Мультилифты в России сегодня
Беседа со специалистами о современном положении в отрасли
С. Метелев, KROMANN: Линейка крюковых погрузчиков KROMANN разрабатывалась специально для российского рынка по нашим техническим заданиям. Она адаптирована под доступные в России основные модели автомобильных шасси КАМАЗ, МАЗ, «КОМПАС», а также шасси китайского производства FAW, Shacman, Hongyang, Howo/ Sitrak. Линейка крюковых погрузчиков широкая. Она включает установки с грузоподъемностью от 3 до 30 т с рабочей длиной от 2700 до 7800 мм. В нее входят три исполнения по высоте крюка – 900, 1450, 1570 мм; два исполнения по кинематике с выдвижной стрелой (телескопические) и с наклонной башней (шарнирные), два по функционалу с самосвальным режимом и без него, два по способу фиксации сменного контейнера с гидравлическими замками наружного исполнения и с механическими вилками. Также имеются два исполнения системы стабилизации: с блокираторами рессор задней оси и с задним опорным роликом.
Основные модели крюковых погрузчиков, пользующиеся популярностью, это S6S.36.1-HC (6 тонн под 4-метровый контейнер для монтажа на «КОМПАС-9», ГАЗон Next), M14S.42.6-HC (14 т под 5-метровый контейнер для монтажа на МАЗ-5340, КАМАЗ-43253, 53605), ML18S.52.6-HC (18 т под 6-метровый контейнер для монтажа на КАМАЗ 65115, МАЗ-631226), L22S.55.6-HC (22 т под 6-метровый контейнер для монтажа на шасси FAW CA3250 с базой 4300 мм), L22S.57(60).6-HC (22 т, под контейнер 6 м и 7 м, для монтажа на шасси КАМАЗ-6320, МАЗ 6312, FAW CA3250, Shacman SX3258 6х4 с базой 4600-4800 мм), XL26S.62.6-HC (26 тонн под 7-метровый контейнер для монтажа на шасси КАМАЗ 65201, FAW CA3310, Shacman SX3318). Мы достаточно гибко подстраиваемся под потребности рынка, учитываем появление новых доступных шасси, а также развиваем новые ниши рынка, предлагая для них готовые решения.
Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: Наша линейка крюковых погрузчиков ВЕЛМАШ ВК сегодня представлена тремя моделями грузоподьемностью 15, 20 и 26 т. Данные модели предназначены для установки на 2, 3, 4-осные шасси (FOTON, JAC, «КОМПАС», FAW, SHACMAN, SITRAK, МАЗ и КАМАЗ). Особенности крюковых погрузчиков «ПАЛФИНГЕР»: литые, износостойкие компоненты, запас мощности, надежность, доступные зачасти и представительства по сервисному обслуживанию в большинстве регионов страны.
С. Метелев, KROMANN: Принцип работы нашей группы компаний – это реализация нашим заказчикам именно готовых решений для их бизнеса на основе специальных автомобилей-мультилифтов с крюковыми погрузчиками торговой марки KROMANN. Прежде чем дать заказчику коммерческое предложение, мы общаемся с техническими специалистами заказчика и эксплуатантами, тщательно изучаем и анализируем технические требования к спецтехнике, условия ее эксплуатации, имеющийся парк сменных кузовов. Особенность мультилифтов в том, что перевозимые ими сменные кузова и надстройки могут быть разных габаритных размеров, разной конструкции и исполнения. Эту особенность необходимо учитывать и при проектировании, и при эксплуатации такой спецтехники. Поэтому для выполнения различных задач нами разработаны определенные готовые решения, в которых подобраны и оптимально сочетаются все используемые компоненты – автомобильное шасси, крюковой погрузчик, сменный кузов, прицеп–бункеровоз и их дополнительное оборудование.
Такие готовые решения помогают бизнесу наиболее рентабельно использовать имеющиеся денежные средства. Например, для работы в стесненных городских или промышленных пространствах требуются компактные маневренные мультилифты, а если еще транспортируются текучие материалы, например биологические отходы, то эти машины оснащаются системой стабилизации с автономным управлением. Если машина используется для транспортировки больших объемов твердых бытовых отходов на дальние полигоны, то для эффективной работы такого мультилифта требуется длиннобазное шасси с мощным двигателем, мощной передней осью, оснащенное оборудованием для работы в составе автопоезда с прицепом, крюковой погрузчик с рабочей длиной не менее 5700 мм грузоподъемностью 22–26 т и сменные контейнеры объемом 36–40 м3 с внутренней длиной не менее 7 м.
Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: После ухода европейских производителей из России на рынке спецтехники в 2023 году образовался некий хаос: КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ не смогли обеспечить гражданский рынок необходимой продукцией, а характеристики новых азиатских шасси не соответствовали привычным требованиям потребителей. Поэтому наша компания в прошлом году активно включилась в работу по подбору шасси китайских производителей с учетом требований отрасли обращения с отходами и характеристик моделей наших крюковых погрузчиков.
В нашем продуктовом портфеле имеются готовые решения для отрасли обращения с отходами:
- FAW CA 3250 с колесной формулой 6х4 и крюковым погрузчиком грузоподъемностью 20 т для сменных контейнеров длиной до 7 м;
- FAW CA 3310 с колесной формулой 8х4 и крюковым погрузчиком грузоподъемностью 26 т для контейнеров длиной до 7,5 м;
- SHACMAN Х3000 рестайлинг с колесной формулой 6х4 и крюковым погрузчиком грузоподъемностью 20 т для бункеров длиной до 7 м;
- SHACMAN Х3000 рестайлинг с колесной формулой 8х4 и крюковым погрузчиком грузоподъемностью 26 т для сменных контейнеров длиной 6–7,5 м;
- КАМАЗ-65115 с колесной формулой 6х4 и крюковым погрузчиком ВК Т15 грузоподъемностью 15 т;
- КАМА-6520, МАЗ-631228, МАЗ-6312С5, МАЗ-6312С9 с колесной формулой 6х4 и крюковыми погрузчиками грузоподъемностью 20 т для контейнеров до 7 м.
В этом году мы представим на рынке еще одну модель спецтехники – крюковой погрузчик грузоподъемностью 20 т на шасси SITRAK с колесной формулой 6х4 и новый погрузчик ВЕЛМАШ ВК Т30 грузоподъемностью 30 т для сменных бункеров длиной до 7,2 м.
С. Метелев, KROMANN: Не совсем корректный вопрос. Ведь мультилифт – автомобиль многофункциональный. Сменные кузова одного и того же автомобиля-мультилифта могут быть разных типов и видов в зависимости от их назначения и транспортируемого в них груза. Например, для транспортировки твердых бытовых отходов обычно используются открытые контейнеры классической каркасной конструкции или бескаркасные типа S-box или U-box максимального объема с распашными задними воротами и полезной внутренней длиной, подходящей для данного мультилифта (6 м или 7 м). Это самые массовые контейнеры.
Для транспортировки тяжелых строительных отходов такие контейнеры делают усиленными и с меньшей высотой (объемом). Для транспортировки текучих или влажных биологических отходов животноводства, боен, птицеводства и мясопереработки используются специальные закрытые или частично открытые контейнеры с антикоррозийными свойствами и герметизированным задним подвесным бортом. Для транспортировки тихоходной или аварийной автотехники применяются открытые платформы-эвакуаторы с откидными аппарелями в задней части. Кроме этого, в составе наших готовых решений есть сменные надстройки с кузовом для металлолома/ стекла и гидравлическим манипулятором с лепестковым грейфером, которые через быстроразъемные соединения подключаются к гидравлической и электрической системам автомобиля.
Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: Наиболее популярными являются контейнеры емкостью 14; 32; 38 м3, а также контейнеры меньшей емкости, но с усиленными бортами и днищем для строительного мусора емкостью 20–25 м3.
С. Метелев, KROMANN: Крюковые погрузчики торговой марки KROMANN производятся иностранными предприятиями по нашим техническим заданиям. Первоначально они изготавливались в Польше, затем добавились еще два завода в Италии, а с начала 2022 года наши крюковые погрузчики производятся также в Китае. В связи с введением европейских санкций логистика из Европы крайне затруднена, поэтому в настоящее время китайские партнеры полностью обеспечивают наши потребности в крюковых погрузчиках.
Некоторые трудности в проведении платежей в Китай в определенный период были, но они преодолены. Найдены решения, и в настоящее время идут регулярные поставки. На складе имеется достаточный запас популярных моделей крюковых погрузчиков в ассортименте и запасных частей к ним. Также по складской программе мы ежемесячно застраиваем до 10 автомобилей-мультилифтов с колесными формулами 6х4, 8х4, 4х2 на различных шасси (Shacman, FAW, МАЗ, КАМАЗ, «КОМПАС»). С сентября добавляем Sitrak. Такие мультилифты заказчики могут приобрести со складов наших производственных площадок в городах Бор и Набережные Челны.
Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: Ввиду того, что вся наша продукция прошла процесс импортозамещения, мы без каких-либо перебоев готовы поставлять крюковые погрузчики в максимально сжатые сроки и всегда имеем их запас на нашем складе.
С. Метелев, KROMANN: Базовыми сервисными центрами обслуживания и ремонта крюковых погрузчиков являются две площадки производственного подразделения ГК KROMANN – ООО «Монтажный Центр КРОМАНН Сервис» в городах Бор и Набережные Челны. Как я уже отметил, на их складах имеется достаточный объем запасных частей для сервисного обслуживания и ремонта крюковых погрузчиков KROMANN. При продаже нового мультилифта конечным заказчикам мы также предлагаем комплект запчастей и расходных материалов для технического обслуживания на первый год эксплуатации. Базовый сервис крюковых погрузчиков несложный, и его может провести любой сервисный центр во время обслуживания автомобильного шасси. Во многих случаях мы используем этот вариант.
Также мы находим в регионах специализированные предприятия, с которыми договариваемся о проведении техобслуживания. Но откровенно говоря, минимальное число пользователей осуществляют сервис в специализированных предприятиях и предпочитают проводить его самостоятельно. Оборудование несложное, надежное в эксплуатации, а в руководстве по эксплуатации очень подробно расписаны все операции сервисного обслуживания.
Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: Наша компания имеет около 200 сервисных центров по всей стране, которые всегда готовы помочь нашим клиентам как с ремонтом, так и с поставкой оригинальных запчастей. Мы следим за качеством сервиса, предлагаемого нашими партнерами, периодически проводим обучение. Для решения оперативных технических вопросов и консультаций работает горячая линия технической поддержки, позвонив на которую пользователь нашего оборудования получит квалифицированную помощь нашего специалиста.
С. Метелев, KROMANN: Особенность рынка в том, что заказчикам требуется повышение скорости проведения операций со сменными контейнерами, которая выше у мультилифта с крюковым погрузчиком по сравнению с тросовым. Поэтому постепенно тросовые погрузчики уступают место крюковым, за исключением случаев специального использования, где скорость не главный показатель. Совсем ушли с российского рынка известные европейские бренды, такие как HIAB, Meiller. Европейский Palfinger сменил название на «ПАЛФИНГЕР» и производит три модели 15, 20 и 26 т в Великих Луках из российских компонентов. HYVA производится и поступает на российский рынок в ограниченном ассортименте из Китая.
Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: Рынок крюковых погрузчиков претерпел изменения, поскольку ушли многие европейские бренды. Для нас и других российских производителей это стало отличной возможностью увеличить объемы производства и сбыта. Несмотря на уход европейцев, рынок не испытывает дефицита.
С. Метелев, KROMANN: ГК KROMANN старается поддерживать на своих складах необходимую номенклатуру популярных крюковых погрузчиков для максимального удовлетворения потребностей своих заказчиков. Оборудование ритмично поставляется на склад. Дефицита не наблюдается. На складе также имеются готовые мультилифты различных марок. Срок поставки несерийных крюков по специальным заказам составляет до 12 недель после оплаты.
Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: Мы постоянно мониторим рыночную ситуацию, и я могу с уверенностью сказать, что рынок не испытывает дефицита данного оборудования. Мы готовы производить и поставлять столько крюковых погрузчиков, сколько нужно рынку.
С. Метелев, KROMANN: Характерной тенденцией рынка является появление новых сфер деятельности пользователей и ниш использования мультилифтов, требование многофункциональности. Появляются новые доступные марки и модели автомобильных шасси, требования и ограничения технического законодательства. Необходимо подстраиваться под эти требования.
В связи с этим ГК KROMANN развивает и совершенствует линейку своих крюковых погрузчиков, проектирует новые готовые решения, совместно с изготовителями разрабатывает новые конструкции сменных кузовов и надстроек. Уже недалеко то время, когда производство крюковых погрузчиков KROMANN будет осуществляться в России на собственных производственных площадях. Мы работаем над этим.
Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: В связи с тем, что отрасль вывоза и переработки отходов продолжает свое развитие, могу предположить, что стабильный спрос на крюковые погрузчики в ближайшие годы сохранится. В связи с увеличением плеча вывоза отходов более востребованными будут автомобили большой грузоподъемности, от 20 тонн.
Итак, наши собеседники заверяют: дефицита мультилифтов, запчастей к ним и всего сопутствующего оборудования на нашем рынке нет и не предвидится, потребности российских предприятий в мультилифтах любых типов и размеров будут удовлетворяться в полном объеме.