
Техника, востребованная всегда
Асфальтоукладчики в России
НПО «ГКМП»
ООО «НПО «ГКМП» (г. Брянск) является единственным отечественным производителем асфальтоукладчиков под брендом «ДЕСНА». Будь то строительство новой дороги или восстановление старой, укладка горячей асфальтобетонной смеси или щебеночно-мастичного асфальтобетона, базовых или финишных слоев – в линейке асфальтоукладчиков «ДЕСНА» найдутся модели для выполнения любой задачи укладки в дорожном строительстве.
Три модели имеют гусеничный ход и две – колесный. По рабочим характеристикам все машины можно условно отнести к среднему классу: производительность от 300 до 700 т/ч; ширина укладки от 4,5 до 13 м; толщина укладываемого слоя 250–300 мм и вместимость бункера от 8 до 12 т.

Управление осуществляется с центрального пульта управления с цветным информационным дисплеем, а также с выносного пульта. Перемещаемые за габариты машины сиденья обеспечивают оператору оптимальный обзор рабочей зоны и бункера. Асфальтоукладчик «ДЕСНА 2100» комплектуется гидравлически складываемой пластиковой крышей с ветрозащитным экраном, лобовым и боковыми стеклами. Имеется система А360+, обеспечивающая круговое освещение рабочей зоны машины.
Асфальтоукладчики оснащаются отечественными и белорусскими силовыми установками. Предприятие предлагает потребителям широкий выбор универсальных гидравлических рабочих плит с настраиваемой шириной укладки от 2,5 до 13 м с электрическим или газовым обогревом. Система управления обеспечивает ряд функций плиты: фиксация, блокировка плавающего положения; дополнительная нагрузка или разгрузка. Используется система автоматического управления толщиной и профилем дорожного покрытия MOBA (Германия). Дополнительно предлагается система промывки рабочего оборудования.
Большие быстросъемные дверцы обеспечивают легкий доступ к важнейшим обслуживаемым компонентам асфальтоукладчиков.

XCMG
Китайский концерн-фуллайнер XCMG представлен на российском рынке линейкой гусеничных асфальтоукладчиков из более чем 12 моделей. Все машины оснащены усиленными гидравлическими телескопическими выглаживающими плитами с электрическим обогревом. По производительности (от 300 до 1600 т/ч) модели, входящие в линейку XCMG, относятся к классам от мини до тяжелого.
В зависимости от модели максимальная ширина укладки составляет от 3500 до 16 500 мм; максимальная толщина укладываемого слоя – от 200 до 600 мм; вместимость бункера – от 6 до 18 т. Асфальтоукладчики оборудуются интеллектуальной системой управления нового поколения с многофункциональным 10,1-дюймовым сенсорным экраном и беспроводным дистанционным режимом управления, выносные пульты выглаживающей плиты быстросъемные и снабжены 7-дюймовым цветным дисплеем с дневным и ночным режимами отображения. Система управления позволяет операторам видеть и контролировать множество важных рабочих параметров, имеет функцию самодиагностики и автоматические функции для облегчения работы. Используются самые современные системы нивелирования с функцией перекрестного управления. Гидравлический привод хода в комбинации с электронной системой управления наделяет машину высокой тягой вместе с точностью и плавностью маневрирования.

Удлиненные гусеничные тележки с большой площадью контакта с поверхностью гарантируют высокие тяговые характеристики и стабильность движения. Приемный бункер оборудован тремя створками с независимым управлением и амортизирующей балкой толкающих роликов на маятниковой подвеске для уверенной и мягкой стыковки с самосвалами различных типов. За подогрев выглаживающей плиты отвечает автоматическая система с датчиками температуры и мощным трехфазным электрическим генератором.
В асфальтоукладчиках XCMG применяются двигатели высокой мощности с автоматическим управлением оборотами, а вентилятор охлаждения, работающий с переменной скоростью, способствует дополнительной экономии топлива и снижению уровня шума. Применяются высококачественные компоненты гидравлической и электрической систем от лидирующих мировых брендов и проверенные технические решения, что обеспечивает надежность машины в целом. Автоматическая централизованная система смазки упрощает проведение регулярного технического обслуживания. Имеется система распыления дизельного топлива и специальный режим очистки для обработки бункера, системы подачи материала и выглаживающей плиты до и после рабочей смены.

LiuGong
Компания LiuGong в 2022 г. представила на российском рынке новую модель современного гусеничного асфальтоукладчика 509Е массой 24 т, с шириной укладки 2500–9500 мм. LiuGong 509Е предлагается с тремя моделями выглаживающих плит.
Жесткая механическая плита с двойным трамбующим брусом S250M, с шириной укладки от 2,5 до 9,5 м и механическими уширителями. Предназначена для работы на крупных строительных объектах, где требуется высокая производительность и четкое соблюдение проектных параметров укладки.
Средняя плита SE570H с гидравлическим уширением от 3 до 5,7 м и максимальной шириной укладки с механическими уширителями до 9 м предназначается для строительства и реконструкции автомобильных дорог и магистралей.

Габаритная плита SE470H с гидравлическим уширением от 2,5 до 4,7 м и максимальной шириной укладки с механическими уширителями до 8 м. Разработана для ремонта покрытий на автомобильных дорогах и устройства покрытий в городских условиях.
В 2024 г. появилась модель асфальтоукладчика LiuGong 506Е массой 17,5 т, с шириной укладки 2000–6000 мм. LiuGong 506Е предлагается с одной моделью выглаживающей плиты: YPE60 с гидравлическим уширением от 2 до 4 м и максимальной шириной укладки с механическими уширителями до 6 м для ремонта покрытий на автомобильных дорогах и устройства покрытий в городских условиях.
Широкий выбор выглаживающих плит и механических уширителей, различные комплекты системы нивелирования и большой выбор опционального оборудования позволяют адаптировать асфальтоукладчики практически под любой проект и условия применения.

Генератор высокой мощности обеспечивает быстрый прогрев пластин выглаживающих плит и вибробруса, гарантируя производительность и качество работ.
Электронные системы контроля подачи материала с регулируемой скоростью и возможностью обратного вращения обеспечивают эффективную подачу смеси из бункера асфальтоукладчика и распределение ее в шнековых туннелях разравнивающей плиты.
Интегрированная современная система нивелирования MOBA с датчиками продольного и поперечного уклона, механическими или ультразвуковыми, дополнительные системы усреднения и выравнивания гарантируют точность и качество при укладке верхних слоев дорожной одежды, исключая брак и перерасход материала.
В конструкции асфальтоукладчиков LiuGong применяются надежные современные компоненты от известных мировых производителей: гидронасосы и гидромоторы от компаний Hengli и Danfoss, редукторы от компаний Libo и Infinity и др.

Асфальтоукладчики оснащаются современными двигателями Cummins и Shangchai, которые обеспечивают высокую мощность и топливную экономичность. Имеется экономичный режим работы ECO, что позволяет дополнительно сократить расход топлива на 12% при средней и малой ширине укладки.
Эффективная система охлаждения поддерживает требуемую рабочую температуру двигателя и всех систем, а благодаря оптимальному расположению вентилятора охлаждения и радиаторов от оператора асфальтоукладчика во время работы эффективно отводятся испарения и горячий воздух от асфальтобетона из бункера.

Shantui Construction Machinery Co., Ltd
Один из ведущих китайских глобальных производителей – компания Shantui Construction Machinery Co., Ltd поставляет в Россию четыре модели гусеничных асфальтоукладчиков среднего и тяжелого классов. В зависимости от модели максимальная ширина укладки составляет 4500–9500 мм; производительность – от 350 до 1000 т/ч; толщина укладываемого слоя – от 280 до 500 мм и емкость бункера – от 12 до 16 т.
В стандартной комплектации асфальтоукладчиков мощная система быстрого электрического нагрева плиты и система равномерного распределения материала. Предварительное уплотнение материала осуществляется с помощью вибрации и трамбующего бруса. Электронная система нивелирования, управляющая положением выглаживающей плиты, дополненная функцией подъема плиты при остановке асфальтоукладчика гарантирует отсутствие образования вмятин в покрытии при остановке машины. Рабочее освещение обеспечивают шесть светодиодных фонарей спереди, сзади, слева и справа асфальтоукладчика, также имеются сигнальные огни. У самой легкой модели в линейке – SPS45-G – бункер можно сложить с одной стороны, что позволяет легко и удобно располагать машину на узких участках.

Имеется система распыления дизельного топлива для обработки бункера, системы подачи материала и выглаживающей плиты. Автоматические системы централизованной смазки и натяжения гусеничных лент, а также электронная система бортовой диагностики упрощают техническое обслуживание машин. По отдельному заказу устанавливается тент над рабочим местом оператора.

SANY
Еще один глобальный китайский фуллайнер – компания SANY – выпускает достаточно широкую линейку многофункциональных асфальтоукладчиков серий SSP и SAP. По максимальной производительности по асфальту машины относятся к легкому, среднему и тяжелому классам: от 250 до 1200 т/ч. В зависимости от модели минимальная ширина укладки составляет от 1,1 до 3 м, а максимальная ширина укладки – от 4,2 до 13,5 м; толщина укладываемого слоя – от 15 до 500 мм.

Машины комплектуются выглаживающими плитами с электрическим подогревом. Управление плитой осуществляется автоматической системой нивелирования MOBA. Выглаживающая плита высокой жесткости оснащена усовершенствованной 4-моторной вибрационной системой, обеспечивающей постоянство скорости основной секции и телескопической боковой секции для достижения высокого уровня выравнивания.
Жгуты проводов выполнены в соответствии с отраслевыми стандартами для обеспечения надежности электрических соединений, защиты от температурных воздействий и попадания влаги. Асфальтоукладчики рассчитаны на безостановочную круглосуточную работу с полной нагрузкой по укладке дорожного покрытия при температурах воздуха до +50 °С.

По мнению авторитетных специалистов, рынок асфальтоукладчиков на протяжении последних трех лет сокращался. Это связывают с целым рядом причин: ослабление национальной валюты, в том числе за счет укрепления юаня. Рост ключевой ставки Центробанка: предприятиям-производителям дорожно-строительной техники и строительным компаниям сложно брать кредиты, инвестпрограммы дорожного строительства сокращаются. Объемы финансирования проектов снижаются либо переносятся на будущее, также падает остаток законтрактованных работ по госконтрактам как на строительство, так и на реконструкцию и капитальный ремонт дорог.
В 2025 г., по прогнозам экспертов, будет особо остро заметно снижение объемов дорожно-строительных работ в связи с окончанием стройки на участках крупных трасс М-4 «Дон» и М-12 «Восток» (Москва–Казань). Объем рынка будет равен или ниже показателей 2024 г.
Однако к 2026–2027 гг. всё же предсказывают возврат рынка к росту, и это радует.
