Зарубежный опыт сбора и вывоза ТБО (ч.2)

И. Варывдин
Продолжаем знакомиться с заграничными способами сбора и вывоза отходов, которые с трудом находят применение в нашей стране.
 
Hiab
 
 
Hiab
Бумага, металлы, стекло и пластик собираются в один типовой контейнер
Такой «спецмусоровоз» утилизирует оргтехнику
Мусоровоз ТКМ-420 («Тверькоммаш»)
 
Прицеп прицепу рознь
 
FAUN Powerpress – большой мусоровоз для больших контейнеров
 
Бытовую технику грузят на  машины с гидробортом
Америку охватила «метановая»  лихорадка
Селективный сбор отходов в «кербсайдер» на шасси Hino в США
Полностью электрический мусоровоз
 
У селективного сбора отходов на Западе глубокие корни
Чистейший гибридный мусоровоз «Вольво»

(Продолжение, начало см. в «ОС» № 12, 2012 г.)

Думаешь, зеленый? Думай – чистый!

Этот лозунг сегодня, пожалуй, самый популярный и в Америке, и в Европе. В Штатах «зеленомания» вообще все больше приобретает характер массовой истерии, благо, и английские слова «зеленый» и «чистый» рифмуются. Экологические нормы в западных странах становятся все строже, влияя на конструкцию мусоровозов почище тамошней тесноты и нехватки земли под полигоны и места сбора ТБО. Атака на коммунальную технику и пассажирский транспорт вполне справедлива, эти машины работают в непосредственной близости к жилым территориям, внося серьезный вклад в загрязнение окружающей среды, прежде всего воздуха. С российской «колокольни» все это выглядит слегка наивно. Жилые районы здесь исторически строились вплотную к заводским стенам, чтобы строители коммунизма могли ходить на работу пешком. У нас запросто какой-нибудь автосервис в центре города может отрезать себя от центрального отопления и перейти на дровяные чудо-печи, потому что ему так выгодней. А малоэтажное строительство коттеджных поселков, защищенных от вредного дыма полосой соснового бора, по-прежнему остается уделом лишь небольшой группы хорошо обеспеченных граждан. И не потому, что леса не осталось, а для того, чтоб новые дороги не строить.

В США в отличие и от нас, и от Европы жилые кварталы изначально строились вокруг дорог, и проблем, связанных с исторической средневековой застройкой, там не знают. Поэтому найти в Штатах маленький мусоровоз – нелегкая задача, да и тот окажется вроде нашего «ГАЗона» или ЗИЛ-130. Но и в «озеленении» своего парка гигантов американцы одними лозунгами, понятно, не ограничились. И пока мы у себя рассуждаем, строить еще метановые заправки или на миллионный город хватит пары штук, они массово переводят действующие мусоровозы на CNG-топливо. Поступают при этом довольно просто: баллоны для сжатого газа располагают на верхней стенке кузова, «прощай, верхний габарит». Осуществлять такие переходы американцам проще, чем нам, у них работают крупные операторы с собственными производственными мощностями и сетями газовых «заправок». Им не надо ждать, когда «Газпром» придет к ним со своей трубой.

И тем не менее в России есть фирмы, которые выпускают технику, соответствующую мировым экологическим нормам, – это производители компактных мусоровозов на газомоторных шасси: ООО «ТверьКоммаш», ЗАО «Коминвест-АКМТ», ОАО «Ряжский авторемонтный завод». Особо хочется отметить мусоровоз с задней загрузкой ТКМ-420.30 на базе газомотоного шасси КамАЗ-65115.30 производства ООО «ТверьКоммаш», объем бункера которого составляет 18 куб.м плюс 1,5 м3 загрузочный ковш, он может загружать все отходы из любых контейнеров (даже 8-кубовых типа «лодочка»). Эти мусоровозы уже успешно эксплуатируются в коммунальном хозяйстве г. Саратова.

Но газ газом, это не единственный способ снизить вредные выбросы в атмосферу мусоровозами и другой коммунальной техникой. Автомобили с гибридным приводом за рубежом давно перестали быть диковинкой, каждый уважающий себя автопроизводитель предложил свои варианты, сочетающие в себе использование энергии сжигания топлива, электричества и рекуперации торможения. Крутящий момент на ведущие колеса подается в зависимости от схемы механическим или гидравлическим путем. Ну и чемпионы по своей «чистоте» – это, разумеется, полностью электрические мусоровозы! Кто-то может и поспорить с этим утверждением, ведь не известно, на какой ТЭС или АЭС выпущена та «зеленая» энергия, которой этот мусоровоз подзаряжается. Но если угольные или урановые котлы расположены далеко от территории, по которой разъезжают «электрокоммунальщики», то ее жители по праву могут наслаждаться чистым воздухом в своих дворах. Нас все это уже не касается, так как современные электромобили при температуре ниже минус 15° работать не могут, а покупать мусоровоз только для лета – кто у нас это может себе позволить? Нам бы вместо «зеленого» лозунга взять хотя бы такой: «Даешь мусоровозы относительно новые или с вовремя проведенным капремонтом двигателя, чтобы Euro 4 у нас перестало звучать как «экологические нормативы превышены в четыре раза»!», чтоб если уж не наслаждаться, так хоть не задыхаться воздухом районов комплексной застройки.

Немецкий производитель FAUN получил в 2012 г. премию как Top Innovator и вошел даже в ТОП-10 самых инновационных компаний Германии за свой концепт использования энергии торможения мусоровоза и уменьшение выбросов в атмосферу до 30%. Получился самый тихий и самый экологически чистый мусоровоз в мире. В Германии и Швейцарии можно уже увидеть эти мусоровозы на улицах городов.

Разделяй и властвуй!

Нельзя сказать, что за рубежом предварительной сортировкой и последующей переработкой отходов занимаются повсеместно. Что греха таить, там тоже найдется немало желающих сбросить свой мусор в ближайший овраг, лишь бы не платить за услуги его вывоза. И в зависимости от страны та или иная часть ТБО отправляется на полигон или мусоросжигательный завод без всякой сортировки. Факт лишь тот, что сортировка и переработка на Западе существуют, и существуют давно. Как правило, без каких-либо национальных программ обычно муниципалитеты в зависимости от местных условий решают, что и как отправлять на переработку. Стоит упомянуть и о том, что возможности сортировки ТБО различны в разных жилых районах. В центральных городских кварталах можно поставить большое число контейнеров для разных отходов, но если люди живут в малоэтажных микрорайонах, таунхаусах, – как против каждого входа поставить четыре-пять мусорных контейнеров? Максимум в данном случае – два. В один собираются легко перерабатываемые отходы (бумага, пластик, металлы), в другой собственно «мусор»: органические отходы и все остальное, что можно лишь компостировать или сжигать. Обслуживать такие места сбора можно, отправляя туда два разных мусоровоза или пользоваться одним, с разделенным на две части кузовом. Это могут быть мусоровозы с задней загрузкой, например известные в России марки Farid или Zoeller. В таких мусоровозах кузов поделен продольно на две части в отношении примерно 1:3 к 2:3. Загружать большие евроконтейнеры объемом 1,1 м3 они уже не могут, одна половина только для баков объемом до 240 л, другая – до 660 л. Этого, как правило, достаточно. Если же селективный сбор производится в контейнеры максимального объема, тогда используют обычные мусоровозы. Например, немецкое оборудование с хорошей репутацией, давно известное в России по подержанной технике марки FAUN. С двумя основными типами загрузочных механизмов можно подобрать оптимальный вариант для своей системы сбора ТБО. Первый только для контейнеров европейского образца, он обеспечивает чистую погрузку даже при сильном ветре. Второй позволяет кроме евробаков собирать мусор из больших контейнеров-«лодочек», таким образом, одной машиной можно обслуживать районы с разной инфраструктурой. К тому же на мусоровозах серии Powerpress более эффективный способ прессования мусора. Прессование происходит сначала в самой большой ванне (2,8 м3) среди мусоровозов с задней загрузкой, а уже потом прессованый пакет мусора подается в бункер мусоровоза и пресуется против плиты. Это позволяет повысить эффективность прессования в КГМ и ТБО, увеличить скорость работы. Мусоровоз весит примерно на 1 т больше, чем тот же Variopress, и поэтому теряет в полезной загрузке, но зато по прочности и силе прессования ему нет равных. Учитывая тот факт, что разделение мусора у нас «хромает», использование такого рода мусоровозов повышает эффективность работы и исключает возможность нареканий со стороны рабочего персонала: мол, мы не смогли вывезти КГМ, потому что он не влезает или не пресcуется. Варианты исполнения кузова – 18 м3 для двухосного шасси с усиленными передними и задними осями и 20–28 м3 соответственно для трех- или четырехосных шасси западного производства. При желании такие мусоровозы можно посмотреть и получить отзывы об их работе в компании «Чистый город» (г. Казань).

Вообще важно заметить, что если из образующихся в домашнем хозяйстве отходов выведены опасные и перерабатываемые, то все, что осталось в пакете дурнопахнущее, может быть утилизировано методом биоразложения или сжигания. Проще говоря, жильцы не смешивают консервные банки и батарейки с прокисшим супом, тогда отходы уже можно будет сортировать и перерабатывать. Сортировка эта не обязательно должна проводиться на специальных станциях, ее можно проводить и на месте сбора, если применять специально для этих целей разработанные селективные мусоровозы с боковой загрузкой. Эти машины – настоящая диковинка для России! С одной стороны кузова, в зависимости от направления движения, во всю его длину располагается поделенный на несколько секций ковш, даже над колесной аркой место не пропадает. Ковш заполняется отходами вручную, отходы каждое хозяйство выставляет в небольшой открытой таре, оператор проводит необходимую сортировку. Ковш поднимается, и содержимое каждой секции попадает в соответствующий отсек кузова. Ковш, впрочем, может быть и в виде нескольких отдельных секций, выгружаемых независимо в свою часть кузова. Одна машина, таким образом, вывозит от четырех до шести видов отходов, которые можно сразу же отправлять на переработку. Даже неправильно такой спецавтомобиль (по-английски – kerbsider) называть мусоровозом, это скорее мобильный приемщик вторсырья в чистом виде. Его упрощенную модификацию – поделенный на секции прицеп – можно рекомендовать нашим небольшим организациям или даже образцовым дворам, где нет вандалов. Мало сегодня найдется желающих искать по всему району пункт приема макулатуры за 2 рубля кило, но они могли бы добровольно наполнять такой прицеп в собственном дворе. В свою очередь ТСЖ или УК могли бы пополнять свой бюджет за счет сдачи вторсырья, и его покупатели легко бы его забирали, катая такие прицепы любой «ГАЗелью».

Конечно, когда собирают жестяные банки и стеклобутылки, прессовать такие отходы нет смысла. Но если речь идет о ПЭТ-бутылке или о гофрокартоне, то перевозка «сортированного воздуха» может нивелировать всю выгодность вторичной переработки. В таком случае применяют «вторсырьевозы», оснащенные механизмом прессования. Понятно, на много секций такую машину уже не поделишь, максимум для двух видов отходов, но нам как раз и надо два: для бумаги и для пластика. Пример из США, где для обслуживания районов малоэтажной застройки широко применяют мусоровозы типа Rapid Rail (с боковым расположением полуавтоматического манипулятора) для сбора одной машиной бумаги и пластика и также прибегают к делению кузова пополам. Поскольку пресс-плита здесь вращается вокруг вертикальной оси, загрузочную камеру делить не надо. Забросил один вид отходов, повернул плиту направо – заполнил одну часть кузова. Для другого вида плита поворачивается налево, заполняется вторая половина кузова. У такой схемы есть свой недостаток: частичного смешивания отходов не избежать, особенно при полном заполнении отсеков. Но зато ее отличают простота и неприхотливость.

Еще один вариант мусоровоза для селективного сбора отходов: кузов верхней загрузки, поделенный на камеры не только поперечно, но и продольно. С обеих сторон по бокам, а также сзади расположены ковши для ручной погрузки отходов. Как вариант вместо ковшей могут быть загрузочные устройства для пластиковых евроконтейнеров, если с их применением организован сбор бумаги и пластика и других перерабатываемых отходов. Для тех мест, где перерабатывается ограниченное число отходов, целесообразно применение комбинированного мусоровоза, у которого в задней части шасси установлен кузов с оборудованием для задней загрузки, а между ним и кабиной – «кербсайдер» на одну-две секции. Так одна машина собирает то, что идет в рециклинг, и остальной несортированный домашний мусор. Если применяется оборудование с задней загрузкой с продольно поделенным кузовом, получается автомобиль для четырех собираемых отдельно видов отходов, два из которых можно еще и прессовать!

Как видим, глубокая переработка отходов требует и серьезно построенной инфраструктуры сортировки и сбора, поэтому наивно выглядят попытки наших местных администраций слепо копировать заграничный опыт, расставляя во дворах разноцветные контейнеры для селективного сбора. Жители откликаются, а потом выясняется, что пять разных мусоровозов во двор не приезжают, и в лучшем случае собранное вторсырье заполняет пустующие склады до лучших времен, в худшем – оказывается на том же полигоне.

Сегодня нам стоит перенимать опыт Соединенных Штатов, а не Европы, ведь они ближе нам и по нравам, и по широте территорий, на которых приходится работать компаниям, транспортирующим отходы. В принципе, не важно, куда отправляются ТБО: в печь, на полигон или на переработку, основная статья расходов – это их транспортировка. Допустим, в сельской местности США налажен вывоз отходов большими многоосными фронтлоудерами. Самый дешевый способ вывозить вторсырье в таком случае – это собирать основные четыре вида в один типовой контейнер. Главное, не смешивать их с остальным мусором. В дальнейшем бумага, металлические, стеклянные, пластиковые банки и бутылки без особого труда разделяются на мусоросортировочных линиях и перерабатываются. Перевозчику не надо менять инфраструктуру, мусоровоз, работающий на рециклинг, можно в случае поломки подменить любым из тех, что собирают несортированные бытовые отходы. Вот эту систему и надо внедрять у нас, не меняя инфраструктуры, в нее уже сегодня может включиться любой перевозчик, наклеив на каждой площадке на один контейнер (квадратный – 0,75 м3, евро – 1,1 м3 или заглубленный – 3 м3) соответствующую этикетку и выделив из своего парка для этого один автомобиль. Компенсацией за увеличенный пробег по дворам будет сокращение затрат на дорогу до полигона, склады вторсырья должны быть не в городской, а в районной черте. И уже на основе таких развалов, накопив достаточно вторсырья, можно будет думать и о переработке не для «галочки», а экономически эффективной, без простоев.

Самый непохожий на мусоровозы автомобиль для вывоза сортированных ТБО напоминает скорее нашу «хлебовозку» или машину для доставки кока-колы. Кузов поделен на шкафы с дверками, куда вручную складывают «товары» вторичной переработки. Сказать «отходы» язык не повернется! «Шкафы» же эти вынимаются с противоположной дверям стороны кузова погрузчиками и отправляются дальше по логистической цепочке. Вот, между прочим, как должен выглядеть образцовый мобильный пункт сбора вторсырья от населения. А у нас что? Сидит на пустыре подвыпившая женщина, принимает «чебурашки» – нравится нам это?

Если предполагается, что бытовая техника будет в дальнейшем перерабатываться, а не лежать на отдельной поляне, сверкая стеклом лучевых трубок, то сбор ее требует не менее бережного отношения, чем в тот период, когда за нее торговые сети выжимали по полной, выдавая за последнее достижение мировой инженерной мысли. Если, конечно, вы не собираетесь вырвать из холодильника электромотор, медные трубки и алюминиевую морозилку, сбросив в овраг все остальное. Плюс законодательство, ограждающее работника от тяжелого ручного труда. Так, за рубежом появляются грузовики с гидравлическими бортами, применяемые для погрузки и вывоза утилизируемой бытовой техники. Когда же дело доходит до утилизации электроники, содержащей базы данных, а это там по понятным причинам происходит намного чаще, чем у нас, на место по предварительной заявке отправляется специальный автомобиль – «техношредер». Любые носители информации, будь то винчестеры, компакт-диски, флеш-накопители, разрушаются в присутствии бывшего владельца механическим путем, после чего отправляются в «Силиконовую долину».

Казалось бы, что удивительного в том, что строительные отходы, например кирпичный бой, за границей перевозят в контейнерах-«лодочках» на портальных мусоровозах? Давно такая техника нами освоена, выпускается на многих российских предприятиях. А удивляться стоит тому, что строительный мусор под названием КГМ, который в отличие от Европы в России производит чуть ли не каждое жилище, вывозится у нас вместе с ТБО на полигоны за тридевять земель! «Лодочки» же используются для сбора ТБО, которые потом загружаются в мусоровозы с задней загрузкой с портальным погрузчиком. О какой сортировке ТБО вести речь, когда такие ценные отходы, как камень, древесина, оконное стекло, запросто смешиваются с очистками и оправляются на свалку! А ведь все, что нужно сделать, – организовать отдельный сбор строительного мусора на площадках по отдельному тарифу в специальные контейнеры. Вывозить его можно не только в портальных мусоровозах, но и на автомобилях с системой «мультилифт».

компании по теме статьи
компании по теме статьи