Рынок грузовых автомобилей
В течение I квартала рынок грузовых автомобилей оставался достаточно стабильным. Объемы продаж оказались несколько ниже прошлогоднего уровня, а рыночные цены незначительно колебались при сохранении общей тенденции их устойчивого роста. Ситуация, по своей сути, повторила таковую в предыдущем году, и спад производства автомобилей в январе-феврале компенсировался поставками техники, произведенной, но не реализованной в 2002 г. Ограниченный спрос несколько оживился в виду заметного снижения уровня цен в первые месяцы, вызванного стремлением производителей и продавцов избежать затоваривания рынка.
![]() |
Ситуация на рынке грузовых автомобилей не радует, однако она не столь драматична, как на рынке легковых машин. Ежегодное существенное сокращение производства грузовых автотранспортных средств в январе, а вместе с тем и продаж (на 15 – 20%), с последующим восстановлением среднемесячных темпов в феврале и марте обычное явление, начиная с 1998 г. Это подтверждается многочисленными статистическими данными, в том числе предоставленными ОАО «АСМ-Холдинг».
Наиболее стабильно производство грузовиков у лидера отечественного автопрома ОАО «ГАЗ», годовой выпуск которого в 2002 г. превысил 100 тыс. малотоннажников, что означает увеличение на 12,4% к предыдущему. Январский спад этого года (до 37%) обусловлен преимущественно приостановкой выпуска легковых автомобилей. В то время как выпуск грузопассажирских автомобилей практически остался на уровне 2001 г. (9 927 шт., в том числе около 7 000 грузовых). В ближайшие месяцы предприятие намерено наращивать темпы производства. Следуя политике ежегодного обновления выпускаемых моделей, ГАЗ готовится к производству модернизированных семейств «Соболь» и «Газель».
Достаточно успешно удерживает свою позицию на рынке в сегменте автомобилей малой грузоподъемности Ульяновский автомобильный завод. Выпуск грузовиков в 2002 г. фактически остался на прежнем уровне и составил 16 934 ед. В I квартале АО «УАЗ» сохранило темпы производства и его доля в общем объеме продаж отечественных грузовиков составляет около 10%. В текущем году завод планирует освоить выпуск новых пикапов серии УАЗ-2360, разработанных на базе внедорожников УАЗ-3160 и УАЗ-3162. По словам представителей компании, модернизированные версии (в том числе с новым двигателем Заволжского моторного завода ЗМЗ-409 Euro-2 мощностью 136 л.с.) будут пользоваться спросом.
![]() |
Устойчивую реализацию продукции предприятия должна обеспечить пересмотренная сбытовая политика. Суть ее сводится к созданию сети региональных складов на базе независимых дистрибьюторов, которые, в свою очередь, должны сформировать собственные дилерские сети. Производство и поставки автомобилей завод намерен планировать и осуществлять на основе заявок дистрибьюторов с учетом прогнозируемого спроса по регионам.
Несмотря на благоприятные рыночные условия, спрос на грузовики особо малого класса сохраняется, существенно снизило производство АО «Ижмаш-Авто». Итог 2002 г. составил 12 485 автомобилей, что означает снижение на 22%. Другой производитель мини-грузовиков, АО «ВАЗинтерсервис», сохраняет прошлогодние темпы производства (в 2002 г. они составили 2 673 машины).
Не столь успешно складывается ситуация в сегменте отечественных большегрузов. По итогам прошлого года выпуск ОАО «КАМАЗ» и АО «АЗ «Урал» снизился на 10% и составил, по данным «АСМ-Холдинг», соответственно 20 056 и 8 589 грузовых автомобилей. Оба предприятия пользуются финансовой поддержкой извне: первое от правительства Татарстана, второе – со стороны холдинга «РусПромАвто». Каждый из заводов-производителей имеют свою рыночную нишу, своих устоявшихся потребителей, они достаточно точно оценивают емкость автомобильного рынка и возможные объемы реализации техники. Поэтому, несмотря на снижение производства в 2002 г., предприятия выстояли, и функционируют достаточно уверенно. Дальнейшее их развитие, по-видимому, будет зависеть от того, удастся ли им создать оптимальную структуру производства, позволяющего выпускать достаточно качественную технику с приемлемой стоимостью и обеспечивать ее прибыльную реализацию.
Начало этого года для ОАО «КАМАЗ» стало более успешным, нежели прошлого. В январе потребителям было отгружено более 1 500 грузовых автомобилей, что вдвое больше, чем годом раньше. Наличие заказов на I квартал позволило избежать ожидавшихся ранее простоев конвейера. До конца текущего года выпуск планируется довести до 24 тыс. грузовиков, при этом экспорт может сократиться до 4,5 тыс. машин. Инвестиции в основное производство за счет собственных средств запланированы в объеме 850 млн. руб.
По словам Председателя Совета директоров ОАО «КАМАЗ» Ильи Клебанова, завод к концу года будет выпускать машины, укомплектованные только двигателями Euro-2. Для оздоровления дилерской сети параллельно проводится сертификация дилеров, вносятся поправки в шкалу скидок, устанавливается и периодически корректируется минимальная цена на модельный ряд, ниже которой дилерам запрещено продавать автомобили.
![]() |
Что касается ОАО «Автомобильный завод «Урал», то для него новый год начался не столь успешно. Простои главного конвейера снизили запланированный на I квартал ежемесячный темп (на уровне 650 – 700 ед.). По словам руководства компании, замедление вызвано уменьшением числа заказов из-за заметного повышения отпускных цен, рост которых объясняется переходом на комплектацию автомобилей новыми двигателями. В частности, установка двигателей Ярославского моторного завода, отвечающих экологическим требованиям Euro-2 (ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 версии НЕ2, БЕ2 и ДЕ2) влечет за собой подорожание на 10 – 15%. Тем не менее, в текущем году планируется изготовить и реализовать до 9,5 тыс. грузовиков, из которых около 2 тыс. предполагается отправить на экспорт.
Видимо, уместно вспомнить об основном конкуренте отечественных большегрузов – РУП «МАЗ». В 2002 г. выпуск Минского автомобильного завода превысил 15 тыс. грузовых автомобилей, что составило рост в 3,4%. С начала текущего года предприятие комплектует свою продукцию новыми двигателями, соответствующими стандартам Euro-1 и Euro-2. При этом отпускные цены остались прежними. Дилеры же, используя благоприятный момент, продают автомобили с двигателями Euro-2 на 5 – 7% дороже в зависимости от модели.
По-прежнему в сложном положении находится АМО ЗИЛ. Производство грузовых машин в минувшем году снизилось почти на треть (с 16 235 в 2001 г. до 11 810 ед. в 2002 г.). В I квартале текущего года темпы сборки также оказались ниже запланированных. Основу производственной программы сейчас составляют среднетоннажники семейства ЗИЛ-43336 с бензиновым двигателем. Доля малотоннажников ЗИЛ-5301 и его модификаций снизилась почти вдвое. Повышенное внимание продолжает уделяться выпуску специальных автомобилей с различными надстройками, в том числе коммунальным и пожарным. С января завод начал комплектовать ЗИЛ-5301 «Бычок» новым минским мотором, отвечающим требованиям Euro-2, а ЗИЛ-6309 – ярославским ЯМЗ-236 НЕ, удовлетворяющим тем же стандартам. Новое руководство намерено в сжатые сроки вывести предприятие из кризиса. В арсенале завода сейчас имеется девять основных базовых шасси, на которых возможно изготовление 74 модификаций. Планом текущего года предусмотрено увеличение выпуска грузовых автомобилей и автобусов до 20 тыс. шт.
Вклад остальных предприятий остается небольшим и существенного влияния на положение дел в отечественном автомобилестроении не оказывает. Так, темп производства «Саранского завода автосамосвалов», выпустившего в минувшем году около 700 автомобилей (преимущественно на горьковском шасси), остается прежним. Сократился выпуск самосвалов ОАО «НЕФАЗ». Приоритетным направлением производственной деятельности нефтекамского завода, видимо, считается изготовление прицепной техники – грузовых и самосвальных прицепов и полуприцепов.
![]() |
К интересным новинкам рынка можно отнести появление малотоннажных автомобилей KIA, сборку которых начал в январе калининградский завод «АВТОТОР». Три предлагаемые модели – К2700II, К3000S и К3600II – отличаются габаритами и грузоподъемностью, которая составляет 1,0; 1,5 и 2,5 т. Двигатель: дизель объемом 2,7 л для грузовика К2700II; 3,0 л для К3000S и 3,3 л для К3600II. Мощность составляет соответственно 83, 92 и 120 л.с. Машины предлагаются с разными вариантами кузовов, в том числе бортовые, бортовые с подъемной платформой, рефрижераторы, фургоны мебельные и изотермические, цистерны и эвакуаторы. Цена бортового автомобиля в базовой комплектации колеблется от $12,5 тыс. до 17,7 тыс. Окажет ли новый игрок на рынке серьезную конкуренцию отечественным малотоннажникам покажет время.
Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в январе – марте была умеренной. Они колебались незначительно и их изменения, как в сторону увеличения, так и снижения, находились в пределах 1,5 – 2,5%. В течение I квартала быстрее росли цены на продукцию АМО ЗИЛ, что в значительной мере вызвано переменами в сбытовой политике столичного предприятия. Продукция реализуется преимущественно через фирменный торговый центр и цены стали более контролируемыми. Медленнее поднимались цены на грузовики ОАО «КАМАЗ» и АО «ГАЗ».
Цены на «Уралы» оставались фактически неизменными до тех пор, пока дилерами не были реализованы остатки минувшего года. В марте миасские большегрузы стали заметно дорожать из-за поднятия отпускных цен. Относительно стабильной в плане цены оставалась продукция Минского автозавода, где ежемесячный прирост не превышал 1%. Кроме того, по некоторым моделям, в том числе по седельным тягачам МАЗ-64229 и МАЗ-544008, отмечено снижение.
В ближайшие полтора-два месяца рост цен на грузовые автомобили может ускориться до 2 – 3% ежемесячно. Этому будет способствовать как повышение отпускных цен, связанное с модернизацией модельного ряда, так и неизбежные пока инфляционные процессы.
![]() |