европе, однако для России подобное оборудование уникально. Крюковый погрузчик LH20S.56 г/п 20 т имеет точную систему пневмоуправления и литые детали в узлах, подвергающихся наибольшей нагрузке. Из дополнительных опций на «мультилифте» установлены цилиндры блокировки задней тележки. Данный «мультилифт» входит в линейку LH, предлагающую погрузчики г/п от 16 до 26 т. Модельный ряд LH запущен в производство в 2009 г. Погрузчики LH подходят для установки на российские грузовые автомобили и для работы с бункерами разной длины – от 4900 до 6100 мм, что делает продукцию финского завода доступнее российским компаниям. По отзывам клиентов, погрузчики HIAB Multilift служат бесперебойно до 15 лет, и ремонт сводится к замене фильтров, которые поставляют со складов в Петербурге и Москве. Заказчики данной техники по достоинству оценили низкую стоимость владения и длительный срок ее службы. Компания «Карготек РУС» совместно с Автомобильной корпорацией «ГРУЗОМОБИЛЬ» и Mercedes-Benz представляют уникальный проект – ломовоз с прицепом и краном-манипулятором HIAB 14000 с грейферным захватом. Это первый в России ломовоз с подобными характеристиками. Проект реализован на базе шасси Mercedes-Benz 4141. Спецтехника оснащена самосвальным кузовом вместимостью 24 м3. Прицеп-ломовоз T83060 имеет г/п 16 т, вместимость кузова – 35 м3. Грузоподъемность КМУ HIAB 14000 на вылете 2,5 м – 5 т и на вылете 8,6 м – 1,6 т. Управление КМУ осуществляется с кресла, имеются гидравлический привод раздвижения аутригеров и гидравлическая система защиты от перегрузки. Надежный кран-манипулятор хорошо подходит для работы в российских климатических условиях. Ломовозы со стационарными, не самосвальными кузовами применяют, когда площадка сбора металлолома оборудована собственным подъемным механизмом с грейферным захватом или электромагнитом. Гидроманипулятор на не самосвальный ломовоз устанавливают и за кабиной, и в заднем свесе. Заднее расположение удобно, если ломовоз работает с прицепом. Ломовозы с прицепом и полуприцепом более требовательны к размерам площадки и ее покрытию. Для самосвального полуприцепа также важно, чтобы площадка была ровной и надежной, иначе он может опрокинуться. Эти условия сужают область применения прицепов и полуприцепов, хотя экономически их использование более эффективно. Полуприцепы работают с тягачами, оборудованными гидроманипулятором, либо с обычными тягачами, гидрофицированными для привода механизма подъема кузова. На рынке может встретиться подержанный или даже новый импортный полуприцепной ломовоз с кузовом большой вместимости, до 50 м3, с футеровкой из высокопрочной стали и гидроманипулятором. Такую технику обычно ввозят под заказ. Интересным решением являются ломовозы на базе машин, оснащенных системой «мультилифт» со специальным сменным кузовом и установленным на него манипулятором производства компании «ЭКОПРЕСС». При этом автомобиль успешно может использоваться и как ломовоз, и как перевозчик сменных кузовов объемом до 38 м3. Еще одним эффективным решением является быстросъемный манипулятор, который присоединяется на съемный контейнер сзади и успешно может грузить металлолом как в контейнер на машине, так и на прицепе. Шасси под ломовоз может быть любое серийное, как отечественного, так и зарубежного производства. Основное требование к нему – оно должно быть как можно дешевле, могло бы проехать к месту загрузки-разгрузки и как можно меньше ломаться в период эксплуатации или по крайней мере быть ремонтопригодным. Наиболее часто в качестве шасси ломовозов встречается продукция КАМАЗа. Под ломовозы используют 3-осные модели КамАЗ-53228, -53229, -65115. Особое достоинство шасси КамАЗ-53228 – полный привод, он повышает шансы выбраться живым с места работ. В особо запущенных случаях применяют вездеходные шасси «Урал-4320» и КамАЗ-43118, но у них дорогие шины. А самое слабое место ломовоза – колеса, как из-за перегруза, так и из-за высокой вероятности их повредить и износа. АЗ «Урал» также поставляет под ломовозы трехосные шасси «Урал-63685» 6х4 компоновки «кабина над двигателем», они позволяют перевозить вместительный кузов – 30 м3. Для особо тяжелых условий эксплуатации используют шасси КрАЗ, которые всегда ценились за прочность, большую грузоподъемность, проходимость, простоту и неприхотливость. Трехосные шасси Минского автозавода МАЗ-6303 «предпочитают» более комфортные дорожные условия. Ряд кузовных предприятий предлагают ломовозы на турецких шасси Ford Cargo и различных китайских шасси как наиболее доступных по цене из иностранных. Шасси не очень-то ремонтопригодные, но выдерживают больший перегруз, чем КамАЗ. Ломовозы на европейских шасси можно считать экзотикой, особенно новые. Интересным может быть ломовоз на базе 4-осного шасси КамАЗ-6540 или -65201 с манипулятором ОМТ120М и кузовом объемом 33 куб.м, так как развесовка и нагрузка на ось данного автомобиля значительно лучше, чем на 3-осных автомобилях. Гидроманипуляторы для ломовозов выбирают с длинной стрелой, чтобы можно было дотянуться до задних створок кузова, а лучше до прицепа, и с сиденьем для водителя-оператора на поворотной колонне. Такое высокое сиденье нужно для хорошего обзора и безопасности оператора, чтобы на него сверху не свалилась какая-нибудь железяка. Гидроманипулятор оснащают 5- или 6-лепестковым грейферным захватом объемом 0,2…0,35 м3. Наиболее востребованы с учетом цены и ремонтопригодности гидроманипуляторы отечественных заводов. Спросом пользуется продукция Великолукского, Майкопского, Златоустовского и Соломбальского машиностроительных заводов. Соломбальский завод производит гидроманипуляторы СФ-65 и СФ-75С с грузовым моментом 65 и 75 кН.м и вылетом до 8,7 м. ООО «Велмаш-С», входящее в холдинговую компанию «Подъемные машины», выпускает гидроманипуляторы ОМТ-97М и ОМТ-120М с грузовым моментом 97 и 120 кН.м и вылетом 7,3 и 8,5 м, самосвальные кузова объемом 24, 27, 30 м3 и два вида ломовозов: ЛМ-1 и ЛМ-2. Автомобиль-самосвал (ЛМ-1) с краноманипуляторной установкой ОМТ-97М предназначен для погрузки, разгрузки и транспортировки металлических отходов (лома). Радиус рабочей зоны КМУ составляет 7,3 м при грузоподъемности 1369 кг. На вылете 3 м г/п составляет 3300 кг. КМУ имеет продольную схему складывания. Угол поворота колонны – 400°. Автомобиль-самосвал (ЛМ-2) с краноманипуляторной установкой ОМТ-120М-01 предназначен для погрузки, разгрузки и транспортировки металлических отходов (лома). ОМТ-120М-01 имеет смещенное относительно элементов крепления расположение опорно-поворотного устройства, благодаря чему манипулятор в сложенном положении не выступает за габарит и, кроме того, центр тяжести КМУ находится по центру рамы автомобиля, что положительно влияет на распределение нагрузок на раму.
Радиус рабочей зоны краноманипуляторной установки составляет 8,5 м при грузоподъемности 1440 кг. На вылете 4 м г/п составляет 3060 кг. По желанию потребителя для работы с ломом КМУ могут комплектоваться одним из трех видов шестилепестковых грейферов (ГЛ-1, ГЛ-2, ГЛ-3). Для работы на площадках для сортировки и перегрузки лома выпускаются четыре модификации стационарных манипуляторов: ОМТЛ-70-02С; ОМТЛ-70-04С; ОМТЛ-97С; ОМТЛ-97-04С с грузовым моментом 70 и 97 кН.м и вылетом 7,3 и 8,5 м. В этом году для удовлетворения потребностей ломозаготовителей Холдинговая Компания «Подъемные машины» расширяет линейку стационарных манипуляторов. Стационарный вариант ОМТ-140МС с максимальным вылетом 10 м и грузоподъемностью на максимальном вылете 1500 кг монтируется на площадках сбора лома и эффективно применяется в технологической цепочке в паре с пресс-ножницами или для погрузки лома в вагоны. На сортировочных площадках для сбора и перегрузки лома в железнодорожные вагоны компания разработала более мощный стационарный манипулятор ОМТ-200МС с увеличенным до 12,5 м вылетом и грузоподъемностью на максимальном вылете 1650 кг. Серийный выпуск данной продукции намечен на III квартал 2011 г. Ломовозы выпускают кузовные предприятия «УралСТ» (г. Миасс), «СКАТ» и МЗОК (Москва), «Транслес» и «Гидромеханика» (Московская обл.), «Ломовоз» (г. Великие Луки), «АСТЕЙС» (г. Набережные Челны), «Уралспецтрансмаш» (г. Челябинск-15) и др. Заводы – производители гидроманипуляторов также не остаются в стороне. ОАО «Майкопский машиностроительный завод» выпускает гидроманипуляторы для ломовозов серии ЛВ с грузовым моментом 90 кН.м («Атлант-С-90» – вылет стрелы – 7,8 и 9 м; грузоподъемность на вылете 3 м – 3000 кг, на вылете 7,8 м – 1150 кг), 100 кН.м («Атлант-С-100», г/п на вылете 3 м – 3300 кг, на вылете 7,8 м – 1280 кг) и 140 кН.м («Атлант-С-140» – вылет стрелы 7,5 и 9 м, г/п на вылете 3 м – 4500 кг и на вылете 7,5 м – 1860 кг) и ломовозы с самосвальными кузовами вместимостью до 24 м3. По заказу возможно изготовление кузова вместимостью до 28 м3. Для улучшения условий работы оператора возможна комплектация гидроманипулятора подъемной кабиной или навесом. Ломовозы с гидроманипуляторами «Атлант-С» изготавливают также у дилеров завода и на заводах по производству спецтехники в Твери, Миассе, Челябинске, Перми, Набережных Челнах, Москве. Златоустовский машзавод выпускает не только гидроманипуляторы «Синегорец-75», которые используют многие кузовостроители, но и кузова для ломовозов вместимостью 21, 24 и 27 м3 для шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал». Днище кузова сваривают из листов стали 09Г2С, боковые стенки – из листов стали 20 толщиной 4 мм. Кузов усилен вертикальными ребрами жесткости. Грузовой момент гидроманипулятора «Синегорец-75» составляет 75 кН.м, вылет – до 7,8 м. Из импортных наибольшее распространение получили гидроманипуляторы Epsilon Palfinger. Импортная техника отличается не только ценой, но и разнообразием комплектации, функциональностью, большим сроком службы, комфортными условиями для оператора и развитой системой безопасности. Гидроманипуляторы этой марки специально предназначены для погрузки сортимента, лома, сыпучих материалов и строительного мусора. Модельный ряд насчитывает десяток базовых моделей с грузовым моментом от 60 до 370 кН.м, и каждую из них поставляют в нескольких комплектациях. Максимальный вылет – от 7,7 до 10,4 м. Состояние сегмента ломовозов зависит от многих экономических факторов, а напрямую – от состояния экономики: работают или нет предприятия, генерирующие металлолом, и хозяйственной активности населения. Национальные программы, как и программы утилизации автомобилей, придают бодрости отрасли переработки вторичных материалов, в которой задействованы ломовозы. Для населения и организаций стал неинтересен самостоятельный вывоз лома к пунктам сбора из-за высоких транспортных расходов, и предприятиям по сбору и переработке металлолома приходится взять эту функцию на себя и приобретать дополнительный транспорт. |