Захват крюком
Оборудование фирмы Gergen-Junk
«Мультилифт» фирмы HIAB со сдвигом и наклоном крюка
Оборудование фирмы VDL Containersystemen
Внедорожное сочлененное шасси Volvo с оборудованием HIAB Multilift
Оборудование фирмы Meiller г/п 30 т
Установка HIAB Multilift
Дорожный автомобиль с «мультилифтом» HIAB Multilift и поливомоечной установкой
Автомобиль Scania R 440 (6х2) с «мультилифтом» HIAB Multilift XR21S
Коммунальная машина Ряжского авторемонтного завода с оборудованием «мультилифт»
«Мультилифт» МПР-1 завода «Велмаш»
Оборудование МЕС 207N г/п 20 т на шасси КамАЗ-6520
Гидравлическая крюковая система, именуемая «мультилифтом», изобретена в конце 1940-х годов Микко, Мауно и Мартти Терхо из городка Райсио, что на побережье Ботнического залива, недалеко от Турку. В 1949-м братья создали фирму Multilift Oy, чтобы начать производство своего изобретения. После долгой истории слияний, поглощений и разделений Multilift Oy оказалась в составе шведской компании HIAB, которая в свою очередь является частью корпорации Cargotec. Достоинства финского изобретения быстро оценили во всем мире, и многие производители оборудования его переняли, а само название фирмы вошло в язык. «Мультилифт» применяют как на автомобильном шасси для погрузки крупногабаритных бункеров, так и в составе более сложных механизмов – мусоровозов со сменными кузовами, аэродромной и военной техники. Конструкция «мультилифта» позволяет варьировать его размеры в широком диапазоне и устанавливать на любые шасси и в одиночном исполнении, и в сочетании с другим оборудованием. С помощью «мультилифта» можно установить бункер на прицеп, автомобиль с «мультилифтом» и соответствующим кузовом может работать как самосвал. В отличие от тросового захвата крюковой безопаснее, так как нет риска обрыва троса. Он также выигрывает в скорости погрузочных операций и проще в эксплуатации. Основные конструктивные различия «мультилифтов» заключаются в реализации движения рукояти с крюком, чтобы дотянуться до проушины стоящего на земле кузова. Есть вариант с наклоном прямой вертикальной рукояти гидроцилиндром. Второй вариант – сдвиг телескопическим механизмом Г-образной рукояти вдоль подъемной рамы «мультилифта». Часто встречаются конструкции, сочетающие оба механизма. В дальнейшем для краткости рукоять с крюком будем называть просто крюком. Устройства основоположника конструкции – фирмы Multilift – сегодня поставляют под маркой HIAB. Компания предлагает три серии устройств – легкую, среднюю и тяжелую. Легкая серия грузоподъемностью (г/п) от 2 до 7 т предназначена для двухосных шасси полной массой 3,5...12 т, средняя г/п от 8 до 17 т – для двухосных шасси полной массой 12...26 т, тяжелая г/п от 21 до 25 т – для 3- и 4-осных шасси полной массой от 26 до 32 т. Каждая серия включает по несколько моделей, различающихся грузоподъемностью, высотой подъема крюка, механизмами сдвига или наклона крюка и системами управления. «Мультилифты» с малой высотой подъема крюка могут работать в местах с ограничениями по высоте. Механизмы сдвига и наклона крюка позволяют выполнять погрузку-разгрузку кузовов разной длины при малых углах наклона рамы. Металлоконструкции выполнены из сталей повышенной прочности, в наиболее нагруженных узлах применяют литье. Разработку конструкции ведут в современных средах трехмерного проектирования, что позволяет сократить количество сварных швов, применять металл с оптимальными толщиной и механическими свойствами. Высокая прочность конструкции в сочетании с малой собственной массой позволяет увеличить полезную нагрузку грузовика. В транспортном положении кузов блокируется механическим или гидравлическим устройством. Следует отметить также высокое качество окраски, обеспечивающее антикоррозионную стойкость металлоконструкций. HIAB идет по пути насыщения оборудования электроникой с целью улучшения его функциональности, безопасности и удобства в использовании. «Мультилифты» оснащены системой управления с микропроцессором, сочетающей автоматическое и ручное управление. Автоматика обеспечивает плавную и точную постановку кузова на шасси, для ряда моделей предусмотрены две скорости работы оборудования. Для тяжелых моделей имеется опционное автоматическое последовательное управление очередностью выполнения команд оператора, пропорциональное управление скоростью работы, что уменьшает трение при смене кузовов. «Мультилифты» HIAB отвечают требованиям директивы Еврокомиссии по безопасности техники и оборудования. Безопасность обеспечивают система управления, гидрозамки на гидроцилиндрах, механизмы блокировки кузова. «Мультилифтами» занимается и HyvaLift, подразделение Hyva Corporation, больше известная у нас гидроцилиндрами подъема самосвальных кузовов. Номенклатура устройств с крюковой системой включает 11 серий г/п от 10 до 30 т с телескопическим выдвижением крюка (исполнение S) и с телескопическим выдвижением и наклоном крюка (исполнение SK). Установки малой г/п 3, 5, 6 и 8 т объединены в серию City. Трех- и 5-тонные установки укомплектованы механизмом наклона крюка, 6- и 8-тонные – телескопическим механизмом сдвига крюка. Компания Waste Systems (Группа компаний «Мехуборка», Московская обл.) монтирует на шасси и поставляет оборудование HyvaLift. Предложение компании включает «мультилифты» г/п 20 т с механизмом сдвига крюка на шасси КамАЗ, DongFeng, Ford Cargo; г/п 16 и 30 т на 3- и 4-осных шасси КамАЗ; оборудование малой грузоподъемности серии City на шасси Isuzu и Foton. Таким образом, потребитель может выбрать оборудование необходимой грузоподъемности на наиболее подходящем для него шасси и минимизировать разномарочность своего парка. Возможна установка оборудования «мультилифт» на шасси заказчика. Нижегородская «Чайка-Сервис» освоила монтаж на автомобильные шасси мультилифтового оборудования HyvaLift и производство сменных кузовов различного назначения, в том числе цистерн, эвакуаторных платформ, фургонов. «Мультилифты» идут под маркой Amco Veba. Это объясняется тем, что в 2007 г. Hyva поглотила Amco Veba Group и соответственно может поставлять «мультилифты» под обеими марками. «Чайка-Сервис» предлагает модель 6-39-S серии City г/п 6 т с телескопированием крюка, как следует из индекса S, на шасси Isuzu NQR 75P, Hyundai HD 78 и АМУР-4346. Установки 8-39-S г/п 8 т и 8-45-S г/п 8 т из той же серии монтируют на шасси Hyundai HD 120 Long и HD 120 Extra Long. Мультилифты г/п 22 т – 22-51-S и 22-57-S монтируют на шасси КамАЗ-6520 и Hyundai HD 260. Дополнительно на шасси могут установить опоры для лучшей устойчивости автомобиля. Московский Машиностроительный Завод Опытных Конструкций (МЗОК) предлагает малые, средние и тяжелые «мультилифты». Оборудование малой г/п 6 и 10 т итальянского производства монтируют на шасси Hyundai HD 120 и HD 170. Средние «мультилифты» г/п 14, 16 и 18 т российского и итальянского производства устанавливают на шасси и Hyundai HD 260, и КамАЗ-65115 и -6520. Эти же шасси подходят и для установки тяжелого оборудования г/п 20 т также итальянского производства. Возможна установка и на другие шасси. Также завод серийно выпускает сменные кузова и изготавливает заказные конструкции. Завод располагает полноценной производственной базой и многолетним опытом производства спецтехники. Великолукский машиностроительный завод «Велмаш» выпускает три модификации оборудования с крюковой системой – МПР-1, МПР-2 и МПР-3. «Мультилифт» МПР-1 г/п 14 т с механизмом наклона крюка и МПР-2 г/п 20 т с телескопическим механизмом сдвига крюка монтируют на шасси КамАЗ-53229-15-15. Управление производится из кабины шасси. Для установки МПР-3 г/п 20 т с механизмом наклона крюка применяется шасси КамАЗ-6520-1072-60. Возможен монтаж и на шасси МАЗ. Управление оборудованием выведено в кабину шасси. В дополнение к оборудованию «мультилифт» завод предлагает КМУ собственного производства. Немецкая компания VDL Containersystemen поставляет в Россию оборудование «мультилифт» для установки на различные шасси, в том числе отечественные. В номенклатуре компании – установки г/п до 40 т, предназначенные для работы с кузовами длиной до 8000 мм. Компания использует оба варианта движений крюка – и телескопический сдвиг, и его наклон. Компания «РГ-Техно» монтирует на шасси КамАЗ, МАЗ, МЗКТ, FAW, Ford оборудование шведской фирмы Ecopress. Компания поставляет оборудование г/п 20, 24 и 30 т с телескопическим механизмом сдвига крюка. В зависимости от марки шасси фирма изготавливает оборудование с длиной рамы от 5250 до 5750 мм. «Мультилифты» также выпускают немецкая фирма Gergen-Junk и итальянская МЕС. В номенклатуре Gergen-Junk три серии оборудования г/п 20...40 т, предназначенного для монтажа на тяжелые 3- и 4-осные дорожные шасси, а также для внедорожных шарнирно-сочлененных шасси. В модельный ряд «старшей» серии GHK входит оборудование, сочетающее сдвиг и наклон крюка, а также специальный удлинитель крюка для работы с крупногабаритными кузовами. Фирма МЕС выпускает широкую гамму оборудования г/п от 5 до 30 т, которое завоевало популярность на российском рынке за счет высокого качества исполнения, прочности, удачной кинематики и малой собственной массы. «Мультилифты» МЕС монтируют на шасси КамАЗ, МАЗ, Ford и др. Российский рынок насыщен предложениями грузовиков с «мультилифтами» разных производителей из Финляндии, Швеции, Германии, Италии, Голландии, как новыми, так и бывшими в эксплуатации. По конструкции, характеристикам и качеству исполнения они похожи. Проявляет активность и отечественный «Велмаш», предлагающий «мультилифты» в наиболее востребованном диапазоне грузоподъемности, благодаря удачному сочетанию цены и характеристик. |