Коленчатый подъемник Genie Z-45/25J RT с рабочей высотой 16 м

Мачты, ножницы и телескопы… (Часть 3)
Подъемное оборудование

И. Варывдин, фото автора и компаний-производителей

 (Окончание)

Познакомившись в предыдущих статьях с основными моделями мачтовых и ножничных подъемников (см. «ОС» № 9, 2014 г. и № 7, 2015 г.), поговорим о телескопических и коленчатых подъемных платформах.

Коленчатый подъемник JLG 340 AJ с рабочей высотой 12 м

Телескопические и коленчатые подъемники обычно рассматриваются как отдельные группы, хотя на деле между ними много общего, ведь у современных коленчатых подъемников как минимум одна часть складной стрелы состоит из выдвижных секций. Данные группы – самые многочисленные по количеству моделей у разных производителей, различающихся по конструкции, техническим данным и основе, на которую они устанавливаются. Кроме передвижных самоходных оснований сюда добавляются прицепные платформы и установки на дорожных шасси грузовиков, но из всего многообразия мы выделим только дизельные модели на самоходных шасси с рабочей высотой подъема от 12 до 43 м, как наиболее востребованные, в первую очередь строительным рынком.

Коленчатый подъемник Haulotte HA 260PX с  рабочей высотой 25,5 м

Дизельные телескопические подъемники с прямой стрелой – самые простые по конструкции, фактические аналоги телескопических погрузчиков с той лишь разницей, что у подъемников нет кабины, и всеми функциями машины оператор управляет с платформы. Рабочая платформа, или люлька, соединяется или непосредственно с выдвижной стрелой, или через дополнительную секцию – подвижный в вертикальной плоскости гусек. Угол наклона стрелы изменяется под действием гидравлического цилиндра, закрепленного между стрелой и основанием, в котором, в свою очередь, расположены двигатель, гидрооборудование и балласт. Основание монтируется на шасси через поворотный механизм, у большинства подъемников полноповоротный, у меньшей части – ограниченный, менее 360°. Привод шасси гидравлический, на одну ось или полный, 4х4. Скорость, конечно, не для гонок по пересеченной местности, но обогнать слоняющегося по стройплощадке прораба подъемнику вполне по силам. «Зубастый» протектор применяемых индустриальных шин позволит не завязнуть в куче песка или в раскисшей глине.

Большинство подъемников, как телескопических, так и коленчатых, кроме самых «высоких» моделей, допускают движение с черепашьей скоростью при поднятой в рабочее положение платформе. Стоит отметить, что это очень полезная функция, позволяющая существенно экономить рабочее время. Однако у нас «катание» с выдвинутой стрелой, мягко говоря, не приветствуется, машины хоть и оснащены системой самовыравнивания и не требовательны к качеству опорной поверхности, все же высока вероятность внезапного наезда на препятствие с последующей потерей устойчивости и падением.

«CпецАвтоКомплект»«CпецАвтоКомплект»«CпецАвтоКомплект»

Эта группа подъемников функционирует без выдвижных или складных аутригеров, поэтому если кто-то и решит на свой страх и риск передвигаться с поднятой стрелой, делать это следует крайне осторожно, особенно если платформа находится на максимальном для модели горизонтальном вылете. Для увеличения устойчивости для подъемников предусматривается применение раздвижных осей, расширяющих колею со стандартных 2,5 до 3 м и более. Кроме того, предлагается такая опция, как Х-образная расстановка осей, для создания максимально возможного опорного контура и повышения устойчивости.

Коленчатый подъемник JLG 1250 AJP с рабочей высотой 40 м

Из других «чудес», допускаемых гидравлическим приводом, можно отметить управление поворотом колес. У моделей, где все четыре колеса поворотные, маневренность на стройплощадке самая высокая и радиус поворота существенно меньше. Важной особенностью компактных подъемников с рабочей высотой до 20 м является так называемый нулевой вылет противовеса. Это позволяет подогнать подъемник вплотную к стене, забору, любому другому препятствию и свободно крутить перед ним «хвостом» на 180° без опаски его повредить и даже поцарапать. Это также помогает экономить дорогое рабочее время.

Genie

Соединенная со стрелой платформа подвижна в двух плоскостях, поэтому люлька не только поддерживает постоянное положение при наклонах стрелы, но и поворачивается по горизонтали на 180°, позволяя встать своей широкой стороной к рабочему месту без перестановки подъемника. Размеры платформы достаточны для работы двух человек, а при необходимости можно поднять и троих, например, для осмотра, приемки. Соединение платформы со стрелой через подвижный гусек значительно повышает функциональные возможности подъемника. В среднем у всех производителей гусек движется в вертикальной плоскости: на 70° вверх и на столько же вниз. Гусек увеличивает высоту подъ­ема, глубину опускания при работе ниже линии горизонта и горизонтальный доступ, для которого телескопические подъемники с прямой стрелой – лучшее средство. Он также позволяет огибать препятствия, что называется, зависать за забором, хотя лучше с этим справляются уже коленчатые подъемники.

Haulotte

У коленчатых подъемников телескопическая стрела крепится не непосредственно к основанию, а через дополнительную секцию. Она может быть одинарной и в этом случае соединяется с поворотным основанием в его передней части, или двойной складной, крепящейся сзади, ее механизм подъема аналогичен ножничным подъемникам. Люлька может крепиться непосредственно к стреле или через гусек, как и у телескопических подъемников. У больших моделей коленчатых подъемников эта секция, как и основная, выполняется телескопической, а у самых больших даже гусек может быть телескопическим, например модель Genie Z-135/70. В остальном же все, что сказано о телескопических подъемниках, справедливо и для коленчатых.

Nifty

Коленчатые за счет большого количества сочленений обладают большей подвижностью и вследствие этого функциональностью, чем телескопические с прямой стрелой. Но последние из-за своей большей простоты дешевле в приобретении и обслуживании. Основным приводом подъемников является дизельный двигатель, в зависимости от модели мощностью от 25 до 100 л.с., также доступны модели с бензиновым мотором и с гибридным приводом. Масса подъемников – от 4 до 24 т, размеры в транспортном положении позволяют перевозить их прицепами для спецтехники как габаритный груз.

Коленчатый подъемник JLG 340 AJ с рабочей высотой 12 м

В нашей стране по-прежнему наблюдается нехватка компактных телескопических и коленчатых подъемников. Во многих городах строительно-монтажные и отделочные работы ведутся с привлечением старых коленчатых автогидроподъемников. Они обеспечивают достаточную высоту подъема, но велики, «прожорливы», требуют дополнительную рабочую единицу – оператора, который с земли поднимает бригаду в люльке, а еще это простой транспортной единицы, поэтому кажущаяся дешевизна их эксплуатации обманчива. Реальные затраты на каждый час работы, которые в итоге будут закладываться в себестоимость строительства, у современных малогабаритных телескопических и коленчатых подъемников оказываются намного ниже, чем при использовании больших коленчатых автогидроподъемников. Так что у осваивающих наш рынок компаний Terex (марка Genie), Haulotte Group, JLG и Niftylift впереди большое будущее. На территории РФ подъемное оборудование от Genie, Haulotte, Niftylift официально продает и обслуживает ГК«АТЛЕТ».

Телескопические и коленчатые подъемники
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin