Рынок грузовых автомобилей

В. Салыгин

В течение I квартала рынок грузовых автомобилей оставался достаточно стабильным. Объемы продаж оказались несколько ниже прошлогоднего уровня, а рыночные цены незначительно колебались при сохранении общей тенденции их устойчивого роста. Ситуация, по своей сути, повторила таковую в предыдущем году, и спад производства автомобилей в январе-феврале компенсировался поставками техники, произведенной, но не реализованной в 2002 г. Ограниченный спрос несколько оживился в виду заметного снижения уровня цен в первые месяцы, вызванного стремлением производителей и продавцов избежать затоваривания рынка.

Ситуация на рынке грузовых автомобилей не радует, однако она не столь драматична, как на рынке легковых машин. Ежегодное существенное сокращение производства грузовых автотранспортных средств в январе, а вместе с тем и продаж (на 15 – 20%), с последующим восстановлением среднемесячных темпов в феврале и марте обычное явление, начиная с 1998 г. Это подтверждается многочисленными статистическими данными, в том числе предоставленными ОАО «АСМ-Холдинг».

Наиболее стабильно производство грузовиков у лидера отечественного автопрома ОАО «ГАЗ», годовой выпуск которого в 2002 г. превысил 100 тыс. малотоннажников, что означает увеличение на 12,4% к предыдущему. Январский спад этого года (до 37%) обусловлен преимущественно приостановкой выпуска легковых автомобилей. В то время как выпуск грузопассажирских автомобилей практически остался на уровне 2001 г. (9 927 шт., в том числе около 7 000 грузовых). В ближайшие месяцы предприятие намерено наращивать темпы производства. Следуя политике ежегодного обновления выпускаемых моделей, ГАЗ готовится к производству модернизированных семейств «Соболь» и «Газель».

Достаточно успешно удерживает свою позицию на рынке в сегменте автомобилей малой грузоподъемности Ульяновский автомобильный завод. Выпуск грузовиков в 2002 г. фактически остался на прежнем уровне и составил 16 934 ед. В I квартале АО «УАЗ» сохранило темпы производства и его доля в общем объеме продаж отечественных грузовиков составляет около 10%. В текущем году завод планирует освоить выпуск новых пикапов серии УАЗ-2360, разработанных на базе внедорожников УАЗ-3160 и УАЗ-3162. По словам представителей компании, модернизированные версии (в том числе с новым двигателем Заволжского моторного завода ЗМЗ-409 Euro-2 мощностью 136 л.с.) будут пользоваться спросом.

Устойчивую реализацию продукции предприятия должна обеспечить пересмотренная сбытовая политика. Суть ее сводится к созданию сети региональных складов на базе независимых дистрибьюторов, которые, в свою очередь, должны сформировать собственные дилерские сети. Производство и поставки автомобилей завод намерен планировать и осуществлять на основе заявок дистрибьюторов с учетом прогнозируемого спроса по регионам.

Несмотря на благоприятные рыночные условия, спрос на грузовики особо малого класса сохраняется, существенно снизило производство АО «Ижмаш-Авто». Итог 2002 г. составил 12 485 автомобилей, что означает снижение на 22%. Другой производитель мини-грузовиков, АО «ВАЗинтерсервис», сохраняет прошлогодние темпы производства (в 2002 г. они составили 2 673 машины).

Не столь успешно складывается ситуация в сегменте отечественных большегрузов. По итогам прошлого года выпуск ОАО «КАМАЗ» и АО «АЗ «Урал» снизился на 10% и составил, по данным «АСМ-Холдинг», соответственно 20 056 и 8 589 грузовых автомобилей. Оба предприятия пользуются финансовой поддержкой извне: первое от правительства Татарстана, второе – со стороны холдинга «РусПромАвто». Каждый из заводов-производителей имеют свою рыночную нишу, своих устоявшихся потребителей, они достаточно точно оценивают емкость автомобильного рынка и возможные объемы реализации техники. Поэтому, несмотря на снижение производства в 2002 г., предприятия выстояли, и функционируют достаточно уверенно. Дальнейшее их развитие, по-видимому, будет зависеть от того, удастся ли им создать оптимальную структуру производства, позволяющего выпускать достаточно качественную технику с приемлемой стоимостью и обеспечивать ее прибыльную реализацию.

Начало этого года для ОАО «КАМАЗ» стало более успешным, нежели прошлого. В январе потребителям было отгружено более 1 500 грузовых автомобилей, что вдвое больше, чем годом раньше. Наличие заказов на I квартал позволило избежать ожидавшихся ранее простоев конвейера. До конца текущего года выпуск планируется довести до 24 тыс. грузовиков, при этом экспорт может сократиться до 4,5 тыс. машин. Инвестиции в основное производство за счет собственных средств запланированы в объеме 850 млн. руб.

По словам Председателя Совета директоров ОАО «КАМАЗ» Ильи Клебанова, завод к концу года будет выпускать машины, укомплектованные только двигателями Euro-2. Для оздоровления дилерской сети параллельно проводится сертификация дилеров, вносятся поправки в шкалу скидок, устанавливается и периодически корректируется минимальная цена на модельный ряд, ниже которой дилерам запрещено продавать автомобили.

Что касается ОАО «Автомобильный завод «Урал», то для него новый год начался не столь успешно. Простои главного конвейера снизили запланированный на I квартал ежемесячный темп (на уровне 650 – 700 ед.). По словам руководства компании, замедление вызвано уменьшением числа заказов из-за заметного повышения отпускных цен, рост которых объясняется переходом на комплектацию автомобилей новыми двигателями. В частности, установка двигателей Ярославского моторного завода, отвечающих экологическим требованиям Euro-2 (ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 версии НЕ2, БЕ2 и ДЕ2) влечет за собой подорожание на 10 – 15%. Тем не менее, в текущем году планируется изготовить и реализовать до 9,5 тыс. грузовиков, из которых около 2 тыс. предполагается отправить на экспорт.

Видимо, уместно вспомнить об основном конкуренте отечественных большегрузов – РУП «МАЗ». В 2002 г. выпуск Минского автомобильного завода превысил 15 тыс. грузовых автомобилей, что составило рост в 3,4%. С начала текущего года предприятие комплектует свою продукцию новыми двигателями, соответствующими стандартам Euro-1 и Euro-2. При этом отпускные цены остались прежними. Дилеры же, используя благоприятный момент, продают автомобили с двигателями Euro-2 на 5 – 7% дороже в зависимости от модели.

По-прежнему в сложном положении находится АМО ЗИЛ. Производство грузовых машин в минувшем году снизилось почти на треть (с 16 235 в 2001 г. до 11 810 ед. в 2002 г.). В I квартале текущего года темпы сборки также оказались ниже запланированных. Основу производственной программы сейчас составляют среднетоннажники семейства ЗИЛ-43336 с бензиновым двигателем. Доля малотоннажников ЗИЛ-5301 и его модификаций снизилась почти вдвое. Повышенное внимание продолжает уделяться выпуску специальных автомобилей с различными надстройками, в том числе коммунальным и пожарным. С января завод начал комплектовать ЗИЛ-5301 «Бычок» новым минским мотором, отвечающим требованиям Euro-2, а ЗИЛ-6309 – ярославским ЯМЗ-236 НЕ, удовлетворяющим тем же стандартам. Новое руководство намерено в сжатые сроки вывести предприятие из кризиса. В арсенале завода сейчас имеется девять основных базовых шасси, на которых возможно изготовление 74 модификаций. Планом текущего года предусмотрено увеличение выпуска грузовых автомобилей и автобусов до 20 тыс. шт.

Вклад остальных предприятий остается небольшим и существенного влияния на положение дел в отечественном автомобилестроении не оказывает. Так, темп производства «Саранского завода автосамосвалов», выпустившего в минувшем году около 700 автомобилей (преимущественно на горьковском шасси), остается прежним. Сократился выпуск самосвалов ОАО «НЕФАЗ». Приоритетным направлением производственной деятельности нефтекамского завода, видимо, считается изготовление прицепной техники – грузовых и самосвальных прицепов и полуприцепов.

К интересным новинкам рынка можно отнести появление малотоннажных автомобилей KIA, сборку которых начал в январе калининградский завод «АВТОТОР». Три предлагаемые модели – К2700II, К3000S и К3600II – отличаются габаритами и грузоподъемностью, которая составляет 1,0; 1,5 и 2,5 т. Двигатель: дизель объемом 2,7 л для грузовика К2700II; 3,0 л для К3000S и 3,3 л для К3600II. Мощность составляет соответственно 83, 92 и 120 л.с. Машины предлагаются с разными вариантами кузовов, в том числе бортовые, бортовые с подъемной платформой, рефрижераторы, фургоны мебельные и изотермические, цистерны и эвакуаторы. Цена бортового автомобиля в базовой комплектации колеблется от $12,5 тыс. до 17,7 тыс. Окажет ли новый игрок на рынке серьезную конкуренцию отечественным малотоннажникам покажет время.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в январе – марте была умеренной. Они колебались незначительно и их изменения, как в сторону увеличения, так и снижения, находились в пределах 1,5 – 2,5%. В течение I квартала быстрее росли цены на продукцию АМО ЗИЛ, что в значительной мере вызвано переменами в сбытовой политике столичного предприятия. Продукция реализуется преимущественно через фирменный торговый центр и цены стали более контролируемыми. Медленнее поднимались цены на грузовики ОАО «КАМАЗ» и АО «ГАЗ».

Цены на «Уралы» оставались фактически неизменными до тех пор, пока дилерами не были реализованы остатки минувшего года. В марте миасские большегрузы стали заметно дорожать из-за поднятия отпускных цен. Относительно стабильной в плане цены оставалась продукция Минского автозавода, где ежемесячный прирост не превышал 1%. Кроме того, по некоторым моделям, в том числе по седельным тягачам МАЗ-64229 и МАЗ-544008, отмечено снижение.

В ближайшие полтора-два месяца рост цен на грузовые автомобили может ускориться до 2 – 3% ежемесячно. Этому будет способствовать как повышение отпускных цен, связанное с модернизацией модельного ряда, так и неизбежные пока инфляционные процессы.