Инновации. Смелость. Трансформация
150 лет компании NSU
История фирмы NSU началась в 1873 г. в г. Неккарзульме с мастерской по производству вязальных машин Mechanische Werkstätte Schmidt & Stoll, организованной Кристианом Шмидтом и Генрихом Штоллем. Мастерская позже превратилась в акционерное моторостроительное предприятие NSU Motorenwerke AG.
С самого названия компании и бренда NSU тесно связана с Неккарзульмом, поскольку название фирмы происходит от города на реках Неккаре и Зульме. Развитие мобильности прослеживается в истории NSU особым образом: от велосипеда к мотоциклу и к автомобилю.
«История бренда NSU характеризуется инновациями, смелыми решениями и выдающимися личностями», – сказала Натали Шерле-Вальц, руководитель DeMoMu. Она в восторге от множества новинок в своем доме: например, гоночной машины NSU 500, абсолютно уникальной, проложившей путь для более поздних машин – чемпионов мира, которые также можно увидеть рядом с автомобилями-рекордсменами и прототипами в музее. Их дополняют 85 экспонатов NSU в постоянной экспозиции музея. В общей сложности более 100 экспонатов NSU ждут посетителей музея. «Бренд NSU смог добиться успеха только благодаря своим необычайно вдохновленным людям и верным, преданным сотрудникам. На новой специальной выставке в нашем музее мы освещаем 16 из этих деятелей NSU, которые внесли решающий вклад в развитие компании», – рассказала Натали Шерле-Вальц.
Deutsche Zweiradmuseum открылся в Неккарзульме 19 мая 1956 г. в историческом здании бывшего замка Тевтонского ордена. К 25-летнему юбилею музея последовали дальнейшие шаги по модернизации и расширению площади экспозиции до 1200 м2. В 1986 г. в музее открылся отдел NSU, увеличивший коллекцию до 200 экспонатов.
В 1991 г., после более чем года строительства, появился совершенно новый музей. Город вложил DM 5,9 млн в преобразование, расширение и обновление музея. Современный стеклянный пандус соединил два исторических здания Bandhaus и Amtshaus. Еще 1 млн был вложен в оборудование и концепцию музея, чтобы можно было реализовать современные научные методы представления музейной экспозиции с целью создания «живого» музея.
В настоящее время музей включает более 1000 экспонатов. В постоянной экспозиции представлены 140 национальных и международных брендов мотоциклов и 130 производителей велосипедов, в том числе благодаря заимствованиям из частных коллекций и собраний компаний.
На второй площадке в здании Audi Forum представлены 19 автомобилей, 22 мотоцикла, мопеда и мотороллера, а также 9 велосипедов.
На выставке в Audi Forum представлены: вязальная машина Stoll и модель в масштабе 1:4 автомобиля NSU Type 8/24 PS, прозванного Alu-Ei – «алюминиевое яйцо», а также самый первый серийный роторно-поршневой двигатель (РПД). Запатентованный немецким инженером Фелексом Ванкелем еще в 1932 г., двигатель был представлен публике 19 января 1960 г. в Мюнхене на встрече VDI (Ассоциация немецких инженеров) в Deutschen Museum.
Для этого кузова NSU 8/24 PS впервые использовался алюминий, таким образом, фирмой были сделаны первые шаги к созданию облегченной конструкции автомобиля.
NSU Type 8/24 PS был автомобилем среднего класса, выпускавшимся компанией Neckarsulmer Fahrzeugwerke Aktiengesellschaft с 1911 г. по 1918 г., а затем снова с 1921 г. по 1925 г. Автомобиль оснащался четырехцилиндровым блочным двигателем с водяным охлаждением, рабочим объемом 2110 cм3 (80х104 мм). Двигатель первоначально выдавал 24 л.с. (18 кВт) при 1800 об/мин. Двигатель имел коленчатый вал с тремя подшипниками, зажигание от магнето, принудительную подачу смазки и вертикальные клапаны в L-образной головке блока цилиндров. Топливный бак находился сзади. Топливо выталкивалось в карбюратор отработавшими газами. Колесная база автомобиля составляла 3100 мм, ширина колеи – 1250 мм. Масса автомобиля равнялась 1500 кг, максимальная скорость – 70–75 км/ч. Модель выпускалась c кузовами Phaeton, Tourenwagen, Landaulet, Limousine.
В 1913 г. А.Ф. Шиллер на автомобиле «Некарсульм» – NSU Type 8/24 PS принял участие в организованном Московским автомобильным обществом (МАО) 3200-километровом пробеге Москва – Берлин – Париж под № 19. Он завоевал три награды: переходящие призы «Императорского Российского автомобильного общества» (ИРАО) и «Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича» (удостаивался член МАО, который проедет в пробеге не менее 2000 верст, лично управляя машиной), приз имени А.П. Каютова, присужденный А.Ф. Шиллеру по жребию, а жетон получил Н.Н. Шерупенков, участвующий в пробеге на мощном автомобиле «Бенц». Учрежденный А.П. Каютовым приз присуждался участнику, вернувшемуся обратно в Москву до 1 сентября 1913 г. на той же самой машине, на которой стартовал. Таких в итоге оказалось всего два.
Переходящий приз ИРАО присуждался владельцу самой слабой машины, которая пройдет весь путь без штрафных очков. Переходящие призы хранились в МАО, а сами участники получали жетоны с изображением призов.
Модель NSU в 1921 г. получила увеличенную на 126 мм колесную базу (3026 мм) при тех же внешних габаритах и двигатель мощностью 30 л.с. (22 кВт) при 2100 об/мин. Стартер и электроосвещение напряжением 12 В входили в стандартную комплектацию автомобиля.
Частью специальной выставки Audi Forum в Неккарзульме является юбилейная выставка «40 лет Audi Sport GmbH – очарование встречается с производительностью». Она предлагает обзор истории дочерней компании AUDI AG, которая была основана 10 октября 1983 г. как quattro GmbH и является мостом к настоящему.
Штефан Фельбер, куратор специальной выставки в Audi Forum Neckarsulm, сказал: «Было очень приятно работать вместе с коллегами из Немецкого музея двухколесных транспортных средств и NSU Неккарзульма по такой разнообразной теме, как история NSU. Подобное единение как нельзя лучше подходит к такому дню рождения, который любят отмечать в кругу хороших друзей, а результат сотрудничества впечатляет».