Передовые технологии в коммунальной сфере

Е. Суслина

Вторая половина XX века ознаменовалась появлением и бурным развитием самых разных видов техники, в том числе и коммунальных машин. Первое автоматизированное оборудование для уборки городских улиц за рубежом появилось в начале 1960-х годов, у нас – значительно позже. Но и там, и в нашей стране первоначально это были в лучшем случае бочка с водой да вращающиеся щетки. Сегодня за неуклюжей внешностью коммунальной техники скрывается высокотехнологичное оборудование, давно превзошедшее человека по функциональным возможностям.

Машина Canalmaster Viston 2000 компании Muller

Кто-то подсчитал, что мусороуборочные машины и мусоровозы за год избавляют Москву не менее чем от 500 тыс. т отходов и грязи. Сегодня трудно представить, какими были бы дороги и площади городов без этих уборщиков-профессионалов. Благодаря им наша жизнь стала комфортнее и, чего греха таить, безопаснее. Поэтому сегодня спрос на это оборудование достаточно велик и предложений со стороны производителей немало. Зарубежные машиностроители выпускают 250 видов спецнадстроек для различных транспортных средств и около 200 видов готовых мусоросборщиков. Спрос на мусороуборочную технику большой, хотя она недешева (навесное оборудование для грузовика или трактора в среднем стоит примерно 100 000 евро, небольшой мусоровоз – от 70 000 до 100 000 евро).

В гладком «теле» жужжащей и гудящей мусороуборочной машины скрывается высокотехнологичное оборудование. Ее «сердце» – всасывающий вентилятор, который, как правило, оснащен собственным двигателем, развивающим мощность до 100 л.с. Однако главная роль в сложном процессе сбора мусора все же осталась за щетками. Щеточные диски в основном круглые, иногда в сочетании с широкими, поставленными под углом щеточными валиками, которые доставляют мусор к мусороприемнику. Расположенные перед щетками жиклёры распыляют на дорогу воду, чтобы прибить пыль и облегчить сбор смета.

Коммунальная уборочная машина Vialet 5 компании Faun

Навесное коммунальное оборудование для грузовиков и тракторов, поставляемое, как правило, в качестве съемного, может весить до 3 т, а полезная нагрузка составляет 4 т. И все же такой вес – не проблема для шасси автомобиля с разрешенной максимальной массой до 16 т и двигателем мощностью 220 л.с. Спецнадстройки для грузовиков или тракторов оснащают подрамником, который служит прежде всего для снижения вибраций и шума.

На полнофункциональные мусоровозы устанавливается гидростатический привод, который обслуживает и машину, и мусороуборочный агрегат. Среди производителей этих агрегатов можно назвать Bucher-Schorling и Schmidt, а также Faun, Frimokar, Pfau-Johnston, Brock, Ravo, Scarab и др. Что касается специального навесного оборудования для грузовиков и тракторов, то для них поставляется (в некоторых случаях – на выбор) гидростатический привод для рабочей и ходовой коробок передач. Рабочая скорость в этом случае едва превышает нулевую. Сборные мусоровозы с контейнерами до 4 м3 поставляют компании Boschung, Bucher-Schоrling, Egholm, Hako, Karcher, MFH, Pfau-Johnston, Ravo и Tennant.

Коммунальное навесное оборудование компании Schmidt на базе автомобиля МАЗ

Конструкторы коммунальной техники последние 20 лет неустанно занимаются вопросами снижения шума машин. Первый мусоровоз, отмеченный знаком экологической безопасности «Голубой ангел», вышел с заводов Faun и Daimler-Benz в 1992 году. Поместив двигатель машины, вентилятор и основные узлы мусороуборочного агрегата в дорогостоящий звукоизолирующий кожух, инженерам удалось снизить уровень шума до 97 дБ. Сегодня некоторые производители могут похвастать и лучшими достижениями, например, большие мусоровозы компании Bucher-Schоrling работают с уровнем шума, не превышающим 70 дБ.

Работы по уборке мусора разнообразны, а значит, для них нужны разные машины. С одной стороны, их техническое оснащение зависит от размеров места, где производятся работы, с другой – от необходимой интенсивности очистки. Вентилятор спецнадстройки Brock SL-280 для грузовиков всасывает 380 м3 воздуха в час. Кроме того, в задней части агрегата расположен моечный аппарат высокого давления, работающий при давлении 200 бар. Он позволяет осуществлять эффективную мойку асфальта и других твердых дорожных покрытий. Компания Frimokar (Германия) устанавливает на своих машинах гидростатический привод для самого автомобиля и для чистящего оборудования. При проведении дорожных работ спецнадстройка Frimokar объединяет четыре этапа в один без использования щеток. Она способна снимать старое дорожное покрытие и удалять его с поверхности дороги. Водой под большим напором машина отделяет связующий состав от твердой фракции и, наконец, всасывает в резервуары всю использованную воду и остатки снятого дорожного покрытия.

Совсем иные задачи ставят перед собой конструкторы компактных мусороуборочных машин, предназначенных для пешеходных зон, тротуаров, автостоянок и подземных гаражей. Эти «миниатюрные дворники» должны быть в первую очередь маневренными и не тратить время на вывоз собранного мусора. Компания Hako предложила удивительное решение, оснастив машину Citymaster 300 240-литровым мусоронакопителем. Когда контейнер заполняется, его заменяют пустым, а транспортировку производят другой машиной.

Необходимо, чтобы мусороуборочная техника была недорогой в эксплуатации, работала не только тихо, но и основательно, при этом экономно расходуя воду. Многие зарубежные компании достигли в этом деле прекрасных результатов. В следующих публикациях мы продолжим рассказ об этих чудо-машинах.

Механический ассенизатор

Машина Frimokar идеально очищает дорогу без щеток

Комбинированные очистительные машины с функцией регенерации воды – идеальное решение проблемы очистки сточных каналов. Чтобы освободить засоренный канализационный сток, необходимо выбрать всё, что затрудняет проходимость воды. А заодно неплохо бы промыть и «недра» города. Здесь-то и приходят на помощь машины, в которых функции очистки и промывки сточных вод объединены. Эту впечатляющую технику производят фирмы Flensburger Fahrzeugbau, Mуller Umwelttechnik и Wiedemann & Reichardt. Ежегодно только в Германии продается около 350 подобных машин.

Теоретически комбинированная очистительная машина способна перекачивать в час до 4000 м3 чистой воды (данные машины Super 3000 производства Wiedemann & Reichardt). А действует она следующим образом. Вначале насос, развивающий мощность до 140 л.с., всасывает пульпу. Задняя часть цистерны поднимается, пульпа скапливается в передней части, а оставшаяся жидкость проходит через специальный катушечный фильтр в бак, где подвергается еще одной очистке. Только после этого насос сбрасывает очищенную воду обратно в канализационный канал.

Такой принцип работы машины Super 3000 позволил Wiedemann & Reichardt отделить органические вещества (жидкие, с неприятным запахом) от минеральных (твердых). В результате процесса, который инженеры назвали флотация, органические вещества передвигаются наверх, отделяются и снова спускаются в канал. В грязевой камере остаются песок и камни, которые затем пересыпают в контейнер и увозят на обычных грузовиках.