Зарубежный опыт сбора и вывоза ТБО (ч.1)
Как ни удивительно, за рубежом производится намного больше отходов, чем в России. Где-то населения больше, особенно относительно занимаемой страной территории, где-то уровень жизни выше, больше покупок, больше и отходов. И многие разработанные за границей способы сбора и вывоза отходов до нас по разным причинам пока не дошли или так слабо применяются, что практически незаметны. Познакомимся с некоторыми из них.
Гиганты и карликиНет, не знаем мы, что такое теснота на самом деле, никакая московская пробка не сравнится с теми условиями, в которых приходится работать лондонским, мадридским и прочим «итальянским» коммунальщикам. У нас-то, что людей смешить, нагнал в узкие дворы бесправных гастарбайтеров с мешками да метлами, и никакого расхода топлива, и воздух чистый (условно). В Европе «несчастные» люди живут, работодатели обязаны предоставлять рабочим достойные условия труда, обычные обыватели (в отличие от наших), если увидят «грязнулю», волокущего мешок с отходами, сразу донесут, а там сразу разберутся. Вот и приходится «изобретать велосипед», конструировать мусоровозы микроразмеров. Случалось ли вам видеть настоящий мусоровоз с прессованием и механизированной погрузкой с габаритами меньше легкового автомобиля, например, на шасси Isuzu Elf? У нас даже 5-кубовые мусоровозы на шасси Isuzu NQR бесполезными игрушками считают. Что уж говорить о еще меньших машинах, но уже без прессования и кантователей для баков, совсем им в Европе тачки катать расхотелось? Повсюду снуют мотороллеры типа нашего «Муравья», только с цивильной кабиной, кубовой клеткой кузовом и грузоподъемностью 700 кг! Стоит чуть больше 200 «тыщ» на наши деньги. Поезжай и собирай п/э пакеты с мусором у жилых ворот или по обочинам, потом на базе «сливай» это все в большую пресс-камеру и на полигон. У нас для тех же целей умудряются «КамАЗ»-самосвал использовать, который солярки от мешка до мешка съест столько же, сколько английский «Муравей» за полный круг. Но кузов-клетка – это решение не только для «малышей». Известно, что обрезь ветвей городских деревьев и кустарников вывозить дорого, не загрузишь их толком, не спрессуешь. Один способ – применять установки-«крашеры», превращающие ветки в опил. Другой вариант – выбрать такой кузов, который, полностью груженный рыхлыми ветками, составит максимальный вес, на который рассчитано шасси. Например, кузов-клетка на шасси Isuzu NQR. Кроме веток подойдет для пластика, другого легкого мусора, который нетрудно грузить вручную. Ну, о том, что в Европе те же ветки после сбора или сожгут в печи, или пустят на пеллеты, чтобы у нас меньше нефти и газа покупать, и напоминать не стоит. Над мифом, что маленький мусоровоз может быть только с задней загрузкой, смеются западные коммунальщики. Да и опять же, что это за шасси, «Газели» нашей меньше! Кантователи для баков кажутся непропорционально большими на таких машинках! В чем их смысл? Во-первых, хватать контейнеры сбоку безопасней, чем катать их назад, к проезжей части. А с профсоюзом (не с нашим, конечно) не поспоришь. Второе – опять экономия места, «сайдлоудер» подбирает баки прямо с тротуара, не нужны специальные площадки. Демократия – главный враг прибыльного бизнеса, это очевидно. Вот у нас: выбрал место недалеко от дороги поудобней – готов полигон! Местные жители из ближайших деревень даже пикнуть не посмеют, они еще прибегут на поле металл искать, а порядочные граждане, ясно, в центре живут. Да и те по большому счету все обочины дорог так закидали «бычками», стаканчиками – тот же полигон. А в Европе что? В каждой деревне уважаемые жители права свои знают, мусор столичный вдыхать не хотят, а места там мало, все хорошие земли под полигоны русские еще при Иване Грозном себе захватили. Что делать, приходится и за тридевять земель на полигоны возить, и переработкой ТБО заниматься, а переработка – значит, вези еще дальше, каждый завод под свой вид сырья. Городская теснота да плечи дальние привели к появлению уже известных у нас, но все еще непривычных «перегружаемых» мусоровозов. В России их предлагают такие компании, как «Коминвест-АКМТ» (итальянские мусоровозы Farid), «РГ-Групп» (немецкие мусоровозы Zoeller). У всех у них существует два основных типа мини-мусоровозов. Кузов самосвального типа для шасси полной массой 7–8 т и мусоровоз с задней загрузкой с характерной, загнутой кверху формой пресс-камеры для шасси полной массой до 12 т. Оба типа собирают мусор в тесных городских «джунглях», а потом выгружаются в большой, или, иначе говоря, «полноразмерный», мусоровоз с задней загрузкой. И вот тут приходит очередь гигантов. Чтобы уменьшить расходы на топливо при вывозе мусора на дальние расстояния, используют машины не о трех, а о четырех осях, а то и вовсе огромные мусоровозы с задней загрузкой на шасси полуприцепа. Когда же дело доходит до вывоза щепы, строят дороги от мест сбора опилок до завода без пересечений с проводами и эстакадами. И пускают по тем дорогам сцепки из контейнеров невиданной высоты или мусоровозы со специальными кузовами выше лондонских двухэтажных автобусов. Айсберги подземельяТо, что у нас частенько называют «подземными контейнерами», всего-навсего «заглубленный полипропиленовый чулок». Настоящий подземный бункер для отходов – это когда на улице лишь небольшая урна с крышкой, часто и с замком, или с отверстием бутылки, газеты при селективном сборе. Сам контейнер, как и основная часть подводного айсберга, находится под землей, выдавая свое наличие отличающейся от дорожного покрытия металлической крышкой. Вот уж где настоящая экономия места и абсолютная чистота, а устанавливать их можно хоть на автобусных остановках! Контейнер снабжается датчиком наполнения и при условии культурного обращения позволяет полностью исключить полупустые рейсы, демонстрируя логистические схемы высшего уровня. Всего существует три основных варианта подземных контейнеров. Один из них – пресс-компактор, перевозится автомобилем с крюком типа «мультилифт», наиболее трудоемкий при постройке, но и наиболее вместительный. Требует постоянного источника питания и потому подходит не для всех мест. Идеален для гипермаркетов, где образуется много картонных отходов от упаковки, а на больших открытых территориях наземные контейнеры портят эстетический вид. Второй способ – мусоровоз с задней загрузкой и КМУ, контейнер металлический, с открываемой нижней частью. Оператор с помощью дистанционного пульта поднимает урну-контейнер, открывает нижнюю крышку, содержимое попадает в приемную камеру, размеры которой увеличены за счет воронкообразного кожуха. Если собираются отходы, которые не надо прессовать, например стеклобутылка, вместо мусоровоза с КМУ приходит машина с КМУ и открытым кузовом-контейнером, обычно с системой «мультилифт». В третьем же варианте применяется мусоровоз с боковой загрузкой, но не знакомый нам отечественный, а тот, что загружает большие контейнеры, до 5 м3, например Farid модели FMO. Оператор работает не покидая кабины, контролируя все операции с помощью семи видеокамер и двух мониторов. Подъехав к месту, 24-вольтный разъем автомобиля соединяется с портом контейнера, чтобы откинуть крышку с урной. По бокам крышки из мусоровоза выдвигаются барьерные ограждения для обеспечения безопасности. После этого манипулятор цепляет сам бак, поднимает его и высыпает содержимое в приемную камеру. Быстро, чисто, безопасно и выгодно. Понятно, что такое чудо техники не для каждой нашей деревни пригодится, ну хотя бы в Москве, в Питере, в Сочи, наконец, показать иностранцам, что не лыком шиты, а? Крутой подъем для крупного мусораО сменных кузовах для системы «мультилифт» и об их применении для вывоза различных отходов, чаще строительных, мы наслышаны. Крюковый «мультилифт» все чаще применяют на наших большегрузах, но, говоря о заграничном опыте, стоит в очередной раз вспомнить о том, как относятся там к своим дорогам, – 30-тонные контейнеры на трехосниках не возят. А ведь нашим перевозчикам ни европейский с двумя управляемыми осями, ни американский с одной ленивой осью 4-осники не нужны. А зачем, когда давление в шинах можно подкачать, а дорожных весов тут никогда не было! Пользуясь возможностью, еще раз надо похвалить европейцев за неприязнь к тяжелому неквалифицированному ручному труду. Посмотрите на контейнер для системы «мультилифт», на который смонтирован еще и подъемник с гребенкой для небольших пластиковых евроконтейнеров. Можно собирать отсортированный культурными европейцами мусор, который не обязательно прессовать, или можно страховаться на случай простоя основного мусоровоза. А так посмотришь, в аккурат та же высота, что у нашего «КамАЗа» с наращенными бортами. Один наверху, другой внизу, баскетбол унитазами… В Соединенных Штатах, где даже после ипотечного кризиса большинство граждан не переселилось в типовые многоэтажки, а по-прежнему живет в «частном секторе», для вывоза крупногабаритного мусора, который обычно образуется в любом крепком хозяйстве, есть интересный способ. Жители покупают большую полипропиленовую сумку, примерно 4–5 м3, под названием Bagster. Когда она заполнится, приезжает грузовик с КМУ и контейнером на тросовом «мультилифте» (в Штатах их предпочитают крюковым), грузит сумку целиком и уезжает. Реклама такого способа звучит буквально: «Купил, Заполнил, Исчезло!» Вот бы нам сюда их сумки, их дома и их кризисы... Ну хотя бы сумки… |