Российский рынок строительной опалубки: реальность и прогнозы
Круглый стол

«Основные Средства» знакомят читателей с мнением активных участников российского рынка строительной опалубки о его сегодняшнем состоянии и перспективах.

Ответить на вопросы любезно согласились представители компаний:

  • Роман Полосухин, генеральный директор ООО «Стронг»
  • Денис Тихонов, директор по развитию ООО «Гелиос»
  • Харийс Чика, генеральный директор ООО «ПЕРИ»

Расскажите о прогнозе развития российского рынка опалубки, какие тенденции вы могли бы отметить? Возможно ли появление новых участников рынка, изменение соотношения сил?

Р. Полосухин, ООО «Стронг»: Основная тенденция рынка – уменьшение доли сделок по покупке нового оборудования, увеличение спроса на аренду и приобретение б/у опалубки. При нехватке средств на реализацию проектов в кризисные времена строитель начал считать деньги и экономить.

На момент первого кризиса XXI века, по данным европейских производителей опалубки, соотношение объема приобретаемой опалубки к арендуемой в странах СНГ было в пропорции 9:1. В то же время в западной Европе это соотношение примерно прямо противоположное, то есть аренда опалубки на данном рынке составляет львиную долю. Яркий пример разницы при становлении совершенного нового рынка на почве раннего капитализма с рынком, в котором все «за» и «против» давно взвешены и понятны, и каждый евроцент посчитан.

ООО «ПЕРИ»ООО «ПЕРИ»ООО "ПЕРИ"

Картина европейского рынка стабильна уже десятилетия, на его примере можно обозначить основные факторы, которые влияют на выбор клиента при принятии решения: аренда или покупка (лизинг рассматривать не будем, так как это экономический инструмент при совершении покупки, для его рекомендации нужен анализ условий каждого отдельного договора). Итак, в условиях, когда опалубочное оборудование качественное, подразумевает долгосрочное пользование, имеет существенную стоимость, а ежемесячная аренда составляет, как правило, порядка 3–5% от ее стоимости, несложно понять, что клиент должен иметь объем работ для этого оборудования в перспективе на 20 месяцев беспрерывно, чтобы только начать рассматривать решение о покупке. Среднестатистической строительной компании также невыгодно содержать квалифицированный персонал, в задачи которого входит контроль за использованием, уход, анализ применения опалубочного оборудования, и еще нести затраты за надлежащее хранение опалубки, необходимый поточный ремонт, логистику. Всё вышеперечисленное сегодня выполняет поставщик опалубочного оборудования в качестве сервиса и привлечения клиента – то есть типовые проекты жилищного и инфраструктурного фонда практически всегда выполняются с помощью арендных мощностей. Только эксклюзивные проекты из разряда стадионов, аэропортов, мостов, промышленных конструкций или высокоархитектурные формы из монолитного железобетона, подразумевающие специальные индивидуальные опалубки, имеют долю покупки. Но даже здесь преимущество имеет тот поставщик, который сможет минимизировать затраты на покупку и максимально использовать в конструкции опалубки стандартные элементы многократного использования.

Именно в результате кризисов все субъекты хозяйственной деятельности, в сфере строительства в том числе, были вынуждены навести порядок со всеми своими расходами, ушли сверхприбыли – рынок начал качественно эволюционировать. До цивилизованного идеала еще далеко, но пропорция заметно изменилась в сторону значительного увеличения доли арендных контрактов. Есть и на нашем рынке российский колорит: в связи с присутствием некачественного оборудования по низким ценам целесообразность аренды при долгосрочных, пусть даже и типовых работах может быть сомнительной, так как есть вариант купить дешево, отработать объект и сдать как металлолом оставшийся хлам. Такие «хозяйственники» редко учитывают факт постоянного мелкого выхода из строя то одного, то другого элемента, появляются расходы на ремонт, что-то простаивает, сроки и качество строительства страдают.

ООО «Стронг»

В заключение хочется привести еще один немаловажный фактор для существующих сейчас реалий нашей экономики. Аренда опалубки позволяет арендатору гибко и с высокой скоростью реагирования управлять каждым своим проектом. Затраты на аренду прямо пропорциональны объемам выполняемых работ, а следовательно, и платежам заказчика строительства. При уменьшении финансирования или при необходимости ускорить темпы строительства мы оперативно корректируем объем необходимого клиенту оборудования.

Д. Тихонов, ООО «Гелиос»: Рынок находится в глубочайшем кризисе. Наблюдается тенденция распада значительной части компаний-перепродавцов и многих производителей. Причины простые: неумеренная гонка за снижением стоимости строительных работ приводит к катастрофическому снижению качества выпускаемой продукции, обеднению реально востребованного оборудования. Все чаще и чаще мы сталкиваемся со следующей тенденцией: после инженерного расчета клиент просто отказывается покупать половину приспособлений и комплектующих, применяя подручные средства, рискуя здоровьем и жизнью рабочих, снижая качество строительства. Конкуренция за «низкую цену» вынуждает заводы реагировать соответственно. Появляются производители, выпускающие «условно годную» продукцию, однако это не мешает им развиваться: в современном строительном мире решение о закупке оборудования принимает не инженер, а «девочка в тендерном отделе», для которой единственным критерием выбора является заявленная цена.

Новые участники рынка в ближайшее время, я думаю, появляться не будут, по крайней мере, производители серьезных систем с большими возможностями: во-первых, в РФ уже имеется достаточное количеств высококлассных производителей, сумевших добиться многоуровневого передела продукции, – это компании, сами изготавливающие профили, сами делающие каркасы и конечную продукцию, и в опалубке перекрытий то же самое: своя труба, свои стойки…

По поводу изменения соотношения сил: те, у кого «свой» профиль, свои производственные площади, дешевая энергия, высокотехнологичное автоматизированное производство, будут выживать и развиваться. Но очевидно, что выживут не все…

Х. Чика, ООО «ПЕРИ»: Российский рынок строительного оборудования предлагает широкий выбор компаний-производителей и поставщиков опалубки, причем как отечественных, так и европейских брендов. В основном это, конечно, крупные и хорошо известные имена, много лет присутствующие в сегменте монолитного строительства. Список этих компаний достаточно стабилен, но за последнее время уже заметны некоторые изменения в составе участников. Если крупные игроки обошлись перенастройкой стратегии, то небольшие компании, тем более не имеющие собственного производства, переживают не лучшие времена. Кризис позволяет произвести некоторую «очистку» рынка, после которой остаются только эффективные и сильные игроки. В целом рынок опалубки движется в сторону качества. Сегодня наши клиенты, строительные компании, уже хорошо разбираются в опалубочных технологиях и могут самостоятельно оценить преимущества использования того или иного оборудования. И все чаще выбор делается не в сторону низкой цены, а в сторону высокого уровня результата. Все большим спросом на рынке пользуется услуга аренды оборудования. Это выгодно и удобно для клиента, особенно в сегодняшних условиях нестабильной экономики.

ООО «Стронг»

Какие типы и модели опалубки наиболее популярны у отечественного потребителя? Какие конструкции, типы опалубки будут исчезать с рынка, а какие набирать популярность?

Р. Полосухин, ООО «Стронг»: Высотное строительство: стены – крупнощитовая опалубка из стального профиля толщиной 3,0 мм, позволяющая бетонировать с неограниченной скоростью; перекрытия – на основе стоек телескопических и пространственных конструкций (чашечного или клинового типа).

Малоэтажное строительство: стены – опалубка из алюминиевого профиля и мелкощитовая опалубка из стали; перекрытия – стойки телескопические.

Д. Тихонов, ООО «Гелиос»: Основная конкуренция на рынке в сегменте крупнощитовой модульной опалубки. Такая продукция перекрывает потребности 85% строительных проектов, что тут может измениться? Исчезнет, к сожалению, или сократится до малозаметных величин технологичная продукция высокого качества – дорого.

Х. Чика, ООО «ПЕРИ»: Пожалуй, невозможно выделить конкретный тип или вид опалубки, пользующийся наибольшим спросом. Все очень индивидуально, с учетом типа конструкции, условий строительства, архитектуры объекта и прочих факторов. Каждый раз комплектация набора оборудования происходит под конкретный объект. Мы всегда уделяем персональное внимание, стараясь учесть все условия клиента.

Однако очевидно, что с каждым годом регрессирует количество отечественных строителей, использующих «брус-фанеру» вместо системной опалубки. Кажущийся на первый взгляд более экономичным выбор «деревянной» опалубки впоследствии приводит к большим затратам. Культура строительной отрасли в России за последние годы выросла, на стройплощадках все чаще применяются технологичные системы опалубки, позволяющие организовать процесс более эффективно и выгодно.

Руководством государства взят курс на импортозамещение. Возможно ли в этом плане полное замещение импортной опалубки отечественными аналогами и продукцией государств, не подпавших под ответные санкции России, или более реален путь «натурализации» иностранных компаний в России путем создания местных производств и совместных предприятий с российскими партнерами?

Р. Полосухин, ООО «Стронг»: На данный момент российская производственная база выпускает полную номенклатуру опалубки, потребляемой строительным рынком страны. Задача – не растерять объемы и повышать общее качество и культуру производства.

Д. Тихонов, ООО «Гелиос»: Руководство государства ничего, кроме ведения разговоров про импортозамещение, конкретно не делает. И, как я думаю, делать не будет. Импортная опалубка с рынка была «выдавлена» к 2008–2010 гг. чуть более чем полностью. Единственное, где постоянно мы слышим про «западных» партнеров, это бюджетные и квазигосударственные стройки. Сами делайте выводы, почему... Лучшие отечественные системы «Ферлауф» у «Гелиос» или «Тембо» у «Крамос» в пять–семь раз дешевле немецких при превосходящих характеристиках. Но их никто не закупает для государственных строек.

Производство опалубки в РФ не уступает по качеству западному, а во многих случаях превосходит его.

А если бы по телевизору кроме болтовни про замещение рассказывали про реальные дела, то мы услышали бы про технопарки, уже подключенные к электроснабжению по приемлемым ценам, узнали бы про кредит менее чем под 50%, и доступный не только родственникам чиновников, налоговые каникулы для производств… Но это неинтересно «говорящим головам» в телевизоре. Так что импортозамещение в нынешнем виде – блеф, и произошло оно в нашей отрасли, скорее, вопреки действиям правительства.

Х. Чика, ООО «ПЕРИ»: Говоря о вопросе импортозамещения и изоляции российского строительного рынка от условий равноправной конкуренции, необходимо понимать, что в результате таких действий темпы развития опалубочных технологий в России замедлятся и, как следствие, снизится качество и эффективность строительного производства в целом. К сожалению, российские производители опалубки уделяют мало внимания и вкладывают недостаточно средств в развитие инновационных технологий в этой отрасли. Тема импортозамещения одна из самых обсуждаемых в последнее время. С одной стороны, это шанс для российской экономики и отечественных производителей. С другой – это большой вопрос относительно возможностей имеющейся в стране инфраструктурной базы, наличия инвестиционных средств для развития новых производств и технологий, а также квалификации кадров. Как иностранный производитель, мы корректируем свою стратегию в соответствии с изменяющимися условиями, стараясь найти и предложить самое выгодное решение для российских клиентов. Так, в сентябре 2015 г. мы открыли свой первый завод по производству двутавровой балки. Эта балка используется в системах опалубки перекрытий и имеет ряд уникальных свойств и характеристик. VT 20 – единственный на рынке подобный продукт с центральной стенкой из высокопрочного ДСП класса P7+, брус балки изготавливается из древесины ели твердых северных пород. Более того, благодаря применению ряда ноу-хау в процессе производства балка имеет повышенную оборачиваемость и срок службы до 12 лет.

Запуск производства позволил нам не только обеспечить своих клиентов качественным продуктом, но и сделать это по более низкой цене.

ООО «Стронг»

В каких случаях вы посоветовали бы аренду опалубки, а в каких – приобретение в лизинг или в собственность? Что сейчас преобладает на рынке опалубки: аренда, приобретение в собственность или лизинг и для каких категорий продукции?

Р. Полосухин, ООО «Стронг»: Аренда – краткосрочные или разовые проекты.

Покупка – длительные контракты, несколько или очередь объектов, строго сжатые сроки реализации проектов. Лизинг – то же самое, что покупка, плюс 10–15% переплаты за пользование чужими деньгами.

Д. Тихонов, ООО «Гелиос»: Для аренды оборудования один критерий: все, что строится дольше 4–5 месяцев, в аренде убыточно. Лизинг почти недоступен строителям сейчас. Не дают банки в долг на стройки. На покупку машин дают, на конкурс красоты и ночной клуб дают, а на производство – ни при каких условиях. Поэтому наша компания вынуждена была разработать гибкие схемы оплаты продукции, ввести договоры с обязательным обратным выкупом по фиксированной цене, зависящие не от срока эксплуатации, а от реального состояния оборудования на момент его выкупа.

Но из-за того, что рынок находится в состоянии коллапса, строители и этого позволить себе часто не могут. Поэтому сейчас больше аренды, чем реальных продаж.

Х. Чика, ООО «ПЕРИ»: На российском рынке с каждым днем набирает популярность аренда оборудования. Приобретая опалубку во временное пользование, клиент освобождает себя от множества затрат, связанных с обустройством склада, цехов по ремонту и очистке оборудования, транспортировке. Стоимость аренды зачисляется в затратную часть предприятия, сокращая тем самым налог на прибыль. Сегодня на российском рынке не так много компаний предлагают опалубочные системы в аренду. Это связано с тем, что такая бизнес-модель выгодна только при применении качественного оборудования, тогда как немногие российские опалубочные компании могут похвастаться долгим сроком службы. Безусловно, аренда технологичной опалубки также повышает культуру строительного производства на площадке, арендодатель заинтересован в сохранности и целостности систем и для этого проводит обучение специалистов клиента. Например, перед началом проведения работ может быть проведен обучающий курс по технологии применения опалубки. Кроме того, в нашей практике специалист PERI регулярно присутствует на строительной площадке для мониторинга процесса использования опалубки, что в конечном итоге также ведет к сокращению расходов при возврате оборудования.

ООО «ПЕРИ»

Расскажите о новинках продукции, которые представила или планирует представить ваша компания российскому потребителю.

Р. Полосухин, ООО «Стронг»: Композитная опалубка – строительное оборудование, изготовленное из высокотехнологичных материалов, применяющихся в космической и авиационной промышленности. Оборудование с классом горючести «НГ» весом 11–13 кг/м2. Цикличность использования такой опалубки – от 1000 оборотов: этот показатель втрое выше существующих норм по 1-му классу ГОСТа.

Д. Тихонов, ООО «Гелиос»: Мы полностью обновили линейку продукции. Все, что мы сейчас производим (я имею в виду стеновые системы), делается из запатентованного нами профиля «с широкой полкой». Этот тип профиля позволяет более надежно крепить втулки и не иметь на фанере фасонных отверстий. Прямолинейные листы дольше служат и легче заменяются.

Профиль стеновой опалубки "Гелиос"

Х. Чика, ООО «ПЕРИ»: Компания PERI непрерывно инвестирует в создание и развитие новых элементов и целых систем. Свои новинки наша компания традиционно, как и многие мировые производители, представляет на крупнейшей выставке строительного оборудования BAUMA, которая проходит один раз в три года в Мюнхене. Ближайшая выставка пройдет в апреле 2016 г., где мы готовимся представить «громкие» новинки в опалубочной отрасли. Некоторые продукты будут поистине инновационным прорывом, по-этому наберемся терпения и через несколько месяцев узнаем о новых технологиях, которые, надеемся, будут высоко оценены и российскими производителями.

Что мешает вашей компании и всему российскому рынку опалубки развиваться интенсивнее?

Р. Полосухин, ООО «Стронг»: Объемы и культура строительства. К сожалению, уровень образования, квалификация инженерного состава и строительных рабочих крайне низкие. Даже масштабные проекты реализуются руками дилетантов. Неграмотные расчеты, материалы низкого качества и коррумпированные схемы закупок приводят к серьезным обрушениям и демотивируют производителей повышать качество материалов.

Д. Тихонов, ООО «Гелиос»: Отсутствие новых строительных проектов. Отсутствие кредитов. Недоступность ипотеки для граждан и кредитов для бизнеса. Короче – отсутствие финансовых средств. Разрушение системы среднего профессионального образования обернулось кадровым голодом. Отсюда третья беда: нет рабочих.

НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin