Слесарь заменяет сажевый фильтр

Произведение керамического искусства

Как продлить срок службы сажевого фильтра вашей машины

Замена сажевого фильтра на грузовом автомобиле или внедорожной спецтехнике – одна из самых тяжелых, неприятных и нелюбимых работ у автослесарей. Чтобы хотя бы немного облегчить их труд, следует тщательно выполнять рекомендации специалистов по эксплуатации и обслуживанию сажевых фильтров, которые мы приведем в этой статье.

Как известно, сажевые фильтры DPF (Diesel Particulate Filter, «дизельный фильтр твердых частиц»), обычно состоящие из корпуса и керамических сот, задерживают мелкие частицы сажи (и другие твердые частицы), которые содержатся в отработавших газах дизельных двигателей, уменьшая выбросы сажи в воздух.

Керамический элемент сажевого фильтра

Начиная с 2007–2008 гг. в США и многих других странах (в том числе в Китае) грузовики комплектуются сажевыми фильтрами DPF. В РФ стандарт Евро-5, предусматривающий использование сажевых фильтров, начал действовать с 1 января 2016 г. Примерно к 2030 г. законодатели планируют сократить выбросы твердых частиц у тяжелонагруженных дизелей на величину от 50 до 90%.

В корпусе фильтра располагается керамический фильтрующий элемент, имеющий ячеистую структуру с длинными каналами, которые поочередно перекрыты с разных концов. Отработавшие газы (ОГ) проходят через пористые стенки каналов, при этом сажа задерживается в порах керамики, а газ уходит. В зависимости от размеров и количества пор керамического тела сажевые фильтры могут задерживать от 70 до 95% твердых частиц.

Обслуживание и замена сажевых фильтров обходятся недешево, поэтому вопросы сохранения их работоспособности весьма актуальны. Давайте посмотрим подробнее, от чего зависят сроки службы сажевых фильтров и как следует их обслуживать.

Грузовики в бесконечной пробке

Как сберечь сажевый фильтр

Чтобы сажевый фильтр DPF вашей машины медленнее заполнялся сажей и золой, чтобы реже нужно было проводить его регенерацию, чистку или даже дорогостоящий ремонт, следует выполнять следующие рекомендации.

  1. Следите, чтобы поршневые маслосъемные кольца качественно выполняли свою функцию – снимать масло со стенок цилиндров двигателя (расход масла не должен превышать значение, указанное производителем двигателя).
  2. В холодную погоду должен обеспечиваться предпусковой подогрев двигателя.
  3. Необходимо использовать качественное дизтопливо, система питания двигателя должна быть полностью исправна и оптимально отрегулирована.
  4. Не следует использовать дополнительные присадки к топливу и маслу, продающиеся в магазинах.
  5. Следите, чтобы двигатель грузовика не работал на неблагоприятных режимах: длительное время на холостом ходу, короткие переезды с частыми остановками («старт-стоп»).
  6. Используйте рекомендованное для двигателей с сажевыми фильтрами моторные масла класса API CK-4 Low SAPS.

Неукоснительное соблюдение этих рекомендаций увеличит интервалы регенерации вашего фильтра DPF и продлит срок его службы, что сэкономит рабочее время и деньги.

Фильтр

Моторное масло

Специалисты утверждают, что основной причиной выхода из строя сажевых фильтров дизельного топлива в автомобилях и специальной технике является моторное масло. Чем меньше будет оставаться масла на стенках цилиндров двигателя, тем меньше в фильтр DPF попадет мельчайших частиц сажи и золы. Бòльшая часть частиц сажи и золы образуется в результате сгорания моторного масла, содержащего присадки, которые улучшают свойства базового масла, но при сгорании образуют твердые частицы. Контроль расхода моторного масла и анализ его изменения по времени может помочь определить, насколько хорошо поршневые кольца снимают масло со стенок цилиндров и какие проблемы необходимо устранить, чтобы уменьшить накопление в сажевом фильтре твердых частиц.

Исследования показывают, что 90% золы, которая в процессе работы откладывается и засоряет сажевый фильтр DPF (и тем самым увеличивает эксплуатационные расходы на топливо и техническое обслуживание), образуется из моторного масла. Таким образом, при правильном выборе моторного масла, при котором будет образовываться меньше золы, можно существенно увеличить срок службы сажевого фильтра на машине, что также означает сокращение времени простоя машины и эксплуатационных затрат.

Демонтаж сажевого фильтра

Всем, кто обслуживает спецтехнику с сажевыми фильтрами, следует четко знать, что причинами засорения и неисправностей в работе сажевых фильтров является не только горение топлива в двигателе, но и моторное масло. Они должны понимать, почему так важно использовать малозольные моторные масла. За счет правильного обслуживания можно увеличить интервалы обслуживания и срок службы сажевого фильтра в 2,5 раза (по некоторым данным, до 10 000 моточасов!). Это не мелочь, учитывая стоимость этого компонента, сокращение времени простоя машины и затрат на рабочую силу. Все механики, с которыми мы говорили, называют чистку сажевого фильтра одной из самых неприятных и тяжелых работ.

Благодаря конструкции маслосъемных колец большинство современных дизельных двигателей расходуют очень мало моторного масла. Однако по мере износа масла в процессе работы вязкость его уменьшается, поршневые кольца хуже снимают его со стенок цилиндров и в результате угар масла увеличивается. Минералы, содержащиеся в масле, затем откладываются в DPF в виде золы. Строгое соблюдение интервалов замены масла, рекомендованных заводом-производителем, – это очень надежный способ максимально сохранить работоспособность сажевого фильтра.

Следите за расходом моторного масла. В случае попадания избыточного количества моторного масла в цилиндры двигателя закоксовывается не только двигатель, но и сажевый фильтр. О попадании избыточного количества моторного масла в цилиндры двигателя свидетельствуют повышенный расход моторного масла и сизый дым из выхлопной трубы. Если вы обнаружили подобное, то незамедлительно обратитесь в сервис.

Полное засорение сажевого фильтра

Изменения в рецептуре моторных масел

В 2007 г. на рынке появились моторные масла класса API CJ-4, пакет присадок в которых был ограничен с целью уменьшения зольности до 1%. Это ограничение было введено, чтобы масла не наносили вреда системам нейтрализации ОГ.

Зольность – это показатель содержания в масле металлосодержащих присадок (соли натрия, бария, кальция, магния, калия, цинка и др). Сульфатная зольность масла указывает на количество содержащихся в нем противоизносных и противозадирных присадок на основе кальция, цинка, фосфора, магния, молибдена и других химических элементов. В процессе сгорания масла они образуют различные твердые соединения, которые откладываются на деталях двигателя в виде золы и мешают его нормальной работе.

Затем появились моторные масла класса API CK-4, у которых увеличено содержание противоокислительных присадок. Такие масла способны работать при более высоких температурах по сравнению с маслами CJ-4, и интервалы замены у них больше. Однако устойчивость моторных масел класса API CK-4 к окислению (т.е. к образованию шлаков и шламов) не одинакова. И если вы будете использовать масло, которое создает больше зольных отложений, да к тому же не соблюдаете рекомендованные интервалы замены масла, то зольные (шлаковые) отложения будут накапливаться, а поршневые кольца не будут снимать масло со стенок цилиндров должным образом.

В настоящее время разрабатываются масла нового класса PC-12, характеристики у которых, как ожидается, будут еще более благоприятными для сажевых фильтров.

Конечно, производители оборудования и масел ищут возможности и способы избавления от отложения золы в сажевых фильтрах. Если удастся найти такой способ, сажевые фильтры не нужно будет чистить. Но пока не удается совершенно исключить из состава моторных масел несгораемые вещества – присадки, обеспечивающие защиту деталей двигателя от износа и снижающие внутренние потери на трение, защищающие масло от окисления. Несгораемый зольный остаток у масел с самой оптимальной рецептурой все же составляет 0,4%. Тем не менее количество золы удалось уменьшить в два с половиной раза по сравнению с маслами предыдущих классов. Очевидно, что при использовании таких масел интервал очистки сажевого фильтра также увеличивается примерно в два с половиной раза. А это существенная экономия для владельца техники.

Для силовых агрегатов с сажевым фильтром DPF рекомендуется использовать моторные масла с пониженным уровнем сульфатной зольности, фосфора и серы, отмеченные маркировкой Low SAPS (зольность 0,5% и менее), DPF ESP (Emission System Protection) или ACEA Class C.

Чистка сажевого фильтра

Работа на холостом ходу

Конечно, у современных новых двигателей унос и угар масла невелики, но совершенно исключить попадание микроскопических частиц масла в поток отработавших газов невозможно. Как можно уменьшить попадание масла в отработавшие газы?

Многие водители грузовиков позволяют им работать на холостом ходу или режимах, близких к х/х, до 25–30% рабочего времени, например, при использовании вала отбора мощности (ВОМ). Внедорожные машины могут работать на холостом ходу 40–50% рабочего времени, а в сильные морозы и все 24 часа, на Крайнем Севере такое бывает. На этом режиме работы зона поршневых колец недостаточно прогревается, кольца хуже снимают масло со стенок цилиндров, в результате больше масла попадает в поток отработавших газов (и вместе с ним в сажевый фильтр) и сгорает. Увеличивается отложение сажи в сажевом фильтре. Поэтому в руководствах по эксплуатации многих тяжелых машин имеются такие рекомендации: если оборудование с приводом от ВОМ работает длительное время без движения машины, систему сигнализации о засорении DPF следует проверить через час работы в таком режиме и далее проверять через каждые 15 минут.

К тому же на режиме холостого хода топливо в цилиндрах двигателя тоже сгорает не полностью и образующаяся сажа попадает в моторное масло, масло постепенно стареет со всеми вытекающими последствиями. В итоге при длительной работе двигателя на холостом ходу быстрее возникает необходимость проведения регенерации сажевого фильтра.

Если грузовик постоянно ездит на короткие расстояния на низкой скорости по загруженным городским улицам, его дизельный двигатель также работает в неблагоприятном для сажевого фильтра режиме: стояние в пробках, частые перегазовки, простои в ожидании зеленого сигнала. Многие владельцы грузовиков и внедорожных машин не учитывают этого обстоятельства и удивляются или даже предъявляют претензии производителям техники: «В инструкции по эксплуатации написано, что интервал обслуживания сажевого фильтра на моей машине составляет 4500–5000 моточасов, а на практике получается, что приходится проводить очистку через 3000 моточасов! Почему?»

Сажевый фильтр

А происходит это потому, что двигатель машины много времени работает на холостом ходу и потребляет моторного масла больше, чем при нормальной работе на нагрузочных режимах. Если в электронной системе управления машины есть функция автоматической регенерации, в какой-то момент система управления автоматически увеличивает частоту вращения двигателя, чтобы очистить фильтр от сажи, что приводит к дополнительному расходованию топлива и увеличению эксплуатационных затрат.

Специалисты предлагают радикальное решение этой проблемы: выключить двигатель машины и использовать для питания спецтехники не ВОМ, а генераторную установку. Таким образом можно сократить время работы двигателя машины на холостом ходу до 75%, сокращая затраты на его техническое обслуживание и незапланированные простои. Сокращение времени работы двигателя на холостом ходу не только существенно экономит время и деньги за счет снижения затрат на топливо и увеличения срока службы двигателя, но и снижает частоту регенерации сажевого фильтра.

Предпусковой подогрев

В процессе холодного пуска дизельного двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха образуется много сажи и золы. Поэтому рекомендуется использовать предпусковые подогреватели.

В экстремальные морозы прогрев двигателя с помощью предпускового подогревателя является эффективным способом уменьшения образования сажи и золы, а также сокращения времени работы двигателя на холостом ходу. Работа двигателя грузовика на холостом ходу при отрицательных температурах ускоряет отложение сажи в DPF, в результате требуется чаще проводить регенерацию.

Регулярное техобслуживание дизеля

Качество топлива

Прежде всего все компоненты системы питания дизельного двигателя должны быть исправны, форсунки должны эффективно распылять топливо, а не подавать его крупными каплями, которые не сгорают полностью, что приводит к увеличению образования сажи и золы. Одним из признаков неисправности топливных форсунок может быть черный дым из выхлопной трубы. При первых же признаках такой неисправности следует ее устранить, иначе она приведет к еще большим проблемам и затратам на ремонт.

За счет правильной настройки системы впрыска топлива можно уменьшить расход топлива, что положительно скажется на сокращении образования сажи и золы в процессе работы двигателя.

Интенсивность образования сажи также зависит от качества используемого топлива. Основной показатель качества топлива – это содержание серы, и чем оно меньше, тем лучше. Чем ниже качество топлива, тем больше образуется сажи и золы в процессе его сгорания. Специалисты рекомендуют использовать биодизельное топливо, оно сгорает чище и, таким образом, способствует увеличению интервалов регенерации сажевого фильтра. Но биодизельное топливо в нашей стране пока используют очень мало, особенно в коммерческом транспорте и спецтехнике.

Используйте правильные приемы вождения: избегайте резких разгонов с низких оборотов двигателя (с «педалью в пол»), при этом увеличивается количество сажи, оседающей в фильтре. Не следует «жалеть» машину и ездить только медленно и на низких оборотах двигателя. Старайтесь, чтобы грузовик периодически совершал загородные рейсы на дальние расстояния и на высоких оборотах двигателя. Это помогает очистить и камеры сгорания двигателя, и сажевый фильтр.

Сажевый фильтр

Клапан EGR и воздушный фильтр

Если двигатель вашей машины оснащен системой рециркуляции отработавших газов EGR (Exhaust Gas Recirculation), следите за состоянием перепускного клапана системы, который направляет часть ОГ обратно во впускной коллектор для уменьшения содержания окислов азота NOx в ОГ. Однако эта система вместе с ОГ подает во впускной коллектор и некоторое количество сажи, что ускоряет износ поршневых колец, неблагоприятно влияет на состояние моторного масла и в конечном итоге увеличивает отложение сажи в фильтре DPF.

Также следует регулярно заменять элемент воздушного фильтра. Засоренный воздушный фильтр пропускает недостаточное количество воздуха, от чего топливо в цилиндрах двигателя сгорает не полностью, образуя сажу.

Сажевый фильтр

Зола и сажа – в чем разница

Сажа – это частицы углерода, образовавшиеся в результате неполного сгорания дизельного топлива и моторного масла. Условия ее образования и попадания в ОГ дизельного двигателя мы рассмотрели выше. Кроме сажи, в фильтре DPF и других агрегатах системы нейтрализации ОГ откладывается зола. Чем же зола отличается от сажи?

Если сажа это углерод, который можно сжечь, то зола это побочный продукт сжигания сажи, несгораемые соли металлов и другие шлаки. Как уже говорилось выше, около 90% всех отложений золы (в нейтрализаторах и сажевых фильтрах) образуется из веществ, входящих в состав моторного масла. Это цинк, фосфор, кальций, магний и т.д. Остальные 10% – это частицы металла: продукты износа трущихся деталей двигателя, загрязняющие вещества, попавшие в масло из атмосферы, и загрязняющие вещества из топлива.

Итак, при сгорании моторного масла образуется как минимум 1% сульфатной золы от массы масла. Это утверждение справедливо для масел классов API CJ-4 и CK-4. Как будет с моторными маслами нового разрабатываемого класса PC-12, пока неизвестно. Может быть, зольный остаток тоже будет составлять 1%, а может быть, и меньше.

Сажа

При первых признаках засорения сажевого фильтра не стоит это игнорировать и, пока не поздно, следует выполнить регенерацию. Пассивная регенерация происходит автоматически, когда отработавшие газы во время работы автомобиля становятся достаточно горячими, чтобы вызвать выгорание накопившейся сажи. Движение с постоянной скоростью по шоссе – это способ пассивной регенерации сажевого фильтра.

При активной регенерации топливо впрыскивается в систему выпуска для повышения температуры отработавших газов и выжигания сажи, скопившейся на DPF. Эта операция выполняется на стоянке при работающем двигателе, придется остановить и вывести из работы грузовик примерно на один час. Топливо подается в сажевый фильтр специальной форсункой. Хотя эта система практически не требует технического обслуживания, правильная работа форсунки имеет решающее значение. Если эта форсунка засорится и процесс выжигания сажи в DPF прекратится, фильтр придется снять с автомобиля и почистить с помощью специальной установки, а также отремонтировать форсунку.

Слесари меняют сажевый  фильтр

Приведем пример из реальной практики одного машинного парка. Там механик каждое утро приходил на работу пораньше, и прежде чем приходили все операторы, он проводил регенерацию сажевых фильтров на всех машинах. И когда были проверены показатели противодавления в системах выпуска машин, они были почти идеальными. Соответственно топливная экономичность машин была, что называется, «на высоте».

А вот в других строительных компаниях обязанность проводить регенерацию возлагали на самих операторов. В машинных парках таких компаний срок службы сажевых фильтров никогда не достигал указанных производителем номинальных значений – все они выходили из строя раньше, «выхаживали» не больше 3000 моточасов.

Специалисты настоятельно рекомендуют: не превышайте сроков проведения регенерации. По окончании процесса убедитесь (по показаниям датчиков), что характеристики очищенного от сажи DPF соответствует спецификациям производителя. В противном случае противодавление в системе выпуска машины будет продолжать увеличиваться, тем самым снижая к.п.д. двигателя и ухудшая топливную экономичность.

Снимаем сажевый фильтр

Зола

В любом случае отложения золы являются фактором, ограничивающим срок службы сажевого фильтра DPF. Когда проводится регенерация сажевого фильтра, при температуре до +650 °С сажа выжигается из узких каналов его керамических сотов. Если процесс регенерации проходит нормально, то выжигается весь несгоревший углерод, т.е. вся сажа, но в каналах сажевого фильтра остается негорючая зола. По мере накопления золы в каналах сажевого фильтра уменьшаются его пропускная способность, производительность и емкость. Таким образом, по мере накопления золы в каналах сажевого фильтра приходится все чаще выполнять активную (с впрыском топлива в фильтр) регенерацию сажевого фильтра. Если фильтр окажется загружен золой на 100% своей емкости, площади фильтрующей поверхности для сбора сажи практически не останется, а в системе выпуска возникнет значительное противодавление отработавших газов. А вот чтобы удалить золу, керамический фильтр необходимо извлечь и очистить механическим способом.

Поэтому так важно для работоспособности сажевого фильтра использовать моторные масла с т.н. «низкой зольностью».

Судя по опыту эксплуатации, обслуживание сажевых фильтров на внедорожной технике обходится особенно дорого, дороже, чем на грузовиках. Замена сажевого фильтра на погрузчиках и экскаваторах занимает от 4 до 8 часов рабочего времени, потому что сначала выполняется регенерация, чтобы выжечь отложившуюся сажу, а потом нужно еще дождаться, чтобы сажевый фильтр, раскаленный до 600 °С, остыл. Следует обязательно проводить регенерацию перед снятием и очисткой сажевого фильтра: иначе слесарям, которые работают с фильтром, придется вдыхать частицы сажи.

Чистка сажевого фильтра

Кроме того, нельзя выполнить очистку фильтра от золы на месте эксплуатации техники, вы должны доставить машину в сервисный центр. Очистку должны выполнять профессионалы. А поскольку в отличие от магистральных грузовиков внедорожная техника часто не может доехать до сервисного центра своим ходом, это еще одна сложность, связанная именно с внедорожной техникой.

Подчеркнем: вся проблема с обслуживанием сажевых фильтров заключается в отложениях золы, а не сажи, выжечь которую на современных сажевых фильтрах довольно просто. И хотя технологии очистки фильтров DPF работают неплохо, новый DPF намного лучше, чем очищенный DPF. Удалить всю золу из сажевого фильтра невозможно. А после второй чистки золы остается еще больше.

На практике в машинных парках руководители порой не ведут записей, когда производится чистка сажевых фильтров, и по­этому даже не замечают, что сажевые фильтры б/у приходится снова чистить через 2500–3000 моточасов работы, тогда как новому сажевому фильтру чистка может потребоваться через 5000 моточасов. Разница солидная. Справедливости ради нужно заметить, что в некоторых машинных парках все операции по техобслуживанию четко фиксируются и рекомендации по периодичности чистки сажевых фильтров выполняются.

Например, одна из ведущих компаний-производителей рекомендует проводить очистку DPF на своих грузовиках через 400 000 км или 4500 моточасов, в зависимости от того, что наступит раньше. Частота интервалов очистки фильтров DPF может варьироваться. Это в значительной степени зависит от характера работы грузовика. Грузовики, которые долгое время ездят на постоянной (достаточно высокой) скорости по шоссе, могут проехать до 560 000 км до того, как потребуется производить очистку их сажевого фильтра от накопившейся золы. А вот у грузовика, постоянно работающего в режиме остановка-движение (короткие переезды с места на место), пробег до того, как потребуется очистка фильтра DPF от золы, будет гораздо меньше.

Правда, двигатели (и моторные масла) со временем совершенствуются, и чем более поздних лет выпуска дизель (и более высокого класса моторное масло), тем длиннее периоды между очистками фильтров DPF у грузовиков с такими двигателями (при прочих равных условиях). Для дизельных двигателей 2007–2009 гг. типичный интервал очистки составляет примерно 500 000 км, а у современных двигателей интервалы очистки увеличились до 650 000 км и более. Однако для каждого конкретного грузовика периодичность зависит от множества факторов: характера его работы, расхода и качества топлива и моторного масла и др.

Главное, что следует усвоить водителям и владельцам техники, оснащенной сажевыми фильтрами: нельзя забывать об обслуживании этого агрегата. Если не проводить техническое обслуживание, скопившиеся зола и сажа могут полностью закупорить и разрушить DPF-фильтр. Замена этого керамического фильтра может стоить и 50–100 тыс. руб., и более.

Сажевый фильтр – дорогой компонент, поэтому обращаться с ним нужно осторожно. Керамические элементы DPF могут быть легко повреждены, их категорически нельзя ронять, не следует пытаться с усилием вставить керамический элемент фильтра в корпус. Керамическое тело может легко треснуть. Как пошутил один из специалистов, консультировавших нас: «В итоге вы получите очень дорогое произведение уродливого керамического искусства!»

Доверяйте работу с DPF только квалифицированным специалистам, имеющим опыт обращения с этими агрегатами. Строго выполняйте все рекомендации производителей по эксплуатации и техническому обслуживанию DPF, а для очистки обращайтесь только в надежные техцентры.

Если пренебрегать обслуживанием DPF, это может привести к некоторым серьезным проблемам. Во-первых, уровень вредных выбросов у вашего грузовика будет выше действующих экологических норм. Кроме того, может произойти растрескивание керамического тела фильтра DPF, в системе выпуска грузовика может быть повышенное противодавление, мощность двигателя может быть принудительно понижена электронной системой управления, причем до такой степени, что грузовик просто не сможет работать, перевозить грузы.

Чистый элемент сажевого фильтра

Признаки засорения сажевого фильтра

Когда фильтр DPF засоряется сажей и золой, в системе выпуска машины возрастает противодавление. Отработавшие газы двигателя не могут свободно выходить в атмосферу, наполнение камер сгорания двигателя топливом и воздухом ухудшается, соответственно падает мощность двигателя. Но если машина ездит мало и с невысокой скоростью, не всегда можно это заметить сразу.

Все чаще приходится проводить циклы регенерации – это заметить проще. Тем более, что на каждую регенерацию затрачивается 4–8 л топлива. У коммерческих магистральных грузовиков, самосвалов и т.п. техники можно заметить, что расход топлива увеличивается по мере увеличения срока службы DPF. Но у экскаватора, например, подобное увеличение расхода топлива заметить будет очень трудно. Просто слишком много переменных факторов и условий влияет на расход экскаватора на стройке.

По мере накопления сажи в сажевом фильтре (и увеличения противодавления в системе выпуска) хуже начинает работать турбонаддув. Если у турбонагнетателя начинает собираться сажа или черная слизь, это признак того, что регенерация сажевого фильтра не проводится своевременно.

За состоянием сажевых фильтров должен следить механик, отвечающий за обслуживание машин, т.к. операторы иногда не хотят останавливать работу, чтобы провести регенерацию. Поэтому большинство производителей внедорожной техники устанавливают автоматическое выполнение регенерации электронной системой управления машины с периодичностью 24–25 часов. Это делается не только для очистки собственно сажевого фильтра, но и для очистки дизельного окислительного каталитического нейтрализатора и системы SCR. Таким образом, чем больше вы пренебрегаете очисткой сажевого фильтра, тем больше вреда наносите всей системе нейтрализации ОГ в системе выпуска.

Следует использовать только качественное дизтопливо

Сигналы, предупреждающие о засорении DPF

Заметим сразу: универсального стандарта на сигналы, предупреждающие о засорении сажевого фильтра, не существует. Рассмотрим для примера описание предупреждающих сигналов из руководства одной компании – производителя грузовых автомобилей. Система подает сигналы предупреждения различного уровня, сообщающие о необходимости регенерации двигателя.

Уровень первый: загорается сигнальная лампа DPF, сообщающая, что количество сажи в фильтре превысило рекомендованный предельный уровень и требуется провести регенерацию.

Уровень второй: сигнальная лампа начинает мигать, что означает: регенерацию следует выполнить как можно скорее.

Третий уровень: сигнальная лампа продолжает мигать, и загорается индикатор «проверить двигатель» (check engine). Регенерация должна быть произведена немедленно. Если это не будет сделано, электронная система управления снизит мощность двигателя на заранее заданную величину и ограничит скорость движения.

Четвертый уровень: мигает сигнальная лампа DPF, и загорается индикатор «выключить двигатель» (stop engine), это означает, что DPF заполнен сажей до предела. Мощность двигателя будет понижена электронной системой управления на 40%, и начнется процедура полного выключения двигателя. С этого момента оператор не сможет самостоятельно выполнить регенерацию DPF. Грузовик необходимо доставить в техцентр авторизованного дилера, там DPF демонтируют, чтобы его можно было почистить или заменить. Когда во время сигнала четвертого уровня загорается индикатор «выключить двигатель» (stop engine), это означает, что возникла аварийная ситуация. Следует немедленно остановить автомобиль и выключить зажигание. Если оператор будет игнорировать сигнал, система управления в конце концов выключит двигатель, придется буксировать грузовик к дилеру, чтобы демонтировать и очистить сажевый фильтр DPF, это может значительно увеличить затраты рабочего времени на ремонт, т.е. время простоя автомобиля. Грузовик может не работать в течение нескольких дней, даже недель, если в техцентре будет очередь на ремонт.

На многих автомобилях оповещение о необходимости очистки DPF производится с помощью сигнальной лампы повышенного противодавления, которая загорается на приборной панели.

 

Поддерживайте работоспособность DPF на технике, следуя несложным советам, которые мы собрали для вас в этой статье. Это поможет вам сэкономить деньги на дорогостоящем ремонте и замене компонентов, а также защитить окружающую среду от вредных выбросов.

Нет никаких признаков, что в обозримом будущем машиностроители откажутся от использования сажевых фильтров. Таким образом, нам жить с этими агрегатами долго, и нужно на­учиться обращаться с ними так, чтобы они доставляли нам как можно меньше беспокойства и затрат.