У кукушки спрашивать не будем (часть 2)
Сроки службы некоторых типов строительной техники и как их увеличить
Сочлененные самосвалы (модели массой от 30 т)
Среднестатистическая наработка сочлененных самосвалов на отказ составляет от 7500 до 18 000 моточасов при работе в условиях средней тяжести.
Для сочлененных самосвалов «условия средней тяжести» определяются как эксплуатация при крупномасштабных земляных работах с эпизодическими перегрузками и воздействием ударных нагрузок. Движение по технологическим дорогам, находящимся в удовлетворительном состоянии, с периодическим преодолением крутых уклонов, высокого сопротивления качению и движением при недостаточном сцеплении шин с грунтом. «Тяжелые условия» – это регулярная работа с перегрузками, постоянное движение по плохо содержащимся дорогам с высоким сопротивлением качению и недостаточным сцеплением шин с грунтом, частое воздействие ударных нагрузок и преодоление крутых уклонов.
Тяжелые условия эксплуатации оказывают значительное влияние на сроки эксплуатации сочлененных самосвалов. Общая наработка на отказ сочлененных самосвалов в тяжелых условиях эксплуатации сокращается на 34% по сравнению с условиями средней тяжести.
В условиях средней тяжести наработка двигателей сочлененных самосвалов на отказ составляет от 9000 до 12 500 моточасов, трансмиссии – от 7000 до 12 000 моточасов, и шины до износа (проколы, порезы и разрывы не учитываются) – от 2500 до 6000 моточасов.
В тяжелых условиях сроки службы двигателей и трансмиссий уменьшаются на величину чуть менее 10%, а сроки службы шин «до прокола» сокращаются почти на 20%.
В наибольшей степени сокращаются сроки службы мостов и подвески. Если при условиях средней тяжести сроки службы мостов составляют в среднем от 9500 до 20 000 моточасов, то в тяжелых условиях среднестатистический ресурс моста уменьшается примерно на 3600 моточасов, то есть на 20%. В тяжелых условиях эксплуатации мосты сочлененных самосвалов служат всего лишь чуть дольше, чем двигатели. Серьезный ремонт подвески требуется в среднем еще до истечения 3000 моточасов эксплуатации – ее ресурс сокращается на 31%.
Автогрейдеры
Автогрейдеры похожи на скреперы в том плане, что у них также невелик риск выхода из строя при превышении срока службы агрегатов и узлов 12 000 моточасов. При наработке 20 000 моточасов 20% автогрейдеров все еще используются на основных дорожно-строительных работах.
Конечно, регулярное техническое обслуживание по-прежнему является одним из лучших способов продлить срок службы этих машин, особенно если они эксплуатируются в сложных и тяжелых условиях, например, на каменистом или скальном грунте или в условиях сильной запыленности воздуха. Но в общем автогрейдеры не так уж сложно поддерживать в хорошем техническом состоянии, поскольку они просты в обслуживании и доступ к агрегатам и узлам у них хороший. Существуют приемы работы, которые могут помочь увеличить срок службы отвала грейдера: например, установка отвала обратной стороной для заточки кромки и переключение на левостороннее движение при нивелировании грунта вдоль бордюров. Регулярное проведение осмотров и проверок отвала также является важным фактором поддержания его в отличном техническом состоянии.
Гусеничные фронтальные погрузчики
Гусеничные фронтальные погрузчики также отличаются длительным сроком службы. Обычно они достигают срока службы, при котором 80% узлов и агрегатов выходят из строя, через 18 000 моточасов. У строителей и дорожников гусеничные фронтальные погрузчики нередко отрабатывают более 20 000 моточасов. Затраты на владение и эксплуатацию, как правило, снижаются примерно до 14-го года службы машины. Поскольку эта дорожно-строительная техника универсальна и служит долго, она может стать одним из самых рентабельных среди вашего оборудования.
Опять-таки состояние ходовой части является важным фактором при оценке степени общего износа гусеничной машины. Срок службы гусеничного фронтального погрузчика, конечно, определяется условиями работы, но дорожники и строители обычно считают, что средний срок службы гусеничного фронтального погрузчика до капитального ремонта составляет около 6000–7000 моточасов. Капремонт двигателя и гидравлической системы может потребоваться примерно через 10 000–12 000 моточасов.
Скреперы
Скреперы – одни из самых долговечных тяжелых дорожно-строительных машин, и у строительных компаний обычно не возникает особых проблем с их эксплуатацией после истечения номинального срока службы.
Обычно производители предлагают выводить оборудование из эксплуатации на этом этапе, поскольку агрегаты и узлы, как правило, начинают быстро выходить из строя после достижения этого срока. Но самоходные скреперы служат значительно дольше, чем большинство других дорожно-строительных машин. Около 20% самоходных скреперов все еще остаются в эксплуатации даже после 25 000 моточасов наработки. Половина из них используется в основном производственном процессе до достижения наработки в 13 000 моточасов и не переводится на вспомогательные работы. Специалисты утверждают: если не жалеть средств на их качественное техническое обслуживание, зачастую можно еще больше увеличить срок службы этих машин.
Сроки службы компактной дорожно-строительной техники
По западной статистике, наработка компактных гусеничных погрузчиков до капремонта составляет 6000–7000 моточасов. В первую очередь у них обычно выходит из строя ходовая часть. Рабочее оборудование, как правило, служит дольше.
Сроки службы мини-экскаваторов достигают 10 000 моточасов. У них также первыми изнашиваются узлы ходовой части.
Мини-погрузчики с бортовым поворотом служат порядка 5000 моточасов при регулярном техобслуживании и правильной эксплуатации. Конечно, шины выходят из строя раньше и должны вовремя заменяться.
Шаги к долголетию
Итак, в завершение еще раз суммируем рекомендации от экспертов.
Обеспечьте первоклассное превентивное техническое обслуживание вашей дорожно-строительной техники в установленные сроки или ранее с использованием высококачественных расходных материалов.
Самое элементарное, но очень важное для продления сроков службы вашей техники: ежедневные тщательные осмотры (вовремя заметите отсутствующий болт, начинающуюся трещину в металле, несколько ниток корда на поверхности шины, быстро устраните эти небольшие неисправности – и предотвратите серьезные проблемы), регулярная смазка, очистка деталей машин от грязи, пыли и нагара.
Ведите подробный учет проработанного машиной времени и выполненных работ, условий, в которых машина работала, а также подробные записи о работах по ее техобслуживанию. Анализируйте причины неисправностей, чтобы предотвращать их в будущем. Тщательно подсчитывайте расходы на содержание машины, чтобы вовремя прекратить ее эксплуатацию, когда она станет экономически невыгодной.
Держите на складе запас обменных узлов, заблаговременно заменяйте изношенные узлы и детали до того, как они выйдут из строя, и тем более оперативно заменяйте вышедшие из строя компоненты.
Не пренебрегайте защитными деталями и приспособлениями: защитными кромками и накладками на самые изнашивающиеся места ковшей погрузчиков/ экскаваторов и кузовов самосвалов и т.п.
Не жалейте средств и времени на обучение операторов правильным приемам работы и обслуживания техники, поощряйте тех, кто бережно относится к оборудованию. Каждый оператор должен хорошо знать содержание Руководства по эксплуатации своей машины и рекомендации производителя техники по ее содержанию и обслуживанию.
Не забывайте про соблюдение условий хранения техники, когда она не используется, особенно в период непогоды (ураганы, ливни и т.п.) и в зимнее время. Резкие перепады температур могут привести к конденсации влаги в узлах и в смазочных материалах, а влага станет причиной коррозии и порчи смазки, нарушений контактов в электрооборудовании. Влага, коррозия и поломки, высокая температура и пыль могут привести к разрушению смазочных материалов, что также может негативно сказаться на оборудовании.
И наконец, главное правило, которое сформулировал один из специалистов отрасли: только убедившись, что дорожно-строительная машина находится полностью в исправном состоянии, можно начинать его эксплуатацию, причем машина должна выполнять именно те работы, для которых она предназначена, нагрузки и прочие параметры работы должны соответствовать пределам, указанным в технической документации машины.
Именно безукоризненное следование этому простому и разумному закону позволит владельцам и операторам техники увеличить ее наработку на отказ и сроки рентабельной службы на многие годы, а также обеспечить безопасность работающих на машинах людей. По статистике, в США ежедневно получают производственные травмы около 13 000 работников! По нашей стране данные гораздо скромнее, но цифры ведь сильно зависят от используемой методики расчетов. Важно, что строительная отрасль и в США, и у нас занимает одно из лидирующих мест по производственному травматизму.