COMvex 2023: возвращение «КомТранса»
Коммерческий транспорт всегда оставался неотъемлемой частью выставки строительной техники и технологий, ведь автомобильные шасси служат базой для многих строительных машин: самосвалы, автокраны, автобетоносмесители, буровые установки, автогудронаторы, передвижные мастерские и т.д., и производители автомобильной техники – КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, крупные зарубежные бренды – считали необходимым в ней участвовать.
До 2005 г. молодые тогда выставки СТТ и «КомТранс» проводились одновременно на одной площадке, но затем по субъективным причинам их судьбы разошлись, выставки меняли названия, владельцев и, пройдя полный круг, вернулись почти в исходную точку. От возвращения все только выиграли – обе выставки, участники, посетители. Выиграли в масштабах, финансовых и временных затратах. Может быть, следующим шагом станет переход на двухгодичный цикл и вновь все выиграют.
На стенде СП ЗАО «МАЗ-МАН» (Республика Беларусь) была представлена продукция, которая, по мнению руководства предприятия, может быть востребована на российском рынке. Прежде всего это новая модель самосвала повышенной проходимости МАЗ-МАН 757459 8х8 полной массой 50 т (на двускатных колесах на 3-й и 4-й осях) или 42 т (на односкатных). Автомобиль был разработан и собран незадолго до выставки на базе 4-осного полноприводного седельного тягача, выпущенного в прошлом году. В конструкции использовали компоненты только из Белоруссии, России и дружественных стран. Двухместная кабина МАЗ с улучшенным интерьером и регулируемыми сиденьями Grammer, из которых водительское на пневмоподвеске.
В стандартной комплектации системы климат-контроля, круиз-контроля, электрообогреваемые зеркала заднего вида и светодиодные передние противотуманные фонари. В стандартной комплектации двигатель Weichai мощностью 460 л.с., для заказа доступен двигатель мощностью 550 л.с. В составе трансмиссии 16-ступенчатая МКП ZF и 2-ступенчатая раздаточная коробка также ZF с понижающей передачей для движения по бездорожью. Ведущие мосты Hande Axle. Самосвальная платформа вместимостью 20 м3 выполнена из высокопрочной стали Hardox 450 и оснащена подъемным гидроцилиндром Hyva.
Образец был выполнен с односкатными колесами и в «северном» исполнении: ряд агрегатов оснащен подогревом. Сертификация модели запланирована на ближайшее время. Самосвал будет сертифицирован как с односкатной, так и с двускатной ошиновкой. Аналогов у этого внедорожного большегрузного самосвала на российском рынке совсем немного, поэтому расчеты руководства «МАЗ-МАН» на успех вполне обоснованны.
Еще на стенде демонстрировался сортиментовоз МАЗ-МАН 636459 6х6 полной массой 40 т, предназначенный для перевозки двух пачек лесоматериалов длиной по 4 м. Такие лесовозы (без манипуляторов) используются за Уралом.
Срок поставки автомобилей с завода «МАЗ-МАН» составляет до трех месяцев. Преимущество завода «МАЗ-МАН» в том, что он не производит серийную продукцию, а выполняет индивидуальные заказы конкретных клиентов. Например, автомобили могут иметь раму любой длины. На свои грузовики «МАЗ-МАН» предоставляет гарантию 2 года, обычно без ограничения пробега. В плане сервиса в России «МАЗ-МАН» сотрудничает с дилерскими сетями Sitrak, Weichai, МАЗ.
Несомненно, обращал на себя внимание снегоболотоход МАЗ-МАН БМЕ-1015 4х4. Это направление развивается на предприятии уже около 15 лет, и представленный образец примерно 4-го усовершенствованного поколения, но на выставке коммерческой техники демонстрировался впервые.
Кузов из стеклопластика конструкции типа «сэндвич» с внутренним запениванием вмещает до 8 человек. Агрегатная база амфибии в основном от «Нивы», двигатель дизельный мощностью 110 л.с., имеется гребной винт. В составе трансмиссии 5-ступенчатая МКП и раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом. Шины сверхнизкого давления создают удельное давление на грунт 0,15 кг/cм2, автомобиль оснащен автоматизированной системой подкачки. Максимальная скорость на дороге – 60 км/ч, на воде – 8 км/ч. На воде подруливание выполняется передними колесами. Предприятие заявляет, что готово выпускать снегоболотоход серийно.
Смоленский «Завод Комплексные Дорожные Машины» представил два новых продукта. Универсальная КДМ ЭД-405Н на базе самосвала Shacman 6х4 грузоподъемностью 20 т предназначена для обслуживания больших федеральных трасс. Спереди установлен отвал из композитных материалов с рабочей шириной 3 м, который позволяет вести патрульную очистку трассы на скорости до 50 км/ч как в одиночку, так и в составе колонны уборочной техники.
В кузове установлен распределитель твердых ПГМ вместимостью 10 м3. Стенки выполнены из цельных листов толщиной 6 мм без сварных швов. Установка может работать как с пескосоляной смесью, так и с твердыми реагентами с увлажнением. Ширина обрабатываемой полосы реагентами составляет 3,4 м. В базовой комплектации предусмотрена автоматическая система дозирования материалов. В колесной базе размещена цилиндрическая подметальная щетка.
Не имеющая аналогов компактная КДМ ЭД250 на базе «ГАЗон Next» полной массой 8,6 т предназначена для обслуживания городских улиц, дворов, проездов. При компактных размерах машина обладает всем функционалом, присущим более крупным КДМ. ЭД250 комплектуют малыми передними отвалами и системой автоматической дозации распределения твердых реагентов. Устанавливают оборудование для распределения жидких реагентов плотностью от 10 до 100 мл/м2 через задние рейки с форсунками. Цилиндрическая подметальная щетка в колесной базе копирует профиль дорожного покрытия. Есть также поливомоечная высоконапорная рейка, разработанная заводскими инженерами, которую можно использовать для интенсивной уборки улиц после весеннего таяния снега. В бак можно заправлять дезинфицирующие растворы для борьбы с эпидемическими заболеваниями.
Мусоровоз СМ16-03 на шасси JAC Смоленского завода КДМ стал победителем проводившегося в рамках выставки конкурса «Лучший коммерческий автомобиль» в номинации «Мусоровозы».
Срок выполнения заказа на поставку машин составляет до 20 рабочих дней благодаря тому, что на заводе заблаговременно изготавливается определенное количество комплектов рабочего оборудования, и как только поступают заказы от клиентов, закупают шасси и монтируют оборудование.
В структуре завода есть несколько сервисных автомобилей с выездными бригадами. Если в регионе есть клиент, у которого эксплуатируется от 10 автомобилей «Завода КДМ», то завод заключает с дилером в этом регионе договор на обслуживание данной техники. На базе сервисного партнера создается склад запчастей.
Машины Смоленского «Завода КДМ» локализованы и могут участвовать в госзакупках.
Автомобильный завод «Чайка-Сервис» привез в Москву несколько новинок. Прежде всего это телескопический комбинированный автогидроподъемник «Чайка TR432» с высотой подъема 32 м на шасси «ГАЗон NEXT». АГП полностью российского производства и отличается увеличенной грузоподъемностью рабочей платформы – 300 кг. Платформа изолирована, что позволяет проводить работы под напряжением до 2000 В без отключения электроэнергии. По заказу доступно «северное» исполнение АГП. Кроме того, TR432 будет служить основой для АГП с высотой подъема 28 м.
Следующие новинки – краноманипуляторные установки. КМУ NR 816 2S грузоподъемностью 6 т смонтирована на JAC N120 с бортовой платформой. На стенде Foton был представлен эвакуатор на шасси Foton S120 с КМУ «Чайка NR818Т 2S» грузоподъемностью 6 т. КМУ и эвакуаторная надстройка полностью разработаны и изготовлены заводом «Чайка-Сервис» в рамках реального импортозамещения.
И… уникальное изделие КМУ «Чайка 226Т 5S». Это некоммерческий проект, его особенность и его стоимость связаны с низкой транспортной высотой – 1520 мм, при этом рабочая высота – 2600 мм. КМУ представляет собой 5-секционную телескопическую стрелу с L-образной схемой сложения в транспортное положение. Грузовой момент крана – 26 тм, максимальный вылет – 10,3 м, грузоподъемность на максимальном вылете 2500/ 2000 кг (крюк/ трос). Сейчас КМУ проходит температурные испытания.
К новинкам можно условно причислить самосвальную платформу грузоподъемностью 6 т и вместимостью 10 м3 на шасси DongFeng C120N. Предусмотрен укрывной тент с механизмом скручивания.
В ходе выставки прошла презентация нового для России автомобильного бренда BEIBEN. Бренд BEIBEN представляет собой сокращение от Beifan Benchi, что по-китайски означает «Северный Бенц». Название намекает на связь с концерном Mercedes-Benz, лицензионное соглашение с которым было заключено в 1988 г. С тех пор BEIBEN Trucks Group выпускает полную современную линейку грузовиков – тягачей, самосвалов и шасси.
К выходу на российский рынок BEIBEN Trucks Group готовилась год, изучая особенности рынка, требования российского законодательства, и адаптировала к ним технику. Официальным дистрибьютором объявлена компания «БЕЙБЕНТРАКРУС», уже назначены первые 15 российских дилеров. Начаты продажи тягачей 4х2 и 6х4, самосвалов 6х4 и 8х4, полноприводных шасси. В следующем месяце планируют вывести на рынок грузовики с газовыми двигателями, шасси с подъемной осью. На сегодня пройдены все испытания и получены все сертификаты, и первая партия автомобилей находится на складе в Набережных Челнах. План продаж на этот год в районе 2500 грузовиков, а в дальнейшем намечено продавать порядка 10 тысяч автомобилей в год.
Завод спецтехники «ТК ЛИФТ» начал монтаж самосвальных платформ собственной разработки и производства на полноприводные китайские шасси. Так, на выставке был представлен самосвал на шасси FAW 3252 6x6 с самосвальной платформой прямоугольного сечения объемом 18 м3, а с надставными бортами – 23 м3. Платформа выполнена по безреберной технологии из стали S500 толщиной на днище 8 мм, на бортах – 5 мм. Гидроцилиндр Hyva или Binotto поднимает платформу на 50°. Предусмотрена система обогрева кузова выхлопными газами, в которую входят конструктивные продольные ребра жесткости на днище и поперечные ребра в передней и задней части. В базовую комплектацию входит механизм сворачивания полога.
Компания BVC («БВС Трейд», г. Москва) занимается обеспечением безопасности всех видов коммерческого транспорта и спецтехники, поставляя уникальные системы видеоконтроля и другие технические решения. На выставке BVC представила DMS-системы видеоконтроля водителя с искусственным интеллектом от BlackVue и BVC Corp.
BlackVue – бренд южнокорейской компании PittaSoft. BVC с 2011 г. заключила эксклюзивный контракт с южнокорейской фирмой и начала ввоз оборудования в РФ.
Система BlackVue DMS – это три в одном: камеры + телематика + облачный сервис. BlackVue DMS способна в режиме реального времени анализировать самочувствие водителя и стиль вождения, подавать звуковой сигнал в случае засыпания водителя или его разговора по телефону, накапливать статистику по стилю вождения, отслеживать местонахождение машины и отправлять это все в облако на серверах в России.
Руководителям машинных парков системы обеспечивают возможности удаленного управления машинными парками: посылают всплывающие сообщения об опасных ситуациях на дороге и помогают сформировать рейтинг квалификации и поведения водителей/ операторов для улучшения безопасности труда.
Посетители стенда BVC смогли вживую ознакомиться с работой системы: как интеллектуальный блок распознает долгие моргания, зевание или телефон у уха водителя. Все нарушения система сопровождала звуковым сигналом. Большой интерес посетителей также вызвала скрытая трехканальная система видеонаблюдения с отдельным блоком записи DR770X-Box, оснащенная защитой от взлома и SOS-кнопкой, а также многофункциональная система мониторинга водителя BVC Corp MDVR, анализирующая в режиме реального времени нарушения ПДД и физическое состояние водителя.
Технический директор компании BVC Алексей Малиновский отметил: «Внедрение таких инноваций, как DMS-системы, в управление машинным парком позволяет существенно сократить финансовые расходы. Стоимость обслуживания транспорта снижается на 50%, а срок его использования увеличивается на 26%. Системы видеоконтроля с ИИ также помогают сохранить жизнь и здоровье водителей, снижая на 85% уровень отвлекаемости за рулем и на 50% число инцидентов на дорогах. Развитие такого рода решений станет приоритетным в ближайшем будущем, поскольку их реализация позволяет обеспечить комплексную безопасность на дорогах».
ООО «СТОРК», г. Санкт-Петербург, представляет на территории стран Таможенного союза китайский завод Dayun Heavy Truck, выпускающий грузовики по лицензии Volvo. С 2013 г. «СТОРК» продавала в России грузовики DAYUN только с двигателями на метане. На выставке компания продемонстрировала свои новинки: дизельные тягачи DAYUN 4х2. Автомобили уже прошли сертификацию и поступили на рынок.
DAYUN CGC4180 в исполнении «ближнемагистральный» предназначен для перевозок на средние расстояния в пределах региона. С «низкой» кабиной, в простой комплектации – за счет этого и цена у него вполне «бюджетная». При этом автомобиль имеет то же шасси премиум-класса, что и более дорогие варианты: двигатель Weichai мощностью 460 л.с., 12-ступенчатая роботизированная КП SHAANXI FastGear с ретардером, задний мост производства Dayun по лицензии Mercedes-Benz с барабанными тормозами. Кабина оснащается камерами заднего вида, системами мониторинга давления в шинах и предупреждения столкновений, а также одним спальным местом.
Еще один новый тягач в исполнении «дальнемагистральный», с более «высокой» кабиной, оснащен такими же двигателем Weichai мощностью 460 л.с., роботизированной КП FastGear и задним мостом, только с дисковыми тормозами. Этот грузовик чуть дороже, но скомплектован таким образом, чтобы цена была конкурентной по сравнению с аналогами. Сроки поставки – до 90–120 дней в худшем случае.
Сегодня в составе сети компании «СТОРК» 21 дилер и 12 – на стадии поступления в сеть. Все они находятся к западу от Урала, но уже пошел процесс расширения дилерской сети за Урал – есть представители во Владивостоке и в Якутске. Кроме того, компанией «СТОРК» аттестованы все сервисы марки Weichai и др. В штате компании «СТОРК» есть два сервисных специалиста, которые выезжают в любую точку России для решения вопросов по сервису. Каталоги запчастей и прочая техническая информация находятся в открытом доступе. Есть горячая линия для клиентов.
Двигатели Weichai и КП FastGear – распространенные агрегаты, более того, компания поддерживает запас запчастей на двух центральных складах в Санкт-Петербурге и Челябинске, региональным дилерам рекомендуется держать у себя склады наиболее востребованных запчастей. Сроки доставки зависят в основном от транспортных компаний. По согласованию со «СТОРК» дилеры могут применять любые технические жидкости, соответствующие спецификациям завода Dayun.
В экспозиции компании ООО «ФАВ-Восточная Европа» была представлена новинка – магистральный тягач новейшего поколения FAW J7 4х2 полной массой 18,0 т. Разработчики FAW создали машину, способную конкурировать с европейскими грузовиками. Тягач комплектуют новой комфортабельной кабиной с двумя спальными местами. Двигатель FAW с рабочим объемом 12,5 л и мощностью 550 л.с. агрегатирован с 12-ступенчатой АКП ZF TraXon, которая обеспечивает экономичность при полной загрузке автопоезда. Задний мост собственного производства FAW – магистральный, без колесных редукторов. Передний мост обычный, на рессорах. Допустимая нагрузка на задний мост – 13 т, на передний мост – 7,5 т. У тягача два алюминиевых топливных бака емкостью 800 и 300 л. В 800-литровый бак помещен змеевик, по которому проходит горячая жидкость из системы охлаждения, подогревающая топливо.
Также на стенде FAW демонстрировали cамосвал FAW 3310 8х4 с кузовом нового типа с высокими бортами, бортовую машину с КМУ на шасси FAW 3250 6х6 и КДМ на самосвале FAW 3250 6х4, предназначенную для содержания федеральных трасс.
За первые четыре месяца 2023 г. продано порядка 4000 автомобилей, в основном самосвалы. Ожидается, что с началом продаж J7 до конца года порядка 30% от всего объема проданных за год автомобилей составят тягачи нового поколения. Завод FAW поставил план продать в этом году в России 10 000 единиц J7. И «ФАВ-Восточная Европа» намеревается перевыполнить этот план.
У представительства имеется три региональных склада запчастей: в Хабаровске, Красноярске и в Москве. Также есть склады у дилеров. Автомобиль может обслуживаться у любого официального дилера. С 2022 г. в дилерскую сеть FAW в России влилось порядка 20 новых сервисных центров, и сейчас дилерская сеть насчитывает 63 автосалона в различных регионах. В ближайшем будущем компания планирует открывать новые сервисные станции. До 90% всех продаж грузовиков идут через лизинг, также разработано порядка семи программ субсидированных продаж, разработанных с лизинговыми компаниями.
Компания сотрудничает примерно с 20 российскими производителями надстроек. В ближайших планах компании изготовление техники для перевозки химических жидкостей на шасси FAW для нефтегазовой промышленности. Компания планирует расширять модельный ряд и вывести на рынок среднетоннажную линейку FAW полной массой 12–18 т.
Компания «Фотон Мотор», эксклюзивный дистрибьютор техники Foton на территории стран Таможенного союза (ЕАЭС), представила на выставке все новинки. Главная новинка компании – перспективный седельный тягач Foton Auman Galaxy 4х2. Завершение его европейской сертификации планируется на конец 2023 г., и тогда начнется сертификация в России. Автомобиль оснащается модернизированной кабиной со стильной радиаторной решеткой. Двигатель Cummins нового поколения развивает мощность 580 л.с. Автоматическая коробка передач ZF TraXon «умеет» учитывать подъемы и спуски на пути и автоматически корректировать настройки системы адаптивного круиз-контроля. Тягач укомплектован новыми мостами, задняя подвеска пневматическая, с электронным управлением.
Также компания представила на выставке две новинки – малотоннажные коммерческие модели. Цельнометаллический фургон Toano полной массой 3500 кг демонстрировали в исполнении, максимальном по длине L3 и высоте Н3. Всего у этого фургона предусмотрено три варианта по высоте и три варианта по длине. Экспонировалась версия с односкатными задними колесами, есть еще версия с двускатными колесами. Фургон комплектуется дизелем Cummins ISF 2.8 Евро 5 мощностью 149 л.с., автоматической трансмиссией и рессорной подвеской, колесная формула 4х2. Сейчас эта модель проходит сертификацию, продажи планируется начать в III квартале 2023 г., при этом пассажирскую модификацию пока поставлять не планируют.
Уже известный в России пикап Tunland получил обновленный дизайн экстерьера и интерьера. Он уже сертифицирован и поступил в продажу. Это первый автомобиль, оснащенный двигателем собственной разработки компании Foton мощностью 163 л.с. и рабочим объемом 2 л (всего Foton выпускает две модели двигателей рабочим объемом 2 и 2,5 л). Tunland оснащен модернизированной кабиной, полноприводной трансмиссией с новым мостом и 8-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF, которая является новинкой. Раздаточная коробка – BorgWarner. Подвеска рессорная. Продажи этого LCV уже начинаются.
На стенде компании также были представлены среднетоннажные грузовики S-серии полной массой 8–12 т со спецнадстройками. Компания обещает, что к августу 2023 г. появятся еще модели массой 3,5 и 6,5 т. На улице демонстрировался карьерный самосвал Auman GTL.
Клиентов «Фотон Мотор» обслуживают более 70 дилеров по всей стране. На центральном складе компании содержится порядка 97% всей номенклатуры запчастей, у дилеров формируются свои склады, и проблем с запчастями у клиентов нет.
В рамках выставки прошла пресс-конференция, посвященная выходу на российский рынок нового бренда коммерческой техники SDAC. Бренд SDAC создан в Китае в 2022 г. для дистрибуции в странах Таможенного союза коммерческих автомобилей Shacman. Уход от бренда Shacman имеет юридический характер: чтобы дать эксклюзивное дистрибьюторство именно ООО «Шакман Рус» (г. Казань).
На конференции состоялось торжественное подписание меморандума о сотрудничестве между ООО «Шакман Рус» и SDAC AUTO (Китай). SDAC AUTO входит в состав Weichai Holding Group Co. Ltd. ООО «Шакман Рус» стало единственным официальным представителем бренда SDAC в РФ и странах ЕАЭС. В ближайшем будущем «Шакман Рус» планирует получить сертификат на две модели шасси (ОТШ), а изготовители надстроек в России начнут процесс получения сертификатов на шасси с надстройками (ОТТС). После этого, в конце III квартала 2023 г., начнутся продажи автомобилей с надстройками в России.
На выставочном стенде ООО «Шакман Рус» демонстрировало новинки – образцы автомобилей серии J, с которых начнутся поставки. Автомобили будут поставляться в модификациях «изотермический фургон на шасси SDAC J6» (полная масса 6 т) и «портальный погрузчик на шасси SDAC J7,5» (масса 7,5 т).
Кабина устанавливается над двигателем, комплектуется электрическими стеклоподъемниками, в базовой комплектации кондиционер, круиз-контроль, динамическая система стабилизации ESP. Рулевое управление с гидроусилителем. Двигатели Weichai, дизельные, Евро-5 (система SCR), рабочий объем 2,3 л, мощность 105 и 120 л.с. КП механическая 5-ступенчатая. Рама с С-образным профилем, на плоской верхней полке удобно монтировать надстройки, а внутри удобно прятать коммуникации – провода и трубки. Величина колесной базы варьируется от 2,5 до 4,2 м. Подвеска рессорная. Тормозные механизмы – барабанные. Алюминиевый топливный бак вмещает 120 л. Топливопроводы с подогревом.
К концу 2023 г. появится комплектация с более мощным двигателем (150 л.с.) рабочим объемом 3 л с 6-ступенчатой МКП. А на начало 2024 г. намечен вывод грузовиков серии N полной массой 12 и 18 т, которые будут опционально оснащаться роботизированной КП и пневматической задней подвеской.
Планируется, что к 2024 г. в составе дилерской сети «Шакман Рус» будет более 50 участников и, как минимум, два центральных склада запчастей. Гарантия на технику SDAC составляет три года без ограничения пробега, причем срок гарантии начинается с того момента, как клиент получил технику.