Цены на московском рынке грузовых автомобилей

В первом квартале текущего года ситуация на рынке грузовых автомобилей продолжала оставаться весьма неустойчивой как по ценам, так и по объемам продаж. Оживлению рынка способствовал начавшийся в октябре прошлого года заметный подъем в реальном секторе экономики страны, а также ослабление денежного «голода», снижение темпов инфляции (январь – 8%, февраль – 4,1%, март – 2,8%). Однако тенденция развития производства носит неустойчивый характер. По мнению ряда специалистов, это не начало роста, а лишь компенсация резкого спада российской экономики, произошедшего летом 1998 года. Негативное воздействие на рынок по-прежнему оказывают спросовые ограничения, обусловленные недостатком оборотных средств, нерентабельностью большинства предприятий в сложившейся структуре цен.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в первом квартале текущего года в целом характеризовалась тенденцией постоянного их роста. Наибольший прирост рыночных цен отмечен по автомобилям «Урал» (30 – 35%). Медленнее росли цены на автотранспортные средства Кременчугского и Камского заводов (соответственно 20 – 25% и 15 – 20%). Отличительной особенностью нынешней ценовой ситуации на рынке большегрузных автомобилей является большой разброс индексов цен по моделям. Это наиболее заметно в изменениях цен на автомобили Минского завода. Если усредненный прирост за последние три месяца составил 6 – 8%, то наиболее «ходовые» модели (в том числе бортовой МАЗ-53371 и самосвал МАЗ-5551) подорожали на 10 – 12%. В то же время седельные тягачи (в том числе МАЗ-54323, МАЗ-54329, МАЗ-64229) остались фактически в прежней цене. Такое положение, видимо, является типичным для переходного периода в развитии ценовой ситуации, вызванного кризисом августа прошлого года.

Анализ динамики цен показывает, что уровень цен на «импортные» грузовые автомобили МАЗ и КрАЗ, после многочисленных и весьма значительных колебаний, в известной мере стабилизировался. Ускоренный рост цен на автотранспортные средства Уральского завода в начале текущего года обусловлен их замедленным увеличением осенью прошлого года. Наиболее равномерно росли цены на автомобили КамАЗ (4 – 6% ежемесячно).

В течение последних 2 – 3 месяцев заводы–производители грузовых автомобилей один за другим повысили отпускные цены на 10 – 20% (в частности, ОАО «КАМАЗ» и «УралАЗ» – в феврале, АМО ЗИЛ – в марте). Это будет способствовать дальнейшему повышению рыночных цен, по крайней мере в апреле – мае.

Негативное воздействие на ценовую ситуацию оказывают бартерные сделки и взаимозачеты. Разница в ценах (торговая, по бартеру, взаимозачет) составляет 20 – 30%. При этом в проигрыше, как правило, оказываются автомобильные заводы.

В условиях опережающего роста цен на комплектующие и материалы, ряд заводов-продуцентов автомобилей стремится обеспечить конвейер преимущественно за счет своих смежных производств, поставляющих необходимые узлы, агрегаты и детали. Так, несмотря на тяжелое финансовое положение, ОАО «КАМАЗ» достаточно успешно осуществляет реализацию моторостроительной программы. К настоящему времени заводом двигателей освоено производство дизелей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха мощностью от 240 до 360 л.с. (в том числе КамАЗ-740.21-240 Euro-1, КамАЗ-740.20-260, КамАЗ-740.50-360). К концу 1999 года намечено начать производство новой серии дизельных двигателей мощностью до 400 л.с. и удовлетворяющих требованиям Euro-2. На различной стадии готовности находится производство своих гидроусилителей руля, водяных насосов, усиленных коробок передач, заготовок гильз и других деталей и узлов.

Есть основания говорить о реальности этих планов. Завод имеет необходимую производственную базу – предприятие в Набережных Челнах располагает современным высокопроизводительным оборудованием, обеспечивающим внедрение гибких технологических линий для обработки поршня, гильз, коленвала, поршневых колец и других деталей. Правительством РФ, наконец, одобрено соглашение с кабинетом министров Республики Татарстан о совместном участии в реформировании ОАО «КАМАЗ». Соглашение, в частности, предусматривает образование комитета кредиторов ОАО «КАМАЗ», проведение реструктуризации задолженности и ряд других мер, направленных на финансовое оздоровление Камского автозавода.

Производство современных дизелей, пригодных для установки на автомобилях КамАЗ, «Урал», ЗИЛ, обещает быть рентабильным и приносить устойчивую прибыль. Это подтверждает и оценка специалистов Минэкономики, согласно которой отечественное автомобилестроение остро нуждается в дизелях с рабочим объемом 12 – 17 литров, с турбонаддувом, пониженной частотой вращения, электронным управлением подачи топлива.

Вывод о том, что проблему современных двигателей надо решать не за счет импорта, а на путях отечественного машиностроения, подтверждает и неудавшийся опыт использования дизелей Cummins (на КамАЗах) и Caterpillar (на ЗИЛах). Применение силовых агрегатов иностранного производства ведет к удорожанию грузового автомобиля, по меньшей мере, на 25 – 30%. А в условиях низкого платежеспособного спроса это равносильно производству неликвидного товара.

Резкое снижение обменного курса рубля и связанное с ним подорожание импортной техники, в том числе и автотранспортных средств, стимулирует процесс импортзамещения. Российские предприятия располагают значительными возможностями и резервами для активного участия в этом процессе. В частности, по данным Минэкономики, загрузка мощностей по производству грузовых автомобилей составляет всего лишь 25% (автобусов – 61%). Смогут ли отечественные автомобилестроители преодолеть воздействие негативных факторов (со стороны предложения товара – технологических, ассортиментных, ресурсных, финансовых и со стороны потребления – ограничения спроса) – это покажет время.

Согласно регулярно проводимому опросу руководителей предприятий наиболее оптимистические прогнозы на ближайшее время делаются в стройиндустрии, химической и нефтехимической отраслях экономики. А это, как известно, основные потребители большегрузных автомобилей.

Интересным, на наш взгляд, направлением возможного развития российского автопрома является целевая поддержка государства в разработке и производстве грузовых автомобилей двойного – гражданско-военного назначения. Предложения сторонников усиления государственного регулирования и поддержки отечественного товаропроизводителя сводятся к объединению усилий хозяйственного комплекса и силовых ведомств в целях вывода из кризисного состояния автомобилестроительных заводов.

Прежде всего предлагается более точно определить реальные потребности страны в грузовых авомобилях и шасси. При этом исходить надо не из суммарного грузооборота и суммарной грузоподъемности автотранспортных средств (как это делалось до сих пор), а использовать новую методику. В ее основу предлагается положить дифференцированный подход, основанный на разделении потребителей по номенклатуре автотранспортных средств, классам грузоподъемности, эксплуатационно-техническим требованиям и т.д. Прогноз делать по регионам, а также отраслям и ведомствам.

Технический блок предложений направлен на разработку требований к автомобилям двойного назначения и выбор соответствующих технологий их изготовления. Разработку и производство семейства автомобилей двойного назначения предлагается осуществить совместным финансированием из федерального бюджета (статьи расходов на национальную оборону и внутреннюю безопасность), средств предприятий и различных коммерческих структур (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и др.).

Сторонники развития этого направления считают его достаточно перспективным прежде всего потому, что Правительство РФ будет вынуждено пойти на переоснащение Вооруженных Сил и других силовых структур в связи с очевидным старением их автопарка. По данным Минобороны, в последние годы поставки в войска вооружений и военной техники осуществлялись не по потребностям, а в соответствии с выделенными средствами. В результате скудного финансирования ежегодное обновление автомобильной техники составляло 0,15 – 0,2%. К настоящему времени количество автомобильных боевых шасси со сроком службы 12 лет превысило 40% от их общей численности.

С другой стороны, сами предприятия заинтересованы в разработке и производстве автомобилей двойного назначения. С новым направлением они связывают дополнительные инвестиции, возможность внедрения новых технологий, перспективы получения госзаказа, расширение сбыта своей продукции. В общегосударственном масштабе реализация рассматриваемого проекта могла бы дать существенную экономию финансовых средств, обеспечить создание дополнительных рабочих мест, в целом способствовать экономическому и социальному развитию страны.