О магистральных тягачах 4х2

По итогам девяти месяцев 2024 года на рынке грузовиков можно выделить две тенденции: первая – рынок сокращается, вторая – рынком овладевают более конкурентоспособные китайские марки.

Как сообщило агентство «АСМ-Холдинг», за 9 месяцев текущего года рынок грузовиков сократился на 11%, до 94 513 единиц. Простая арифметическая пропорция показывает, что по итогам года продадут порядка 125 тысяч единиц, тогда как за 2023 г. реализовали 143 693 новых грузовика. Сокращение рынка напрямую связано с реальным снижением активности в гражданской части экономики, угнетенной высокой процентной ставкой, растущей налоговой нагрузкой, тарифами монополий. На сегмент магистральных тягачей также негативно влияет замедление потребительского спроса – снижаются объемы перевозок.

В рейтинге «АСМ-Холдинга» топ-25 новых грузовых автомобилей 15 позиций заняли китайские модели, тогда как российские всего 6. В марочном зачете магистральных тягачей 4х2 лидирует Sitrak C7H с результатом 14 227 ед. Второе место за Dongfeng DFH – 5211 ед. КАМАЗ-5490 на почетном 10-м месте – 2830 ед. По сообщению пресс-службы ПАО «КАМАЗ», за 8 месяцев с.г. завод выпустил почти 3,2 тысячи автомобилей КАМАЗ-54901, то есть продали практически весь объем.

Значительные усилия флагмана российского автопрома ПАО «КАМАЗ» направлены на решение задач негражданского характера. Это первый фактор, влияющий на рыночную долю грузовиков КАМАЗ. Ряд моделей грузовиков так и остаются труднодоступными для гражданского сектора, что сильно огорчает нефтяников, газовиков и энергетиков. Второй важный фактор, повлиявший на объемы выпуска – вынужденный переход на санкционно-устойчивую компонентную базу, включающую в первую очередь силовой агрегат, коробку передач и ведущий мост для грузовиков нового поколения К5. Несмотря на сложности «КАМАЗ» наращивает производство грузовиков К5. Так, производительность цеха сборки кабин К5 должна увеличиться втрое в ближайшие два года. Сего­дня мощности составляют 20 тысяч кабин, после модернизации в следующем году – 30 тысяч, а в 2026 г. – 60 тысяч кабин К5.

Сегодня модельный ряд возглавляет магистральный тягач ПАО «КАМАЗ» – 54901 4х2. Тягач оснащен полноразмерной высокой кабиной К5 с двумя спальными местами, 6-цилиндровым рядным двигателем КАМАЗ-910 и 12-ступенчатой автоматизированной КП. Тягач ориентирован на дальние перевозки и продвигается вместе с пакетом сервисных услуг.

Двигатель КАМАЗ-910 был в свое время разработан совместно с компанией Liebherr. Рабочий объем двигателя с собственным чугунным блоком и раздельными чугунными головками составляет 11,95 л, а мощность – 550 л.с. В перспективе получение в основе КАМАЗ-910 двигателя объемом 13 л и мощностью 600 л.с.

В августе с.г. ТФК «КАМАЗ» объявила о начале продаж регионального тягача КАМАЗ-54902 поколения К5, более доступного по цене аналога КАМАЗ-54901, ориентированного на сравнительно короткое плечо – до 1000 км. Тягач укомплектован более узкой кабиной с низкой крышей и одним спальным местом, двигателем КАМАЗ-689 мощностью 390 л.с., 12-ступенчатой роботизированной КП с тормозом-замедлителем, гипоидным ведущим мостом.

Таким образом, сегодня «КАМАЗ» располагает современной линейкой магистральных тягачей из двух моделей: дальнемагистральной КАМАЗ-54901 и региональной КАМАЗ-54902, и старается нарастить объемы их производства.

Минский Автомобильный Завод предлагает российским перевозчикам тягач МАЗ-5440 4х2 в различных комплектациях с рестайлинговой низкой кабиной с одним спальным местом. Тягач представляет собой универсальное решение для магистральных и региональных перевозок, а также для строительного сегмента, перевозок топлива и т.п.

Несмотря на скромную кабину, у МАЗ-5440 есть преимущества, заключающиеся в расширенной комплектации. Так, можно выбирать между различными двигателями мощностью от 250 до 430 л.с.: ЯМЗ-653.10, ЯМЗ-356, ЯМЗ-7511, Weichai WP12, Daimler Chrysler OM 501, Daimler Chrysler OM 457, агрегатируемые с 9-, 12- и 16-ступенчатыми КП Fast Gear и ZF. На передней оси используют рессорную подвеску, на задней – рессорную или пневматическую в зависимости от комплектации. Выбор агрегатов в немалой степени зависит от их доступности.

Компания XCMG выпускает не только строительную, горную и другую специальную технику, но и коммерческий транспорт, в том числе магистральные тягачи 4х2. Компания располагает собственным автомобильным производством, организованным по последнему слову техники.

Тягач XGA4185D5WA ориентирован на дальнемагистральные перевозки, для чего оснащен высокой кабиной серии Р9 с двумя спальными местами, двигателем Yuchai мощностью 560 л.с., агрегатированным с 16-ступенчатой АКП с ретардером. На передней оси рессорная подвеска, на задней – пневматическая. В кабине высокий уровень комфорта: два спальных места 955 мм, холодильник объемом 30 л, диспенсер для нагрева воды, поворотное пассажирское кресло, два откидных столика, беспроводная зарядка.

Кабина выполнена в сдержанном, гармоничном дизайне и оснащена в соответствии с современными канонами удобства и безопасности: датчиками дождя и света, интеллектуальным управлением, системой контроля усталости сна водителя, стеклоподъемниками, системой кругового обзора, системой помощи при движении задним ходом, голосовой интерактивной системой, облачным семантическим анализом, охватывающим освещение, кондиционирование воздуха, голосовой вызов и другой функционал. Тягач также получил развитый комплект систем безопасности: LDWS, FCWS, ESC, AEBS, DFMS, TPMS. Для России тягач доукомплектован автономным отопителем кабины, дополнительным слоем утеплителя с шумоизоляцией кабины.

В 2022 году ООО МЗ «Тонар» приняло на себя обязанности эксклюзивного дистрибьютора тягачей FAW ORYX с колесной формулой 4х2 и 6х4 в России и странах ЕАЭС. Тягач FAW ORYX 4х2 (JH6) оснащен двигателем Weichai WP12.460E50 Евро-5 мощностью 460 л.с. и крутящим моментом 2110 Н.м при 1400 мин-1. Силовая линия включает 12-ступенчатую роботизированную КП Fast Gear F12JZ22A с ретардером и ведущий мост с передаточным числом главной передачи 2,867 или 3,077. Передняя ось подвешена на малолистовой рессорной подвеске, задний мост – на пневматической. Предусмотрена система контроля нагрузки на ось с выводом на монитор.

В базовой комплектации тягачи оборудованы электронной тормозной системой Knorr Bremse с системами ESC и EBS. Круговой обзор и видимость слепых зон обеспечивают система камер, увеличенные зеркала, а также светодиодные и противотуманные фары.

Высокая кабина с ровным полом шириной 2495 мм, внутренней высотой 2050 мм оснащена 4-точечной пневматической подвеской. Многофункциональный руль, кожаные сиденья Grammer на пневмоподушке с функцией подогрева и вентиляции, два полноценных спальных места шириной 90 см, встроенный холодильник и панорамный люк с электроприводом обеспечивают высокий уровень комфорта водителя. Кабина утеплена специальным теплоизоляционным материалом на заводе изготовителя. На мультимедийной приборной панели с сенсорным 10-дюймовым дисплеем отображается вся необходимая информация на русском языке.

Foton, одна из популярных китайских марок, недавно представила флагманский тягач в эффектном дизайне – Galaxy Auman 4x2. Высокая кабина украшена радиаторной решеткой с подсветкой и оригинальными световыми приборами. Под кабиной размещен 13-литровый двигатель Cummins мощностью 520 или 560 л.с. Двигатель агрегатирован с 12-ступенчатой роботизированной КП ZF. На передней оси использована рессорная подвеска, на задней – пневматическая. Комплектация для России включает зимний пакет: предпусковой подогреватель, автономный отопитель кабины и т.д.

Вторая новинка 2024 года – тягач Foton R в комплектациях для магистральных и региональных перевозок. Для магистральных предназначена высокая кабина с ровным полом и двумя спальными местами, двигатель Cummins мощностью 490 л.с. Для региональных перевозок предложена низкая кабина с моторным тоннелем и одним спальным местом, двигателем также Cummins, но мощностью 460 л.с. Кабины выполнены в традиционном, сдержанном дизайне без модных подсветок.

В обе комплектации входят 12-ступенчатая АКП, рессорная подвеска передней оси, пневматическая задней, дисковые тормоза. На выбор предлагаются редукторы ведущего моста с передаточным числом 2,714; 2,846 и 3,087, что дает возможность использовать тягач в более тяжелых дорожных условиях – при перевозках строительных материалов.

 

Таким образом, сегмент магистральных тягачей представлен современными китайскими и российскими моделями, близкими по характеристикам, дизайну и оснащению к автомобилям большой европейской семерки. У тягачей КАМАЗ есть потенциал, но для его реализации нужно наращивание объемов производства, что в текущих условиях становится все сложнее.