Береги стрелу снову

О путях ремонта стрел КМУ

Стрела крана-манипулятора в процессе работы подвергается большим нагрузкам и оттого выходит из строя. Часто в погоне за прибылью владельцы краноманипуляторных установок перегружают их и сами выводят из строя. Какие же существуют методы восстановления неисправной стрелы КМУ, их особенности, преимущества и недостатки – об этом поговорим мы в этой статье.

Бывает, что оператор или владелец перегружает краноманипулятор не по злому умыслу, а по неграмотности – туманно представляя себе, что такое «грузоподъемность КМУ», что обозначает табличка со схемой рабочей зоны, прикрепленная на стреле установки. Поэтому прежде чем приступить к эксплуатации КМУ, следует внимательно изучить инструкцию по ее эксплуатации.

Стрела КМУ демонтирована и подготовлена к ремонту

Основные причины и признаки неисправностей стрел КМУ

Поломки стрелы могут возникнуть из-за несоблюдения правил эксплуатации, а именно: это работа с недопустимо высокими нагрузками и несвоевременное техническое обслуживание; ну и такие не зависящие от владельца причины, как брак отдельной детали и стороннее воздействие.

Чрезмерно высокие нагрузки возникают, когда оператор отключает приборы безопасности, что является преступлением, и поднимает превышающие допустимую величину тяжелые грузы на слишком больших вылетах. Некоторые «умельцы» еще и увеличивают давление в гидроприводе, изменяя настройку редукционного клапана. Впрочем, оператору и владельцу КМУ следует помнить: проверка системы управления КМУ диагностическим прибором сразу же покажет, что приборы безопасности отключались.

В результате таких перегрузок в работе КМУ могут появиться посторонние непривычные шумы и/ или вибрации, а из-за чрезмерного давления в гидросистеме подтекание гидравлической жидкости (следы подтеков на гидроцилиндрах) из-за повреждения сальников и уплотнений. Возможен заметный невооруженным глазом изгиб одной или нескольких секций краноманипулятора (чаще всего такое происходит со второй секцией стрелы КМУ), в результате которого возможно неполное выдвижение или заклинивание секций стрелы. А один погнутый компонент тянет за собой деформацию второго, затем третьего, нарушение работы других узлов конструкции. Бывает, что обрывается трос выдвижения секций стрелы КМУ. Подвержены секции стрелы и механическим повреждениям, и коррозии, что также ухудшает их работоспособность.

Одна из мастерских по ремонту КМУ

Еще одним признаком неисправности является уменьшение грузоподъемности КМУ или невозможность подъема и/ или поворота стрелы. Если вы обнаружили перечисленные выше или какие-либо иные признаки неисправности стрелы КМУ, нужно срочно обратиться к квалифицированным специалистам для проведения диагностики и принятия необходимых мер по исправлению. К тому же по окончании ремонта должен быть оформлен соответствующий документ и разрешение на повторный ввод в эксплуатацию крана-манипулятора. Эксплуатировать КМУ с неисправностью запрещено. Нарушение этого запрета может привести к тяжелому несчастному случаю.

Даже если со стрелой и гидросистемой КМУ после незаконной перегрузки сразу ничего не произойдет, ресурс деталей, узлов и систем КМУ будет интенсивно сокращаться, а в металле появляются микротрещины (так называемая «усталость метала»), которые могут привести к поломке в будущем.

Тросс выдвижения секции стрелы КМУ

Ликвидация неисправности стрелы КМУ

Но если поломка все же произошла? Мнения специалистов по вопросу целесообразности ремонта стрел КМУ расходятся кардинально. Послушаем доводы обеих сторон.

Часть экспертов считает, что современные профилированные стрелы неремонтопригодны в принципе: качественно проварить шов внутри профиля, особенно на середине длины секции, не имея сложного и дорогого заводского сварочного оборудования, невозможно. К тому же профилированные стрелы выполняются из сталей особых сортов и свариваются по особым технологиям, при особых режимах и с применением электродов особого состава. При механической деформации металл стрелы «течет», то есть претерпевает пластическую деформацию, растягивается или сжимается. Придать ему форму, близкую первоначальной, возможно, но восстановить идеальную геометрию и первоначальную прочность – нет. При деформации металла стрелы в нем образуется множество микротрещин и концентраторов напряжения, что делает ремонт данного звена бессмысленным.

Поврежденная секция стрелы КМУ

Однако часть специалистов (их можно условно назвать «оптимистами») уверены, что стрелы КМУ можно и нужно ремонтировать. Какие же методы восстановления работоспособности краноманипулятора предлагают отечественные сервисные предприятия?

Замена секции стрелы КМУ. Допуски между стенками телескопирующихся секций довольно точные, поэтому ремонт погнутой секции стрелы КМУ чаще всего бесперспективен. Оптимальное решение – заменить деформированную секцию на новую или бывшую в употреблении. Некоторые ремонтные предприятия самостоятельно изготавливают секции стрел КМУ.

Замена пластин скольжения. Если люфт между секциями стрелы КМУ превышает допустимую величину, наиболее вероятная причина – износ пластин скольжения («скользунов»). Для замены «скользунов» придется снимать каждую секцию стрелы. Выполнить это проще с применением соответствующего оборудования.

Устранение подтекания гидравлической жидкости из стрелы. Причиной может быть неисправность уплотнения гидроцилиндра телескопирования стрелы или разрыв гидрошланга. После устранения причин подтекания может потребоваться опрессовка стрелы КМУ на специальном стенде.

Ремонт гидроцилиндра телескопирования стрелы. Причин поломки гидроцилиндра может быть много: изгиб штока цилиндра, попадание загрязнений и воздуха в гидросистему, чрезмерные нагрузки, коррозия. Некоторые сервисные предприятия предлагают изготовление ремонтных штоков, гильз, поршней и крышек гидроцилиндров и замену этих деталей, а также замену или ремонт гидроцилиндров и гидромотора стрелы.

Ремонт секции стрелы. Пожалуй, это наиболее «спорные» методы восстановления работоспособности стрел КМУ. В некоторых случаях поврежденный (деформированный) участок секции вырезается и на его место вваривается аналогичный, той же марки стали и той же геометрической формы. По оценке экспертов отрасли, грузоподъемность КМУ при этом снижается примерно на 30% от номинальной, то есть в будущем оператор должен будет несколько уменьшать вылет стрелы при подъеме грузов. Специалисты указывают, что такой путь решения проблемы стопроцентного эффекта не дает, поскольку сложно проварить стрелу изнутри качественно, особенно если речь идет о наложении швов в центральной области звена. Сам сварочный шов снижает прочность и грузоподъемность секции и всей стрелы в целом. Даже наложение поверх ремонтируемых зон латок-усилителей не гарантирует 100%-ного восстановления рабочих характеристик стрелы.

Ремонт КМУ

Существует также ремонт методом укорочения одной из секций стрелы (когда компенсирующий участок вместо вырезанного в секцию не вваривается, секция сваривается просто встык). В таком случае после ремонта необходимо согласовать кинематику выдвижения секций стрелы, то есть согласовать с новыми условиями работу гидроцилиндра выдвижения данной секции и, возможно, даже внести изменения в конструкцию привода выдвижения. Иногда даже приходится заменять гидроцилиндр, корректировать длину его штока (рабочий ход), настраивать его усилие.

Специалисты отмечают, что при таком ремонте методом «ампутации» вылет стрелы КМУ сокращается незначительно, обычно не более чем на полметра, а общая прочность конструкции не уменьшается.

Также в некоторых случаях осуществляется (с помощью специального оборудования, такого как пресс или гидроцилиндры) восстановление геометрической формы (рихтовка) секции стрелы манипулятора. Но если рихтовка осуществляется по примитивной технологии – при помощи местного разогрева и осаждения растянутого металла газовой горелкой, металл частично теряет прочность и от такого ремонта лучше отказаться.

Секция стрелы, отремонтированная сваркой

Все описанные выше способы ремонта относятся главным образом к краноманипуляторам Г-образного типа. Стрелы Z-образных КМУ, как правило, ремонтируются только путем замены поврежденной секции на новую или бывшую в эксплуатации.

В любом случае по сравнению со стоимостью новой секции стрелы, которую необходимо предварительно заказать, ждать месяцы и еще стоять в очереди на замену, которая также может растянуться до недели, ремонт секции выглядит очень привлекательно.

Ремонт секции КМУ может обеспечить работоспособность установки в период ожидания заказанной новой секции. Даже на складах специализированных СТО порой нет отдельных секций стрел.

Замена тросов выдвижения и втягивания секций стрелы. Трос может оборваться в результате чрезмерных нагрузок, а также подлежит замене, если провисает даже после регулировки или имеет механические повреждения (разрыв жил, перегиб, сплющивание, глубокая коррозия и т.д.). Превентивная замена дефектного троса позволит избежать внезапного обрыва троса во время работы. Некоторые ремонтные предприятия предлагают изготовление и замену тросов выдвижения секций стрел, а также роликов троса.

Ремонт гидроцилиндра стрелы

Замена пальцев крапления стрелы. Стрелы большинства моделей КМУ крепятся к башне с помощью пальцев крепления. Эти детали подвергаются высоким механическим нагрузкам при работе КМУ, поэтому пальцы крепления должны отвечать строгим требованиям по прочности материала и должны заменяться, когда их износ превышает допустимые значения (в соединениях появляется увеличенный люфт). Соответственно специалисты категорически не рекомендуют использовать кустарно изготовленные крепежные пальцы. Некоторые сервисные центры предлагают такую услугу, как восстановление посадочных мест под штоки и пальцы, расточку отверстий под проушины.

Переборка стрелы гидроманипулятора (пенала). Производится, когда точный источник поломки неизвестен, а также позволяет оценить состояние внутренних деталей и узлов, чтобы при необходимости смазать, отремонтировать или заменить.

Таким образом, в результате описанных выше ремонтно-восстановительных работ перевозчик за сравнительно небольшие деньги получает отремонтированный кран-манипулятор. К тому же время ремонта (т.е. простоя автомобиля с КМУ) обычно невелико, что очень важно для бизнеса его владельца.

Сварка стрелы манипулятора

Оцениваем надежность сервисного/ ремонтного предприятия

Здравый смысл и опыт подсказывают, что лучшая рекомендация сервисного предприятия – хороший отзыв о нем клиента, уже ремонтировавшего там свою КМУ. Словом, ориентируйтесь на мнения и опыт людей, уже пользовавшихся услугами данной компании. Это оптимальный вариант. А что делать, если таковых вы не обнаружили, но иного выхода нет. Тогда попросите показать вам хотя бы часть работ, которые выполняются в ремонтной зоне. Хорошее оборудование, солидно выглядящий персонал, наличие инструмента и специальных стендов – хороший знак.

Выбирая организацию, куда обратиться для ремонта стрелы КМУ, следует учитывать следующие аспекты.

Во-первых, практически все описанные выше ремонтные работы достаточно сложные и поэтому должны выполняться квалифицированными специалистами с опытом в данной области, так как некорректные действия при восстановлении стрелы могут привести к дополнительным повреждениям и ухудшению ее работоспособности.

Во-вторых, ремонт следует проводить в соответствии с техническими требованиями и рекомендациями производителя крана-манипулятора. Это позволит гарантировать безопасность использования стрелы после ремонта, а также сохранение ее характеристик.

В некоторых сервисных предприятиях предлагают услугу – ремонт с выездом на место эксплуатации краноманипулятора, иногда это очень удобно.

И наконец, на «правильном» сервисе перед сдачей клиенту должна проводиться проверка техники с проведением динамических и статистических испытаний с грузами.

Сваренная стрела краноманипулятора
 

Итак, ремонт секций стрелы крана-манипулятора является ответственной задачей, требующей профессионального подхода. При этом необходимо придерживаться технических рекомендаций производителя и обращаться к опытным специалистам, чтобы обеспечить безопасность и долговечность крана-манипулятора.

В заключение приведем еще несколько рекомендаций от экспертов отрасли. Стрела – это наиболее нагруженная часть краноманипуляторной установки, и потому необходимо особенно внимательно следить за ее состоянием и исправностью всех ее компонентов, регулярно проводить техническое обслуживание и осмотр. Кроме того, чтобы избежать перегруза КМУ и всех связанных с этим неисправностей, следует покупать установку с определенным запасом по грузоподъемности и вылету стрелы (но не чрезмерно большим!). Впрочем, вопросы правильного выбора краноманипулятора – тема большой будущей статьи.

Мастерская по ремонту КМУ
компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи